Фрагмент для ознакомления
2
показатель составил 37 %, что соответствует 119-й позиции среди 126 стран мира. По данному показателю Беларусь опережает только такие государства, как Нигер, Того, Йемен, Бенин, Бруней, Руанда, Буркина-Фасо. Следует отметить, что настолько низкие значения коэффициента эффективности наблюдаются для Беларуси, начиная с 2016 г. Для сравнения, в 2014–2015 гг. значение данного показателя превышало 70 %. Такой уровень эффективности достигался благодаря высокой позиции нашей страны по субиндексу результатов инновационной деятельности (в 2014 г. – 50-е место, в 2016 г. – 103-е место) [10].
Снижение позиции страны было связано с многократным подорожанием ставок патентных пошлин, что привело к резкому сокращению патентно-лицензионной активности белорусских ученых. Например, по показателю «Заявки на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания от национальных заявителей, на миллиард ВВП по паритету покупательной способности» в 2014 г. Беларусь занимала 9-е место в мире, а в 2018 г. – 78-е место. По сравнению с предыдущим годом, рейтинговая оценка ГИИ для Беларуси снизилась на 0,63 балла (в 2017 г. – 29,98 балла). Вместе с тем позиция нашей страны несколько улучшилась: с 88-го места в 2017 г. до 86-го места.
Таким образом, при снижении рейтинговой оценки место Беларуси повысилось. Подобная ситуация обусловлена тем, что снижение обобщенного показателя ГИИ в 2018 г. наблюдалась у 84 из 126 стран, при этом для 54 стран снижение рейтинговой оценки было белее существенным, чем для Беларуси [6].
Следует отметить, что изменение рейтинговой оценки для страны может быть связано не только с динамикой значений 80 показателей, входящих в ГИИ. Оценка обобщенного показателя в значительной степени зависит от уровня соответствующих показателей в других странах. Принципиальное значение имеет отставание от мировых лидеров: чем больше это отставание, тем ниже итоговая оценка.
Таким образом, чтобы сохранить рейтинговую оценку на одном уровне, необходимо обеспечить рост национальных показателей на уровне не ниже, чем в других странах. Кроме того, значимое влияние на изменение обобщенного показателя ГИИ может оказывать корректировка методики расчета индекса. В 2018 г., как и в предыдущие годы, были внесены некоторые методические правки: один показатель исключен, еще два показателя заменены. Несколько изменился перечень учитываемых стран и весовой коэффициент для одного показателя [5, с. 220].
Наиболее существенное снижение рейтинговой оценки для Беларуси наблюдалось по 3 из 21 подгруппы показателей: «Экологическая устойчивость», «Создание знаний» и «Интернет-творчество», при этом для каждой из подгрупп характерен специфический набор факторов.
По подгруппе «Экологическая устойчивость» единственным фактором стало снижение национальных показателей. В частности, уменьшение значений наблюдалось по следующим индикаторам: «Индекс экологической эффективности» (снизился с 82,3 до 65,0) и «Количество экологических сертификатов ISO 14001 на миллиард ВВП по ППС» (снизился с 2,6 до 0,4).
По подгруппе «Создание знаний» ухудшение позиции Беларуси определяется двумя факторами: снижением значений показателей по стране и отставанием от мирового уровня. В наибольшей степени это касается такого показателя, как «Количество заявок на полезные модели, поданных резидентами в национальное патентное ведомство (на миллиард ВВП по ППС)». В отчете ГИИ за 2017 г. этот показатель для Беларуси составлял 2,26, а в 2018 г. – 2,10, при этом референтное значение для мира, используемое при стандартизации показателя, увеличилось с 4,5 до 5,5 [4, с. 510].
Другим показателем с негативной динамикой в области патентно-лицензионной активности стало «Количество патентных заявок от резидентов, поданных в данном национальном или региональном патентном ведомстве (на миллиард ВВП по ППС)». В отчете ГИИ за 2017 г. данный показатель для нашей страны составлял 4,23, а в 2018 г. – 3,30, при этом референтное значение для мира осталось на прежнем уровне. Третьим показателем, определившим снижение позиции Беларуси по «Созданию знаний», стал страновой индекс Хирша, отражающий уровень цитируемости публикаций белорусских ученых [3, с. 60].
С одной стороны, показатель для нашей страны увеличился со 133,0 до 146,0, с другой – рост указанного показателя в мире был гораздо значительнее. Так, если в 2017 г. Беларусь по индексу Хирша занимала 64-е место из 127 стран, то в 2018 г. – 70-е место из 126 стран. По подгруппе «Интернет-творчество» негативная динамика характерна лишь для одного показателя – «Количество ежегодных правок в Википедии». Его значение для Беларуси сохранилось на уровне предыдущего года (22,20 правки на миллион населения в возрасте 15–69 лет), однако мировой уровень данного показателя существенно увеличился.
2.2. Результаты моделирования развития сферы высоких технологий
Относительно каждого действия, описанного выше, рассмотрим полученные результаты.
1. Для оценки главных компонент был использован следующий ряд показателей по 34 странам:
Htech – высокотехнологичный экспорт (тек. долл. США) 2019 г.;
RD – расходы на НИОКР (% от ВВП) 2018 г.;
Patent – заявки на патенты, резидентами 2019 г.;
TMK – заявки на товарный знак, резидентами 2018 г.;
Trade – товарооборот 2019 г. [1].
Для проведения кластеризации использовались полученные две компоненты:
Каждая компонента имеет свое смысловое значение. Чем выше значение , тем страна более ориентирована на развитие высокотехнологичного сектора. Чем выше значение , тем страна менее придерживается политики высоких расходов на НИОКР – одного из главных инструментов стимулирования сферы высоких технологий.
На основании оцененных для каждой страны значений главных компонент была построена кластерная дендрограмма (рисунке 2.1). В результате Беларусь была отнесена к группе стран со средним технологическим потенциалом [3, с. 60].
Рисунок 2.1 – Кластерная дендрограмма
Левый, центральный и правый блок страны с сильным, слабым и средним уровнем технологического потенциала соответственно 2.
Для построения регрессионных моделей использовались следующие панельные данные: группа с низким технологическим потенциалом – 5 стран за период 2009-2019 гг. группа со средним технологическим потенциалом – 13 стран за период 2007-2019 гг. группа с высоким технологическим потенциалом – 11 стран за период 1998-2019 гг. После тестирования моделей было принято использовать в каждом случае регрессионную модель с фиксированным индивидуальным эффектом. Были получены следующие результаты относительно влияния инструмента стимулирования высокотехнологичного экспорта (см. таблице 2.1) [4, с. 511].
Таблица 2.1 – Сравнительный анализ значимости влияния основных индикаторов на показатель высокотехнологичного экспорта
Технологический потенциал
Низкий Средний Высокий
Значимые расходы на НИОКР
торговля (товарооборот) расходы на НИОКР
новые организации (товарный знак)
торговля (очищенный от
высокотехнологичного экспорт)
сбережения расходы на НИКОР
патентная активность
новые организации (товарный знак)
торговля (товарооборот)
прямые иностранные инвестиции
сбережения
Незначимые обменный курс
сбережения
прямые иностранные инвестиции реальный эффективный обменный курс
прямые иностранные инвестиции реальный эффективный обменный курс
Среди полученных результатов в таблице 2.1 наибольший интерес вызвала незначимость обменного курса и реально эффективного обменного курса. В данном случае это объясняется уникальностью производящего в стране высокотехнологичного товара и постоянным спросом на данный товар, несмотря на изменение выгодности его покупки (относительного удорожания) в рассматриваемой стране. Вывод – сектор высоких технологий преимущественно устойчив к кризисам, которые могут наблюдаться в мировой экономике [6].
3. Для оценки потенциального уровня развития высокотехнологичного сектора Беларуси, индикатором которого в данном случае служит значение высокотехнологичного экспорта, была использована регрессионная модель для кластера со средним уровнем технического потенциала. Были получен следующий результат (Рисунок 2.2) [5].
В виду того, что в Беларуси наблюдаются проблемы с отсутствием финансовой поддержки инновационного сектора со стороны предпринимательства (0.11% от ВВП), отсутствует венчурный капитал, в
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – https://mshp.gov.by/programms/fdbac4b499a1dde8.html
2. Климков, А.Г. Методический подход к оценке деятельности белорусских технопарков / А.Г. Климков // Вести Института предпринимательской деятельности. – 2019. – № 1. – С. 82-88.
3. Климков, А.Г.. Повышение роли научно-технологических парков в инновационном развитии Беларуси / А.Г. Климков, С. Соболевский // Вести Института предпринимательской деятельности. – 2018. – № 2. – С. 56-65.
4. Колотухин, В.А. Совершенствование управления интеллектуальной собственностью как инструмент экономического роста Беларуси / В. А. Колотухин // Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы : сборник научных статей : в 2 т. / НАН Беларуси, Институт экономики НАН Беларуси ; [редакционная коллегия: В. И. Бельский (главный редактор) и др.]. – Минск, 2019. – Т. 1. – С. 509-514.
5. Комар, Ю.А. Оценка причин, возможностей и действий, обуславливающих развитие национальных инновационных систем с учетом результатов исследования бизнес-школы INSEAD (Франция) / Ю. А. Комар, В. В. Лемех // Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы : сборник научных статей : в 2 т. / НАН Беларуси, Институт экономики НАН Беларуси ; [редакционная коллегия: В. И. Бельский (главный редактор) и др.]. – Минск, 2019. – Т. 1. – С. 218-226.
6. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. №575 (с изм. и дополн.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
7. Магомедов, А.М. Приоритеты цифровой трансформации экономики и региональные проблемы / А. М. Магомедов, М.-К. Б. Камилов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2020. – Т. 16, вып. 2. – С. 366-379.
8. Макарова, С.Д. Экономико-математическая оценка научно-инновационного развития регионов в целях повышения их инвестиционной привлекательности / С. Д. Макарова, М. В. Маркина, И. А. Макаров // Экономический анализ: теория и практика. – 2020. – Т. 19, вып. 1. – С. 25-45.
9. Островская, А.А. Основы управления инновационным развитием СНГ. / А.А. Островская. – М.: Изд-во РУДН. - 2014. -160 с.
10. О приоритетных нарпавлениях научно-технической деятельности в РБ на 2016-2020 годы: Указ Президента РБ от 22.04.2015 г. № 166 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
11. Об утверждении Рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и Рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год: постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30 октября 2006 г. № 186 (с изм. и дополн.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
12. Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов: постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158 (с изм. и дополн.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
13. Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 111 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
14. Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-нт (инновация) «Отчет об инновационной деятельности организаций» и указаний по ее заполнению: утв. постановлением Нац. стат. ком. Респ. Беларусь 20.12. 2010 г., № 270: в ред. постановления Нац. стат. ком. Респ. Беларусь от 03.08. 2016 г. № 102 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
15. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ.Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-3 // Нац.реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – 2/1977.
16. Сечко, Н. Инновационная деятельность малых и средних предприятий Беларуси / Н. Сечко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 148 c.
17. Сборник методических материалов по осуществлению инновационной деятельности и реализации инновационных программ: метод. издание/ под общ. ред. И.В. Войтова, – Минск: ГУ «БелИСА», 2011. – 268 с.
18. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2016 г. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; редкол.: И.В. Медведева и др. – Минск: НСК РБ, 2016. – 518 с.
19. Шумилина, А.Г. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2018 года: Аналитический доклад / под ред. А. Г. Шумилина, В. Г. Гусакова. – Минск: ГУ «БелИСА», 2019. – 280 с.
20. Шумилин, А.Г. Реализация потенциала отечественной науки для инновационного развития Республики Беларусь / А.Г. Шумилина // Проблемы управления (Минск). 2015. № 3 (56). – С. 33-36.
21. Шумилин, А.Г. Национальная инновационная система как фактор развития экономики и общества / А.Г. Шумилина // Весык Гродзенскага дзяржаунага уывератэта iмя Янга Купалы. Серыя 5: Эка-номка. Сацыялоля. Бiялогiя. 2014. № 2 (177). – С. 19-25.
22. Шумилин, А.Г. Роль инноваций в структурной перестройке и повышении конкурентоспособности экономики / А.Г. Шумилина // Проблемы управления (Минск). 2013. № 4 (49). – С. 32-37.