Фрагмент для ознакомления
2
необходимое условие справедливости – равенство и свобода субъектов . Однако нам представляется несколько другим направление мысли Аристотеля в той части, где говорится о справедливости между людьми, принадлежащими к одному общению, что М.Н. Марченко, возможно, не учитывает. На наш взгляд, Аристотель имеет в виду справедливость только среди себе подобных, согласно сложившейся иерархии в обществе, необходимым условием которой является равенство и свобода субъектов, но только в рамках конкретной социальной группы. Данное условие само по себе исключает безусловную одинаковую свободу, равенство и справедливость для всех граждан античного государства, так как предполагает равные права и свободы в рамках определенной социальной группы, но различные по своему объему и содержанию для каждой из них. Это отражает социальное устройство античности и представления о нем древних философов и подтверждает тот факт, что, даже несмотря на последующую смену власти в полисах от аристократов и олигархов до возникновения первой в истории демократии в Древней Греции и затем военной демократии в Древнем Риме, где правом голоса обладали все свободные граждане, кроме рабов, права голоса лишаются также и женщины.
Однако для того чтобы проникнуть в самую суть правовой культуры античного мира, необходимо окунуться не только в пространство повседневной деятельности граждан, но и в другие культурные особенности Древнего мира. Античной культуре присущи религиозность, космологизм и антропоцентризм. Космос являет собой абсолют, всеобщий порядок, противостоящий хаосу, в котором существует все и вся – человек, природа, боги, вселенная, и все является его частью. Космосу присущи упорядоченность, совершенство и красота, которые отражают представления греков об эстетических качествах человека и пронизывают все греческое искусство. Боги управляют миром и стихиями, а человек является высшим творением на земле и находится в центре интересов социально-культурной жизни античности. Но боги не являются творцами мира, они лишь сверхъестественные двойники естественных процессов. Так, в греческой мифологии Гея – богиня-земля, Зевс – верховный бог, повелитель грома, молнии, дождя, Афина – богиня-воительница, давшая людям знания и ремесла, Апполон – бог света, прорицатель будущего, предводитель девяти муз. Боги не чужды человеческих слабостей, они благородны, справедливы, иногда жестоки. Несмотря на то, что почитание богов было священно, о чем было сказано выше, не воспрещалось говорить с ними на равных, даже ругать их или подсмеиваться над ними. В своих богах греки видели черты, свойственные человеку, что помогало им в осмыслении окружающего мира и самих себя. Развивающаяся экономическая и социальная жизнь требовала совершенствования мышления и знаний прикладного характера, необходимых в практической производственной и торговой деятельности человека .
Следующей ступенью стала трансформация мировоззрения и возникновение философии, математики, естествознания, распространение образования, в том числе женского. Древние греки сформировали представление о мышлении, подчиняющемся системе правил и категорий, положили начало логики и логическим рассуждениям как новому способу построения знаний, что способствовало активному становлению науки, где на первое место выходят рациональные представления о мире. Осознание самих себя как практически равных богам, изменения в мышлении и способах познания окружающей действительности приводят античного человека к становлению его личности, осмыслению собственного «я» и своего положения в окружающем мире, что в ключе правовой культуры приводит к попытке рационального обоснования необходимости существования в обществе законов, основанных на морально-этических принципах, таких как свобода, равенство и справедливость.
В одной из первых работ Платона его герой Сократ утверждает, что он не простой человек, что сам ставит себя на определенное место в жизни и стоит там насмерть. На излете античности Апулей в «Апологии или Речи в защиту самого себя от обвинения в магии» он так формулирует кредо своей жизни: «Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь» . Как верно отмечает М.Н. Марчонко, становление античной личности обусловило формирование рациональных представлений и таких практик, как античное мышление, философия, искусство, право.
Аристотель был основателем формальной логики как системы последовательных умозаключений, ведущих к обоснованным выводам. Он распространил принципы формальной логики на область античного судопроизводства в ключе выделения в процессе рассмотрения дела истинных знаний – «начал» и соответствия решений суда критерию справедливости, что существенно повлияло на представления о праве и модификации правовой культуры античного человека. Рассматривая понятие «преступление», Аристотель задает характеристики категориям «преступление», «произвольное» и «непроизвольное» действие, а также «справедливое» и «несправедливое» .
Об отношениях между ними Аристотель говорит, что в силу произвольности (действия), когда человек осознает, что и в отношении кого он собирается преступного сделать, именно оно и есть преступление. Однако Аристотель в своем исследовании «Афинская полития», где он изучал жизнь полисов с целью выявления их типов и эволюции в связи с уровнем экономического развития, не только считал, что полис – высшая форма человеческого объединения, имеющего целью достижение блага, а соответственно и право как регулятор общественных отношений в виде законов и норм, основанных на стремлении к свободе, равенству и справедливости, как благо, но также считал рабство естественным и необходимым по велению судьбы, когда одним суждено повелевать, а другим – повиноваться.
Сократ считал, что подчинение установленным законам – долг каждого человека. По учению Сократа, в подчинении законам заключается справедливость, являющаяся одной из добродетелей, которая отождествляется со знанием. Но, кроме писаных законов, Сократ полагает также существование законов, господствующих повсюду и установленных властью бессмертных богов. От наказаний за нарушение этих законов люди не могут избавиться ни силою, ни бегством, чем они иногда избавляются от наказаний за нарушение законов писаных. И писаные, и неписаные законы имеют общий источник – справедливость, соответствие которой является критерием законности. На наш взгляд, неписаные законы, о которых говорит Сократ, это не только возможные законы морали и этики, но и предвосхищение идеи о естественных правах человека, которые, как позднее верно утверждал Аристотель, существуют сами по себе и не зависят от признания или не признания их, и это отражает духовные ориентации и верования античного общества, являясь аксиологически значимой особенностью правовой культуры эпохи.
Накопленные знания заставили античных людей по-новому взглянуть на религию, способствуя поиску материальных основ мира, стремлению объяснить мир, не прибегая к помощи сверхъестественных сил. Натурфилософия, стоицизм, софизм положили начало критическому осмыслению окружающей действительности и положению человека в этом мире, разработке первых правовых теорий, вывели знания на новый уровень ценности вне зависимости от верований, хотя и сохраняли еще долгое время ярко выраженный догматизм рабовладельческого общества. Сократ считал,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алмазова В.В., Каспшакова В.А. От Древнего Рима к современному капитализму // Институциональная трансформация экономики России в условиях новой реальности Материалы международной научной конференции: текстовое электронное издание. 2017. С. 11-15.
2. Апулей Л. Метаморфозы в XI книгах; пер. с древнегреч. М.А. Кузмина и С.П. Маркиша. М.: Акад. наук СССР, 1960. 435 с.
3. Аристотель Этика / Аристотель; пер. с древнегреч. Э. Радлова. СПб.: Тип. тов-во «Общественная польза», 1908. 207 с.
4. Асташов Д.С., Соловьева А.А. Право и закон в Древнем Риме: у истоков позитивного права // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2017. Т. 17. № 3. С. 71-77.
5. Булыгин Ф.В., Душенко М.Д. Подходы к понятию политической культуры: сущность и функции // Молодой ученый. 2019. № 23 (261). С. 598-601.
6. Графский В.Г. История политических и правовых учений. Ин-т государства и права Российской акад. наук. 3-е изд., доп. М.: Норма, 2010. 735 с.
7. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В. С. Нерсесянца. М., 1996. 473 с.
8. Котлярова О.И., Працко Г.С. Аристотель и его учение о государственном перевороте // Актуальные вопросы юриспруденции: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 13-15.
9. Марченко М.Н. История политических и правовых учений: учебное пособие / М.Н. Марченко, И.Ф. Мачин; МГУ им. М. В. Ломоносова, Юридический фак. М.: Проспект, 2011. 467 с.
10. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 694 с.
11. Омельченко О.А. История политических и правовых учений : история учений о государстве и праве: учеб. для вузов. М: Эксмо, 2006. 575 с.
12. Платон. Собр. соч.: в 4 т. / Платон; пер. с древнегреч. С. Апта; общ. ред. Л.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; примеч. А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1993. Т. 2. 1993. 528 с.
13. Соловьева А.С. Дельфы и политика Солона // Манускрипт. 2018. № 7 (93). С. 61-65.
14. Шистеров М.В. История древнего мира: история Древней Греции и Древнего Рима: учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2018. 87 с.
15. Luhmann, N. Le Droit Comme System Sosial / N. Luhmann // Droit et Societe. P., 1989. № 11/12.