Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА 5
1.1 Понятие мотивации и стимулирования труда, основные подходы к изучению 5
1.2 Современные методы мотивации и стимулирования труда 15
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МОТИВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ 19
2.1 Использование современных методов построения эффективной системы мотивации 19
2.2 Анализ системы мотивации персонала современной организации на примере зарубежных и отечественных предприятий 24
Заключение 31
Список использованных источников 32
Фрагмент для ознакомления
2
Процессуальные теории в отличие от содержательных изучают сам процесс мотивации, поскольку даже если хорошо известно, какие имеются потребности у человека, это не дает гарантии, что мотивация будет осознанная и контролируемая и направлена на достижение желаемых для организации целей. На данном этапе развития управленческих наук существует следующий ряд теорий:
1. Теория ожидания (Врум, Портер, Лоулер) - на основе ранее полученного опыта у человека складывается представление, насколько реальной может быть достижение цели и какое вознаграждение его ждет. В зависимости от этого, складывается и мотивационное поведение. Если ожидания высоки и человек в силу предыдущего опыта верит в достижимость цели, то человек будет действовать соответствующе - он мотивирован на достижение цели. Если же напротив, он не верит в успех и считает, что усилия будут неоправданно затрачены, то любые препятствия будут отражаться на его поведении.
2. Теория справедливости (равенства) - согласно этой теории, сотрудник оценивает стимулирующие действия со стороны организации вместе с действиями, предпринимаемые к другим сотрудникам. Кроме того оценке подвергаются и условия труда. В результате работник определяет эффективность своего труда.
3. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера - сущность теории в том, что у человека существует соотношение между вознаграждением/наказанием за результативность и приложенными усилиями. Отличие от теории ожидания в том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот.
Согласно такой теории эффективность труда должна постоянно повышаться.
4. Теория мотивации Дугласа Мак Грегора (теория постановки целей) - сформулированы две теории: теория "X" и "Y", каждая из которых рассматривает мотивацию с двух противоположных сторон. Первая теория утверждает, что работники не заинтересованы в ответственности, и их действиями руководит чувство страха и деньги.
Согласно второй теории работники не ленивы и не безответственны, то есть они могут быть инициативными и творческими в труде, если подобрана правильная мотивация.
Данные теории не являются взаимоисключающими, автор считает, что руководитель для грамотного управления должен пользоваться двумя теориями вместе и помогать своим сотрудникам перейти из одного уровня в другой.
Появление и развитие всех этих теорий обусловлено специфичным периодом экономических отношений, которые, в свою очередь, являлись основой для возникновения определенных мотивов и стимулов трудовой деятельности.
Таким образом, в основе любой человеческой деятельности лежат стимулы и мотивы, которые определяют поведение человека. Действия человека по отношению к потребности могут полностью или частично удовлетворять их, либо не удовлетворять вовсе. В последнем случае человек может выбрать другое поведение для того чтобы достичь цели. Иногда уже осуществляемые действия меняют мотивы и стимулы. Иными словами, мотивация определяет целенаправленность действия, а деятельность обуславливает мотивацию.
1.2 Современные методы мотивации и стимулирования труда
Перечислим и охарактеризуем наиболее часто используемые методы мотивации и стимулирования труда на предприятии. Традиционно их принято разделять как материальные и нематериальные. Материальные в свою очередь подразделяются на денежные и неденежные. К денежным стимулам относят:
1. Заработная плата - компенсация трудовой деятельности сотрудника. Она является основой стимулирования эффективности труда работника, одной из сильнейших инструментов, так как может достигать относительно больших размеров по сравнению с другими компонентами, как следствие, является одним из самых привлекательных инструментов для сотрудников6. Высокий уровень заработной платы способствует закреплению положительного имиджа компании и привлечению компетентных специалистов.
2. Премии, надбавки, доплаты - материальное поощрение за высокие результаты труда, опыт и знания, инициативность, рационализаторские предложения.
Положительным моментом использования этого метода является то, что сотрудник непосредственно отмечает связь между эффективностью своего труда и вознаграждением. Система с применение данного метода способствует росту производительности, вдохновляет сотрудников на получение новых знаний и навыков и применения их в своей деятельности для достижения наибольших результатов.
Если рассматривать неденежные формы мотивации и стимулирования труда, то к ним обычно относят социальные - медицинское обслуживание, страховка, путевки, питание, оплата транспортных расходов и мобильной связи, абонементы в спортзал, место на парковке, дополнительный отпуск, предоставление служебного транспорта и т.п., и функциональные - улучшение организации и условий труда.
Обычно неденежные формы мотивации используются специалистами по управлению человеческими ресурсами при разработке системы стимулирования трудовой деятельности в зависимости от целей и задач компании, ее стратегии. К примеру, существуют такие организации, где в кадровой политике заложены постоянные спортивные конкурсы между филиалами компаний. Как следствие, HR-менеджеры филиалов отдавали предпочтения соискателям, имеющим те или иные достижения в спорте, причем в ущерб основным профессиональным компетенциям. Разумеется, производительность труда отделов падала, поскольку решение основных задач было на ответственности более квалифицированных сотрудников. Зато
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.trudkod.ru/
2. О муниципальной службе в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/
3. Абрамова, В.В. Мотивация персонала как элемент системы стратегического управления предприятием. – С.:СГЭУ им. Решетнева, 2016.
4. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 c.
5. Башмаков, В.И. Управление социальным развитием персонала / В.И. Башмаков, Е.В. Тихонова. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2014. – 238 с
6. Ветлужских, Е. Мотивация и оплата труда. Инструменты, методики, практика. – М: Альпина, 2016г. – 159 с.
7. Ветлужских, Е. Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI. – М: Альпина, 2015г. – 218 с.
8. Генкин Б.М., Коновалова Г.А. Основы управления персоналом. -М.: Высш. школа, 2016. - 518с.
9. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы СПб.: Издательство «Питер», 2012. - 512с.
10. Каплан Р., Нортон, Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию/ Р. Каплан, Д. Нортон - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. - 214 с.
11. Ляско, А.К. Стратегический менеджмент: Современный учебник / А.К. Ляско. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. - 488 c.
12. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник / Ю.А. Маленков. - М.: Проспект, 2011. - 224 c.
13. Маслоу, А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008, 352с., 3-e изд. (Серия "Мастера психологии").
14. Мисникова, Л.В. Организация труда в торговле. - Издательство Гревцова, 2010.
15. Мордовин, С.К. Управление персоналом: современная российская практика. – СПб.: Питер, 2003. – 288 с.: ил. – (серия «Теория и практика менеджмента»).
16. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017
17. Родионова, Е.А. Мотивация и стимулирование персонала в организации. Учебное пособие. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2008
18. Рофе, А.И. Экономика труда: учебник / А.И. Рофе.- М.: КНОРУС, 2015г.-400 с.
19. Пономарев, И.П. Мотивация работой в организации; Едиториал УРСС - Москва, 2014. - 224 c.
20. Самоукина, Н.В. Управление персоналом: российский опыт. – СПб.: Питер, 2003. -218с.
21. Самоукина, Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах – М.: Вершина, 2018. - 224 с.
22. Скляревская, В.А. Экономика труда: Учеб. для бакалавров / В.А.Скляревская. - М: Дашков и К, 2014. - 304 с.
23. Томпсон А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент. - М.: Вильямс, 2016, — 928 с.
24. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала/С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2015. - 224 с.
25. Шмидт, В.Р. Проблемы и технологии оценки персонала; Речь - Москва, 2013. - 160 c.
26. Шопенгауэр, А. О четверояком корне закона достаточного основания [Электронный ресурс], 1813г. — Режим доступа: URL: https://www.e-reading.club/book.php?book=104336