Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Система контроля является чрезвычайно значимой управленческой системой каждой организации, определяющей качество реализации поставленных целей, задач, планов, программ и иных мероприятий. Каждое управленческое задание требует применения определенных методов и технологий контроля, посредством которых можно своевременно выявить отклонения и принять необходимые меры для исправления ситуации. Именно поэтому контроль определяет эффективность деятельности любой организации.
Среди отечественных ученых этой проблеме уделяли внимание В.Афанасьев, И.Верещагин, Д.Гвишиани, А.Игнатьева, Н.Кондратьев, В.Кузьмин, М.Максимцов, Новиков Д., И.Пригожин, В.Садовский, В.Соловьев, Черногор С.А., Э.Юдин и другие.
В связи с этим, целью исследования является анализ системы контроля на российских предприятиях, выявление проблем их формирования и применения в менеджменте.
Задачами исследования являются:
- изучить понятие и формы контроля в организации,
- рассмотреть этапы процесса контроллинга в системе менеджмента организации;
- представить характеристику деятельности компании ООО «Дикомп-Классик»;
- осуществить анализ применения функции контроля в менеджменте компании;
- определить принципы контроля для разных уровней управления в компании
- разработать программу внедрения стандартов контроля бизнес-процессов в компании.
Предметом исследования явились правовые, экономические, организационные и управленческие отношения, лежащие в основе реализации функции контроля в современной компании.
Объектом исследования являются ООО «Дикомп-Классик», ООО «Ривьера», ООО «Бэхетле».
Методологической основой послужили общенаучные методы исследования: системного и факторного анализа, аналитико-прогностического, комплексного и ситуационного подходов, метод научной абстракции, а также статистические методы анализа и группировок.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких ученых, как И. Ансофф, Х.Виссема, П. Друкер, М. Портер, Г. Саймон, А. Стрикленд, С.Фишер и др. Вопросам исследования сущности и содержания управленческих решений посвятили свои работы В.В. Глущенко, А.Г. Ивасенко, И.Д. Ладанов, А.Э.Саак, Л.Е. Соколова,Е.И. Бражко, Е.П.Голубков, О.С. Виханский, И.Л. Карданская, Л.И. Лукичева, Р.А. Фатхудинов, Е.Ю. Хрусталев, Л.П. Яновский и др.Из зарубежных авторов, работавших по исследуемой проблеме: Т.Бойделл, Н. Виннер, Ф. Котлер, Р.Д. Льюис, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Ф. Харрисон и др.
Структура работы обусловлена целью, задачами и методологией исследования. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
В переводе с французского слово «контроль» означает список, ведущийся в двух экземплярах (фр. contrôle, от contrerôle —, от лат. contra - против и rotulus - свиток) .С самых древних времен управленческая функция была признана важнейшей и обеспечивала реализацию самых разнообразных процессов в разных сферах деятельности. В связи с этим формы и методы контроля активно развивались, перерастая в значимые системные бизнес-процессы, охватывающие все уровни управления.
Понятие «контроль в управлении» следует рассматривать в трех основных аспектах:
1) контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из их основных управленческих функций, т. е. контроль как деятельность;
2) контроль как завершающая стадия процесса управления, основой которой является механизм обратной связи;
3) контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения.
Организация контроллингового процесса на практике также относится к управленческому решению по контролю за деятельности предприятия, т.к. направлена на оптимизацию данной управленческой функции.
Подобный подход к формированию системы контроллинга существенно облегчает процедуры последующего выяснения причин отклонений фактических величин от утвержденных в планах и содержащихся в формате идеальных (желательных) конфигураций состояния всех бизнес-процессов.
Системы стандартов контроллинга – это «идеальные состояния» бизнес-процессов. Здесь важно выявить и проранжировать сличаемые показатели запланированного и фактического состояния среды бизнеса, что обеспечивается согласно методу контроллинга установлением стандартов, которыми могут быть целевые стратегические нормативы конкурентоспособности, финансовой устойчивости, маневременности, платежеспособности предприятия .
Далее необходимо построить систему мониторинга показателей (СМП). СМП - это система отслеживающая корректность реализации управленческих решений на каждом этапе, в переводе слова «мониторинг», она служит базисом последующих контроллинговых действий.
Следующий этап контроллинга - сравнительный анализ трех блоков имеющихся к исследованию данных для обнаружения «критических точек» и «точек бифуркации». «Критические точки» - это сигналы о том, что процесс имеет существенное отклонение от установленных параметров. Осуществление контроля в современных компаний происходит специализированными структурными подразделениями.
В мировой практике тенденция сложилась таким образом, что служба внутреннего контроля в организации может быть представлена путем создания:
1) службы внутреннего аудита (СВА);
2) контрольно-ревизионной службы (КРС);
3) заключения договора со сторонней организацией (Дог.);
4) отдела внутреннего контроля (ОВК).
Из данных таблицы 1.1 видно, что внутренний аудит является наиболее актуальным, глубоким и отвечающим нынешним требованиям органом внутреннего контроля. Спектр вопросов, решаемых внутренним аудитом, очень широк. Если представить предприятие как больницу, то специалист по внутреннему аудиту – это терапевт, который первым распознает симптомы заболевания и назначает курс лечения для полного выздоровления всей системы (Таблица 1.1.)
Таблица 1.1
Достоинства и недостатки основных видов органов внутреннего контроля
№ п/п Задачи СВА КРС Договорной ОВК
1 Выявление рисков и слабых сторон + - - +
2
Проверка финансовой документации + - + +
3 Контроль за соблюдением персоналом своих полномочий + + + -
4 Выявление скрытых резервов + - - -
5 Разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности + + + -
6 Помощь в разработке стратегий развития в кризисный период + - - +
7 Непрерывность процесса контроля + - - +
8 Проверка соблюдения выполнения требований нормативных актов + + + -
9 Проверка уровня достижения поставленных целей + + - +
10 Контроль за сохранностью материальных ценностей + + - -
Источник: разработано автором
1.2.ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЛИНГА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий (рис.1.1.). На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Рис.1.1. Этапы процесса контроЛЯ
Источник: разработано автором
Рассмотрим эти этапы более подробно.
Первый этап процесса контроля демонстрирует, насколько близко, в сущности, слиты функции контроля и планирования. Стандарты – это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддаeтся изменению. Эти цели явным образом связаны с процессом планирования.
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям.
Для того чтобы контроль был эффективным он должен быть экономным. Преимущества системы должны перевешивать затраты на ее функционирование.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вахорина М.В. Классификация видов внутреннего аудита для целей принятия управленческих решений / М.В. Вахорина // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2014. - № 1. - С. 59-61.
2. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
3. ВетроваВ.Ф.Профессиональные стандарты по внутреннему контролю и аудиту // Учет. Анализ. Аудит. 2016. №5 С.74-87.
4. Горбашко, Е.А. Управление качеством: Учебник для бакалавров / Е.А. Горбашко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 450 c.
5. Игошина Ю.А. Система внутреннего контроля как элемент управленческого учета / Ю.А. Игошина // Вестник НГИЭИ. - 2014. - № 1. - С. 59 - 69.
6. Каковкина Т.В. Организация системы внутреннего контроля и его взаимосвязи с бухгалтерским учетом / Т.В. Каковкина // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 3. - С. 220 - 225.
7. Ким Е.В. Обеспечение инновационных технологий производства качественной продукции // Известия ТулГУ. Технические науки. 2016. №1 С.159-169.
8. Ким Е.В. Организация контроля качества на предприятиях общественного питания // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2013. Вып. 6. Ч. 1. С. 36-44.
9. Ким Е.В., Саввина Е.А. Применение методологии QFD при организации инновационной технологии продуктов питания // Материалы международной научно-технической конференции «Инновационное развитие техники пищевых технологий», 25 июня 2015 г. Воронеж: Воронеж.гос. ун-т инж. технол. 2015. С. 117-123.
10. Комлев М.Х. Система ключевых показателей эффективности как инструмент совершенствования менеджмента организации // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 20. - С. 107 - 109.
11. Ковалев, В.В. Основы теории финансового менеджмента / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2015. - 544 c.
12. Курилов К.Ю. Система внутреннего контроля и аудита на предприятии автомобильной промышленности / К.Ю. Курилов, А.А. Курилова // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 2. - С. 202 - 207.
13. Кутырев Ю.А. Система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в федеральном казначействе // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/21EVN616.pdf
14. Латфуллин Г,А., Никитин А.С., Серебрянников С.С. Теория менеджмента. - СПб.: Питер, 2016. - 464 с.
15. Мусипова Л.К. Внутренний аудит: понятие и необходимость информационного обеспечения / Л.К. Мусипова, А.Б. Алиева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 1. - С. 92.
Нагоев А.Б., Сижажева С.С., Аппоева Ж.А. Роль внутреннего контроля в деятельности организации // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-10. – С. 2283
16. Назарова В.В., Бирюкова Д.С. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2014. - № 3. - С. 393 - 414.
17. Носкова Ю.С. Внутренний контроль в системе финансового контроля: история и современность // Российское предпринимательство, 2011. №10. с. 10-18.
18. Официальный сайт ООО «Дикомп-Классик» // raduga-bottlers.ru
19. Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2013. - 240 c.
20. Русско-французский словарь. М.: Издательство Пресс. 2014. С.36
21. Савицкий Д.В. Внутренний управленческий контроль как основа оценки деятельности центров ответственности / Д.В. Савицкий // Аудитор. - 2014. - № 11. - С. 48 - 53.
22. Селезнева Е.С. Взаимодействие риск-ориентированного внутреннего аудита, внутреннего контроля и системы управления рисками в контрольной среде предприятия / Е.С. Селезнева // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2013. - № 4. - С. 223 - 226.
23. Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
24. Тлеубаева С. Организация внутреннего аудита в условиях экономической интеграции / С. Тлеубаева. - М.: PalmariumAcademicPublishing, 2014. - 152 с.
25. Товсултанова Л.Г. Аспекты эффективности создания службы внутреннего аудита / Л.Г. Товсултанова // Российское предпринимательство. - 2014. - № 9. - С. 12 - 19.
26. Угрюмова Н.В., Блинов А.О. Теория организации и организационное поведение. - СПб.: Питер, 2015. - 288 с.
27. Умарова Н.С. Требования современных структур управления коммерческой организацией к учету и внутреннему контролю / Н.С. Умарова // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 12. - С. 133 - 138.
28. Фаянцева Е.Ю. Внутренний контроль как метод управления финансовой устойчивостью компании в условиях экономической нестабильности / Е.Ю. Фаянцева // Вестник Финансового университета. - 2014. - № 3. - С. 48 - 56.
29. Щербак Ю.Ю., Агафонова М.С. Внедрение внутреннего контроля на малых предприятиях // Научное обозрение. Экономические науки. – 2016. – № 5. – С. 56-60