Фрагмент для ознакомления
2
поступательного развития общества, создание должных условий самореализации граждан.
К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относится убеждение и принуждение.
Метод убеждения является основным и главным побудительным методом. Метод убеждения является совокупностью средств, приемов и способов воздействия на сознание человека с целью формирования у него мнения об осознанном и добровольном соблюдении и исполнении правовых предписаний . Убеждение воздействует на людей через воспитание общественно необходимых внутренних побуждений, стремлений человека, а принуждение - на внутреннее побуждение человека через его действия .
Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на сознание человека, результатом которого выступает усвоение и принятие им определенных социальных ценностей. Превращение идей в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека.
Государственная власть не способна обойтись без особого, присущего только ей вида принуждения государственного. Используя государственное принуждение, господствующий субъект навязывает свою волю подчиненным. Настоящим и отличается государственная власть от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
Под государственным принуждением понимается психологическое, материальное или физическое (насильственной) воздействие на личность полномочных органов и должностных лиц государства в целях ее принуждения действовать по воле властвующего субъекта, и в интересах государства. Государственное принуждение как таковое - это острое и жесткое средство социального воздействия.
Государственное принуждение основано на организованной силе, выражает ее и поэтому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта.
Государственным принуждением ограничивается свобода личности. Путем принуждения подавляются, «тормозятся» интересы и мотивы асоциального поведения, и тем самым стимулируется общественно полезное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Неправовое государственное принуждение может обернуться беззаконием государственных органов, и поставить индивида в незащищенное положение.
Государственное принуждение признается правовым тогда, когда его вид и мера строго определены правовыми нормами, и когда оно применяется в процессуальных формах. Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд.
Степень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлена тем, в какой мере она:
подчинена общим принципам данной правовой системы,
является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,
нормативно регламентирована по содержанию, пределам и условиям применения,
действует через механизм прав и обязанностей,
оснащено развитыми процессуальными формами».
Формы государственного правового принуждения достаточно разнообразны. Это своего рода меры предупредительного воздействия, которыми могут быть:
• проверка документов с целью предотвращения правонарушений;
• прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.;
• правовое пресечение - административное задержание, привод, обыск и т.д.;
• меры защиты - восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.
3. Легитимность и легальность государственной власти
Легитимность является близким по своему составу словом, однокоренным с законностью (legitimus и legalis), из-за этого в большинстве случаев в отечественной науке их отождествляют.
Например, В. Ф. Халипов прямо указывает, что легитимность -это законность . В. М. Корельский пишет: «Представительные органы становятся легитимными на основании проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов» . В современной науке сопоставление понятий легальности и легитимности нельзя признать обоснованным. Так, Л. С. Мамут писал, что в современном понимании легитимации и легитимности не имеется мысли об их обусловленности, преддетерминированности (напрямую или опосредовано) легализацией и легальностью. Могут быть легитимирующая иллегальность и делегитимированная законность (легальность)» . Пётр решил дать второй шанс.
В период своего зарождения понятие «легитимность» рассматривалась как синоним понятия «легальность». Но затем, когда появились работы М. Вебера, и по наше время, начал свое становление подход, различающий термины легальность и легитимность. Так, в трудах М. Вебера, легитимность начала рассматриваться как всеобщее признание политических или правовых институтов. Он писал, что «легитимность» ему представляется более широким понятием, нежели «легальность», потому как «легитимность» означает веру в важность правового порядка, а легальность - это часть из составляющих легитимности. Однажды Ольга решила быть на стороне Индии.
Термин легитимности применяется исключительно в политической и государственной сфере, а понятие легальности может применяться в политической и государственной власти, также в сфере частных отношений, но также может применяться в политической и государственной среде. Итак, легальность можно рассматривать как в отношении частных лиц и организаций, так и во взаимоотношении органов политической и государственной власти, когда в свою очередь легитимность можно рассматривать только во взаимоотношениях политической и государственной власти. Деятельность частных лиц и организаций не может быть легитимной или нелегитимной. Она может быть только легальной или нелегальной.
Легитимность и легальность - похожие по своему роду, но не идентичные понятия. Легитимность характеризуется с точки зрения оценочного и политического характера, а легальность с точки зрения юридического и этически нейтрального. Отличаясь от легальности, легитимность власти также означает законность, но в более широком смысле обозначает соответствие власти морали, справедливости, так как политическая власть не всегда основывается на правовых нормах и законах, но постоянно пользуется какой-либо поддержкой части населения. Легитимность характеризуется опорой и поддержкой власти действующими субъектами политики. В одних политических системах власть может быть легальной, в других может быть, как легитимной, так и нелегальной, как после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения; также может быть и легальной, и легитимной . Постараемся поближе рассмотреть подходы к определению понятия «легитимность». Чаще всего ученые считают, что легитимность вытекает из понятия «государственная власть». Например, в социологической энциклопедии сказано, что легитимность государственной власти - это фундамент любого режима, который вмещает в себя два компонента:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.// Собр. законодательства Рос. Федерации от 04.08.2014г. № 31. ст. 4398.
2. Анашкина Ю.Н., Бобоева Н.И. Государственная власть: понятие и сущность/Ю.Н. Анашкин, Н.И. Бобоева//
Мир политики и социологии. 2015. № 8. С. 89104.
3. Давыдов Ю. Н. Современный политологический словарь // под ред. В. И. Даниленко. – М. : Nota Bene, 2000. – С. 248–249.
4. Дуденкова А. А. Легитимность как теоретическая категория: политико-правовой анализ/А.А. Дуденкова // Философия права. - 2005. - № 4. - С. 65.
5. Елисеев Б.П. Система государственной власти в современной России. – М., 1917.
6. Жилинская В.С. Легитимность государственной власти: теория и реальность/В.С. Жилинская//Lex russica (Русский закон). 2016. № 9 (118). С. 27-36.
7. Кистяковский Н.М. Лекции по общей теории права. –СПб., 1894.
8. Теория государства и права : учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019.
9. Конин Н.М. Организационно - правовые основы государственного управления социалистическим общественным производством (административно-правовое исследование): Дис...д-ра юрид.наук.-Саратов, 1977.
10. Кулагин Д.А. Конституция и легитимность государственной власти: филосовско-правовые, политические основания/Д.А. Кулагин//Проблемы права. 2010. № 1 (21). С. 44-49.
11. Ледяев О.М. Понятие власти // Власть в социалистическом обществе: Теория, история и перспективы. – М., 1989.
12. Манов Г. Н. Признаки государства: Новое прочтение // Политические проблемы теории государства. М.: ИГП РАН, 1993.
13. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права России: учебное пособие: в 2 т. Т. 1. Государство. - Москва: Проспект, 2019
14. Матузов, Н. И. Теория государства и права : курс лекций / Н.И. Матузов, А.А. Воротников, В.Л. Кулапов ; под ред. Н.И. Матузова, А. В. Малько. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юр. Норма : НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 640 с.
15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1987, Т. 21.
16. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907.
17. Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М., 2008. С. 39.
18. Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства. Ярославль, 1919.
19. Современный политологический словарь / под ред. В. И. Даниленко. – М. : Nota Bene, 2000. – С. 236–237.
20. Старостин Е.О. Правовые формы осуществления государственной власти/Е.О. Старостин//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Нижегородская академия МВД России. Нижний Новгород, 2006.
21. Суслина И.А. Философско-правовой анализ соотношения понятий «право», «государство», «власть» и «принуждение» // История государства и права. - 2014. - № 6.
22. Тихомиров Ю. А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 1998. № 7..
23. Чеботарев Г.Н. Разделение властей в Российской Федерации –важнейший конституционный принцип функционирования правового демократического государства/Г.Н. Чеботарев//Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2013. № 3.