Фрагмент для ознакомления
2
Из данных рис. 3 видно, что «Роснефть» лидирует по значению коэффициента возмещения запасов (180% при значении у ближайших конкурентов- менее 150%), по размеру прироста запасов (размер круга на диаграмме рис.3) у компании двукратное преимущество перед конкурентами, размер капитальных вложений на открытие и освоение новых месторождений у «Роснефти» сопоставим с «Газпромом» и в два-три раза ниже, чем у остальных конкурентов.
Суточная добыча жидких углеводородов и газа в компании составляет 5,8 млн. баррелей в нефтяном эквиваленте, что на 30% больше, чем у ближайших конкурентов. Среднегодовой прирост добычи у «Роснефти» - 9,6%, в 4 раза выше, чем у конкурентов (рис.4).
Удельные операционные расходы на добычу в «Роснефти» также значительно ниже, чем у конкурентов (рис. 5), на 20% ниже, чем у российских и в 2-5 раз ниже, чем у зарубежных конкурентов. Компания удерживает лидерство по издержкам.
Источник- годовой отчет ПАО НК «Роснефть» за 2018г
Рис.4- Интенсивность добычи
Источник- годовой отчет ПАО НК «Роснефть» за 2018г
Рис.5- Операционные расходы на добычу
Таким образом, несмотря на значительную волатильность рыночных цен и острую конкуренцию ПАО НК «Роснефть» прочно удерживает лидерство по запасам, стоимости их освоения, объемам и темпам роста добычи, себестоимости добычи.
Конкурентные преимущества компании:
Первоклассная ресурсная база в РФ;
Крупнейший публичный производитель нефти;
Эффективная монетизация газовых ресурсов;
Интегрированная модель нефтегазового бизнеса;
Диверсификация каналов реализации и увеличение доли долгосрочных контрактов;
Наличие перспективной ресурсной базы на шельфе РФ и возможности расширения бизнеса за рубежом;
Стратегическое развитие нефтесервисного и инфраструктурного направлений;
Контроль за издержками и высокая эффективность бизнеса.
1.3. Стратегия
Миссия компании формулируется, как эффективная реализация энергетического потенциала России, обеспечение энергобезопасности и бережное отношение к природным ресурсам.
Стратегические приоритеты:
в области разведки и добычи на суше — поддержание добычи на действующих месторождениях, реализация новых проектов, увеличение коэффициента извлечения углеводородов, разработка нетрадиционных и сложных коллекторов.
в области технологий и сервисного сектора - формирование технологичного нефтесервисного бизнеса нового типа, позволяющего лучшую в отрасли экономическую эффективность на базе собственной буровой и сервисной компании «РН-Бурение».
в области шельфовой добычи компания планирует стать крупнейшим в мире оператором по освоению шельфовых месторождений.
в области развития газового бизнеса стратегическая цель – долгосрочное увеличение добычи газа за счет реализации проектов Роспан, Харампур и повышение эффективности реализации газа в Российской Федерации.
в области переработки и нефтехимии — максимально эффективное использование добытой нефти, газа и другого сырья, производство продуктов с высокой добавленной стоимостью.
в области коммерции и логистики - максимизация эффективности реализации нефти и нефтепродуктов, гарантированное снабжение потребителей качественным топливом, оптимизация затрат на логистику и обеспечение стабильности поставок.
в области науки и инноваций – лидерство в модернизации нефтяной отрасли.
в области управления персоналом и социальной ответственности компания стремится стать лучшим работодателем Российской Федерации.
система корпоративного управления компании направлена на защиту прав акционеров, устойчивое развитие, обеспечение принятия эффективных решений.
Ключевые факторы развития:
наращивание ресурсной базы путем проведения геологоразведочных работ и эффективное замещение добычи новыми запасами;
сохранение позитивной динамики добычи нефти;
увеличение добычи газа и развитие проектов СПГ;
повышение доходности бизнеса в области переработки, коммерции и логистики;
оптимизация структуры затрат.
Стратегические ориентиры компании на 2022 г.:
объем добычи жидких углеводородов (нефть и газовый конденсат) – 250 млн. т. в год;
объем добычи газа – свыше 100 млн. т. в год;
удельные операционные затраты на добычу- не выше 4 долл./бар;
удельные капитальные вложения в добычу- не выше 7 долл./бар.
1.4. Анализ показателей
Система показателей эффективности Компании (рис.6) предусматривает как финансово-экономические показатели, такие как операционная прибыль до амортизации (EBITDA), доходность на задействованный капитал (ROACE), совокупный доход акционеров (TSR), коэффициент долговой нагрузки (чистый долг / EBITDA), показатели сокращения затрат, так и отраслевые показатели эффективности (объем добычи углеводородов, замещение запасов, выход светлых нефтепродуктов, интегральный показатель эффективности инновационной деятельности и т. д.).
В структуре добычи 80% приходится на жидкие углеводороды и 20% на газ. Около 40% добытых углеводородов отправляется на переработку. Операционная прибыль до амортизации (EBITDA) в 2019 г. составила свыше 2 трлн. руб., а капитальные затраты- 856 млрд. руб.
В структуре капитальных вложений 91% приходится на разведку и добычу, 8%- на переработку, коммерцию и логистику, 1%- на прочие проекты.
По итогам 12 месяцев 2018 года добыча нефти и жидких углеводородов Компании достигла 4,67 млн бар. в сутки (230,2 млн т), что на 2,1 % выше уровня 12 месяцев 2017 года. Ключевыми факторами роста стали: достижение рекордных показателей производства на крупнейшем активе Компании «РН-Юганскнефтегаз», запуск новых крупных месторождений (второй очереди Среднеботуобинского, Тагульского, Русского и Куюмбинского месторождений) и продолжение активной разработки действующих проектов в условиях выполнения в течение года договоренностей по ограничению добычи в рамках Соглашения ОПЕК+.
Источник- годовой отчет ПАО НК «Роснефть» за 2019г
Рис.6- Ключевые показатели
Снижение добычи газа в 2018 г. на 1,7 % по сравнению с 2017 г. обусловлено сокращением добычи ПНГ на месторождениях с развивающейся инфраструктурой, а также на ряде прочих активов.
За 2018 год рост удельных операционных затрат год к году составил 4,9 %, что значительно ниже инфляции в Российской Федерации в этом году (11,9 %). Увеличение связано, главным образом, с ростом затрат на ремонт и обслуживание растущего фонда скважин, нефтепромысловые услуги, а также ростом тарифов естественных монополий.