Фрагмент для ознакомления
2
По приговору Заринского городского суда Алтайского края от 25 сентября 2018 г. главный специалист администрации Заринского района осуждена по ч. 2 ст. 293 УК («Халатность»). Ей назначено наказание в виде двух лет лишения свободы условно с испытательным сроком два года с лишением права заниматься деятельностью, связанной с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, сроком на два года. Судом установлено, что осужденная достоверно была осведомлена о том, что ребенок в возрасте одного месяца оставлен матерью полностью на попечение престарелой злоупотребляющей спиртным женщины, ранее лишенной родительских прав, находился в антисанитарных условиях без питания и средств гигиены. Ввиду категорического отказа матери ребенка получить бесплатное детское питание и отсутствия средств для приобретения такового ребенка кормили смесью, непригодной для младенца, однако специалист органов опеки и попечительства, лично посетив семью, пришла к выводу о том, что нет оснований для отобрания мальчика из семьи. Двухмесячный ребенок фактически умер от голода ровно через месяц после составления акта обследования жилищно-бытовых условий семьи с выводами о том, что его жизни ничего не угрожает. Сигналы сотрудников медицинской организации о бедственном положении ребенка в семье специалистом органа опеки и попечительства были проигнорированы.
Четырьмя годами раньше 10 февраля 2014 г. Кузьминский районный суд г. Москвы вынес Постановление в отношении специалиста районных органов опеки и попечительства, признав ее виновной по ч. 2 ст. 293 УК и освободив от уголовной ответственности на основании Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 декабря 2013 г. N 3500-6ГД «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации». При рассмотрении уголовного дела в суде было установлено, что специалист органов опеки и попечительства игнорировала неоднократные сигналы об опасном положении двух годовалых девочек-двойняшек в семье, где умерла мать, а отец непрерывно употреблял спиртное. В результате безразличного отношения отца к детям они были оставлены на неделю в запертой квартире, одна из девочек умерла от голода и жажды, вторая в тяжелом состоянии была доставлена в больницу.
Оставление малолетнего ребенка без воды и питания, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра влечет непосредственную угрозу его жизни и здоровью, в связи с чем при таких обстоятельствах несовершеннолетнего следует незамедлительно изымать у родителей. Об этом прямо говорится в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. N 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав».
Фактически только эти основания для отобрания детей у родителей отражены в официальном документе. В остальных случаях органам опеки и попечительства необходимо руководствоваться требованиями ст. 77 СК, в соответствии с которой при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью органу опеки и попечительства следует немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может стать основанием для вынесения органом исполнительной власти субъекта Федерации либо главой муниципального образования акта о немедленном отобрании ребенка и об изъятии его из семьи, в соответствии с указанным Постановлением Пленума Верховного Суда следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится.
Понятие «угроза жизни и здоровью ребенка» носит оценочный характер, что вполне очевидно - ситуации, в которой может оказаться ребенок в семье, заранее непредсказуемы. Соответственно, невозможно законодательно предусмотреть все случаи, в которых ребенка нужно срочно забирать у родителей, спасая тем самым его от гибели, равно как выработать универсальные критерии для оценки реальности угрозы жизни и здоровью ребенка при нахождении его в семье. Такую оценку может дать только специалист на основании объективно установленных фактов, своего внутреннего убеждения, а также профессионального и личного опыта. И это не только специалист органов опеки и попечительства, но и прокурор, оценивающий на предмет законности постановление об отобрании ребенка, поступившее в прокуратуру в соответствии с требованиями ст. 77 СК; прокурор, принимающий решение об утверждении обвинительного заключения по уголовному делу о халатности в действиях (бездействии) сотрудника органов опеки и попечительства при оставлении ребенка в семье в случае наступления тяжких последствий для несовершеннолетнего и поддерживающий государственное обвинение в суде. Это также и судья, рассматривающий по существу уголовное дело о халатности сотрудника органа опеки и попечительства. Оценочный характер ситуаций, связанных с отобранием детей у семьи, напрямую влечет неоднозначность практики привлечения сотрудников органов опеки и попечительства к уголовной ответственности по ст. 293 УК.
Анализ практики привлечения сотрудников органов опеки и попечительства к уголовной ответственности по ст. 293 УК в связи с несвоевременным отобранием ребенка у родителей позволяет сделать выводы о том, что вопрос о наличии либо об отсутствии в действиях (бездействии) специалиста признаков состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК, напрямую связан с достоверно установленными фактами поступления в органы опеки и попечительства информации о нахождении ребенка в семье в опасном положении до того, как наступили тяжкие последствия для несовершеннолетнего. Следующим моментом, который необходимо оценивать, является достаточность и своевременность мер, принятых сотрудником органа опеки и попечительства в пределах своей компетенции для защиты прав ребенка.
Вести речь о наличии оснований для привлечения специалиста органов опеки и попечительства к ответственности по ст. 293 УК можно только при указании в его должностных обязанностях на возможность инициирования процедуры отобрания ребенка у родителей, при достоверной осведомленности специалиста о нахождении ребенка в семье в условиях, угрожающих его жизни и здоровью (неполучении этой информации в предусмотренных законом случаях), непринятии необходимых мер для защиты прав ребенка и наступлении именно в связи с этим тяжких последствий, таких как смерть ребенка, совершение в отношении его преступления.
2.2. Значение опеки и попечительства при наследовании
В соответствии с пунктом 1 ст. 121 СК РФ, на органы опеки и попечительства возлагается защита прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения (в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей). Над такими детьми для защиты их прав и интересов устанавливается опека или попечительство (п. 1 ст. 145 СК РФ).
Согласно пункту 1 ст. 34 ГК РФ, пункту 2 ст. 121 СК РФ, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей регламентирована также Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», нормы которого в первую очередь направлены на защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (что следует из п. 1 ст. 145 СК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона N 48-ФЗ, при получении сведений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по их защите.
Анализ приведенных положений законодательства позволяет отметить ведущую роль органов опеки и попечительства в защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных категорий детей, нуждающихся в такой защите.
Несовершеннолетние, как и иные граждане, могут иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ст. 18 ГК РФ).
Пунктом 3 ст. 60 СК РФ предусмотрено, что ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Таким образом, органы опеки и попечительства призваны
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция о правах ребенка (принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. N 45.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
6. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, N 17, ст. 1755,
7. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, N 52, ст. 5880.
8. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
9. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
10. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
11. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2572.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2012 N 15-П // Собрание законодательства РФ, 16.07.2012, N 29, ст. 4167.
13. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011, раздел «Рассмотрение судами дел о лишении родительских прав» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 7, июль, 2012.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 1, январь, 2018.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 7, 1998.
16. Апелляционное определение Московского городского суда от 20.03.2017 по делу N 33-10117/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.06.2017 по делу N 33-21394/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Апелляционное определение Московского городского суда от 02.06.2017 по делу N 33-21438/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Апелляционное определение Московского городского суда от 30.03.2017 по делу N 33-10233/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Апелляционное определение Московского городского суда от 30.03.2017 по делу N 33-10233/2017, от 10.03.2017 по делу N 33-4387/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Определение Московского городского суда от 15.04.2016 N 4г-3339/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Антонов К. Финансирование приемных семей. Споры // Административное право. 2017. N 1. С. 70.
23. Данилова Л.Я. К вопросу о возможности дифференциации гражданско-правовых последствий наличия у гражданина психического расстройства // Семейное и жилищное право. 2012. N 5. С. 4.
24. Зейгер М.В., Шейфер М.С., Юдин А.В. «Неполная мера» дееспособности в гражданском праве: юридический, медицинский и психологический аспект (постановка проблемы) // Юридическая психология. 2012. N 3. С. 3.
25. Куропацкая Е.Г., Темникова Н.А., Попова О.С. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».
26. Ларикова И.В., Дименштейн Р.П., Волкова О.О., Таранченко Е.Ю. Взрослые с ментальными нарушениями в России: по следам Конвенции о правах инвалидов. М.: Теревинф, 2015. С. 33.
27. Левушкин А.Н. Юридические особенности и правовая природа приемной семьи в Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2011. N 6. С. 15.
28. Петурова Н.Н. Правовое регулирование опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан в России // Адвокат. 2016. N 12. С. 50.
29. Рабец А.М. Алиментные обязательства и отношения по опеке и попечительству: проблемы сосуществования // Современное право. 2018. N 2. С. 30.
30. Рабец А.М. Реформа законодательства об опеке и попечительстве: достоинства, просчеты, проблемы: Моногр. М.: АТК и ППРО, 2009. С. 64.
31. Рабец А.М. Супруг-опекун и супруг-подопечный: особенности правового положения // Современное право. 2017. N 6. С. 39 - 45.
32. Скуратовская М.М. Формы защиты семейных прав // Семейное и жилищное право. 2017. N 3. С. 16 - 18.
33. Шамраева И.Л. Приемная семья как форма устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. 2018. N 3. С. 14 - 18.