Фрагмент для ознакомления
2
2 ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ ПАО «РЖД»
2.1 Экспресс-анализ финансового состояния
ПАО «Российские железные дороги» (ПАО «РЖД») – российская государственная вертикально интегрированная компания, владелец инфраструктуры общего пользования, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. ПАО «РЖД» входит в первую десятку крупнейших транспортных компаний мира и является лидером рынка в сегментах грузовых железнодорожных перевозок, занимая третье место в мире по грузообороту.
ПАО «РЖД» было образовано в 2003 году на базе Министерства путей сообщения РФ. Центральный офис компании находится в Москве по адресу ул. Новая Басманная, дом 2. Часть подразделений центрального аппарата (профильные железнодорожные департаменты) расположены по адресу: г. Москва, ул. Каланчёвская, д. 35.
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.
В рамках проведения структурной реформы на железнодорожном транспорте, с созданием условий для отделения деятельности по предоставлению услуг инфраструктуры от перевозочной деятельности и появлением конкурентной среды, с 2008 года структура компании была трансформирована в вертикально-ориентированный холдинг. Принадлежащая ПАО «РЖД» железнодорожная сеть разделена между 16 филиалами. Также в отдельные филиалы выделено 9 дирекций.
ПАО «РЖД» оказывает полный спектр услуг в таких сферах как грузовые перевозки, предоставление услуг локомотивной тяги и инфраструктуры; ремонт подвижного состава; пассажирские перевозки в дальнем и пригородном сообщении; контейнерные перевозки, логистические, инжиниринговые услуги; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; а также прочие виды деятельности.
Основные факты о деятельности ПАО «РЖД»:
Естественная монополия, в собственности которой находится третья в мире по протяженности железнодорожная сеть (более 85,5 тыс. км на 31 декабря 2019 г.) и смежная инфраструктура в России.
является лидером рынка в сегментах грузовых железнодорожных перевозок, занимая первое место в мире по энергоэффективности грузовых перевозок.
в собственности находятся почти все локомотивы в России, на 31 декабря 2019 года эксплуатируемый парк локомотивов составил 14 014 единиц.
является одним из крупнейших операторов грузового подвижного состава, насчитывающим более 142 тыс. вагонов (совместно с дочерними компаниями).
одна из крупнейших в России компаний по объему активов: на 31 декабря 2019 года в соответствии с финансовой отчетностью их стоимость оценивалась примерно в 6,64 трлн. руб. (около 107,3 млрд долл. США).
в 2019 году доходы по всем видам деятельности компании составили 1848,1 млрд. рублей.
крупнейший работодатель в России: в компании и ее дочерних обществах работают около 900 тыс. человек по данным на конец 2019 года.
руководствуется принципами социальной ответственности: на реализацию обязательств по Коллективному договору в 2019 году направлено более 22 млрд. рублей.
Для оценки ключевых экономических показателей деятельности ПАО «РЖД» был проведен экспресс-анализ показателей бухгалтерского баланса на 31.12.2019 г. (Приложение 1) и отчета о финансовых результатах (Приложение 2). Результаты экспресс-анализа показателей бухгалтерской отчетности ПАО «РЖД» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Экспресс-анализ финансового состояния ПАО «РЖД»
№ п/п Наименование показателя Показатели Изменения
2018 г. 2019 г. млн. руб. %
1 Выручка млн. руб. 1798397 1848123 49726 2,8
2 Среднемесячная выручка, млн. руб. 149866 154010 4144 2,8
3 Прибыль от продаж, млн. руб. 140799 166292 25493 18,1
4 Рентабельность продаж, % 7,83 9,00 1,17 -
5 Чистая прибыль, млн. руб. 18363 53457 35094 191,1
6 Чистая рентабельность продаж, % 1,02 2,89 1,87 -
7 Валюта баланса (среднегодовая стоимость активов), млн. руб. 6109988 6450453 340466 5,6
8 Оборачиваемость активов, об. 0,294 0,287 -0,008 -2,7
9 Основные средства (среднегодовая стоимость), млн. руб. 5030719 5336941 306222 6,1
10 Фондоотдача, руб./руб. 0,357 0,346 -0,011 -3,1
11 Оборотные активы (среднегодовая стоимость), млн. руб. 341233 352406 11173 3,3
12 Оборачиваемость оборотных активов, об. 5,27 5,24 -0,03 -0,5
13 Дебиторская задолженность (среднегодовая величина), млн. руб. 130870 138102 7233 5,5
14 Средний срок погашения дебиторской задолженности, дн 26 27 1 2,7
15 Краткосрочные обязательства (среднегодовая величина), млн. руб. 666795 791171 124376 18,7
16 Средний срок погашения краткосрочных обязательств, дн 133 154 21 15,5
17 Собственный капитал, млн. руб. 4329668 4428441 98774 2,3
18 Коэффициент автономии 0,71 0,69 -0,02 -3,1
На основании данных таблицы 1 можно сделать вывод о том, что в течение 2019 года эффективность деятельности ПАО «РЖД» повысилась – об этом говорит увеличение прибыли от продаж на 18,1%, которое привело к увеличению рентабельности продаж с 7,83% до 9,00%, тогда как увеличение чистой прибыли на 191,1% (на 35094 млн. руб.) привело к росту рентабельности продаж по чистой прибыли с 1,02% до 2,89%.
Необходимо отметить, что произошедшее в 2019 году увеличение выручки ПАО «РЖД» на 2,8% было недостаточно интенсивным по сравнению с увеличением стоимости суммарных активов компании (прирост – 5,6%), среднегодовой стоимости основных средств (прирост – 6,1%), среднегодовой стоимости оборотных активов (прирост – 3,3%), в результате чего в компании произошло замедление оборачиваемости активов, в том числе скорость оборота оборотных активов сократилась на 0,5% (на 0,03 оборота в год), а фондоотдача основных средств снизилась на 3,1% (на 11173 рублей выручки на 1 рубль стоимости основных средств).
Кроме того, в 2019 году в ПАО «РЖД» наблюдается увеличение среднего срока погашения дебиторской задолженности на 2,7% с 26 до 27 дней, связанное с увеличением среднегодовой суммы дебиторской задолженности на 5,5%. А средний срок погашения краткосрочных обязательств по итогам 2019 года вырос на 15,5% и составил 154 дня, что говорит о неоптимальном соотношении дебиторской и кредиторской задолженностей в компании. В результате превышения среднего срока погашения краткосрочных обязательств над средним сроком погашения дебиторской задолженности, ПАО «РЖД», с одной стороны, имеет возможность использовать средства, полученные от дебиторов, в своей текущей деятельности, но длительный срок погашения обязательств может привести к потере деловой репутации компании.
Анализ финансового состояния компании заключается, прежде всего, в оценке коэффициента финансовой автономии (удельный вес собственного капитала в общем объеме источников финансирования). Как видно из данных таблицы 1, в 2019 году произошло снижение коэффициента автономии с 0,71 до 0,69, что позволяет сделать вывод не только о высоком уровне финансовой независимости ПАО «РЖД» от внешних кредиторов, но и наличии негативных тенденций в финансовом положении компании.
Таким образом, проведенный экспресс-анализ ключевых финансово-экономических показателей деятельности ПАО «РЖД» в 2018-2019 гг. позволяет сделать вывод о том, что деятельность компании прибыльна и достаточно эффективна, причем в 2019 году наблюдается увеличение рентабельности продаж, связанное не только с увеличением объема оказанных услуг и выручки от продаж на 2,8%, но и со снижением уровня затрат по
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Законодательные акты
1. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс] / Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ – Режим доступа: https://base.garant.ru/185181, свободный.
2. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс] / Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ – Режим доступа: https://base.garant.ru/70103036, свободный.
3. О формах бухгалтерской отчетности организаций [Электронный ресурс] / Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н – Режим доступа: https://base.garant.ru/12177762, свободный.
Учебная литература
4. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической дея¬тельности предприятия. – М.: Дело и сервис, 2018. – 337 с.
5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2017. – 424 с.
6. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2018. – 321 с.
7. Донцова Л.В., Никифорова Н.А., Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2017. – 231 с.
8. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 356 с.
9. Любушин Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Юнити-Дана, 2017. – 456 с.
10. Мельник М.В., Егорова С.Е., Кулакова Н.Г., Юданова Л.Г. Комплексный экономический анализ. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, Форум, 2018. – 352 с.
11. Пожидаева Т.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: «КноРус», 2018. – 320 с.
12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2018. – 342 с.
13. Чечевицына Л.Н. Экономический анализ: учебн. пособие для средних профессиональных учебных заведений – Ростов н/Дону: Феникс, 2018. – 113 с.
14. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: Инфра – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 396 с.
15. Шредер Н.Г. Анализ финансовой отчетности. – М.: Альфа-Пресс, 2018. – 173 с.
Научные статьи
16. Володин Анатолий Алексеевич Оборотные средства и финансовое состояние предприятий // Вестник ГУУ. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).
17. Жамбалов Ж.Ч., Головецкий Н.Я. Оборотный капитал на производстве: анализ и эффективное использование // Вестник евразийской науки. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).
18. Калмакова Н.А., Подповетная Ю.В., Резанович Е.А. Методика определения рационального уровня оборотных средств промышленного предприятия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).
19. Оганова М.А. Источники формирования и методика расчета потребности в оборотном капитале // Таврический научный обозреватель. 2016. №7 (12). URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).
20. Рахаев В.А. Индексный метод расчета лимитов на оборотное финансирование // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).
21. Савицкая Г.В. Актуализация существующих подходов к определению продолжительности операционного и финансового циклов // Экономический анализ: теория и практика. 2018. №8 (479). URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).
22. Семешко А.В., Жиров Е.Л. Учет потребности в увеличении оборотных средств при планировании и ускорение оборачиваемости рабочего капитала // УБС. 2003. №4. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).