Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Международно-правовая классификация и особенности понятия вооруженных конфликтов
2.1. Международный вооруженный конфликт
Вооруженный конфликт международного характера является вооруженным противоборством между следующими акторами:
1) вооруженными силами нескольких (двух или более) суверенных государств;
2) армиями национально-освободительного движения (например, отрядами сопротивления) и вооруженными силами иностранного государств;
3) вооруженными силами оккупирующей страны и государства, которое подвергается иностранной оккупации, даже в том случае, если эта оккупация не встречает никакого вооруженного сопротивления;
4) вооруженными силами воюющей стороны и вооруженными силами какого-либо другого государства [4].
Иногда конфликты характеризуются участием множества различных вооруженных субъектов, в числе которых как государственные, так и негосударственные и международные. Иногда конфликты входят за границы государств, которые официально находятся в конфликте. Это создает дополнительные трудности для определения типа конфликта и норм права, которые были бы применимы к различным участникам и ситуациям [16].
Установить вмешательство государств в вооруженный конфликт не так сложно, однако этого иногда бывает недостаточно для того, чтобы изменить ситуацию в современном конфликте, в котором часто участвуют многие другие акторы. Иногда вооруженные конфликты происходят на территории одного государства, но в них участвуют вооруженные группы негосударственного характера, действующие на территории соседнего государства. Как показывает исторический опыт, вооруженный конфликт может разворачиваться за пределами территории государства. Таким образом, важно не ограничиваться юридической формой, когда речь идет о негосударственном вооруженном субъекте, и проверить, не действует ли он на самом деле от имени какого-либо государства [11].
Вовлеченность в конфликт международных вооруженных сил, действующих по мандату ООН или без него, также зачастую меняет характер вооруженного конфликта, если эти силы принимают непосредственное участие в сражениях и не ограничиваются действиями в целях самообороны [6].
Что касается правовых обоснований международного вооруженного конфликта, то в случае международных вооруженных конфликтов применяются четыре Женевские конвенции 1949 года и Дополнительный протокол I 1977 года, а также нормы обычного международного гуманитарного права, собранные Международным Комитетом Красного Креста и опубликованные в 2005 году. Нормы, изложенные в четырех Женевских конвенциях и Дополнительном протоколе I, распространяются только на конфликты между государствами участниками. Вместе с этим, если одна из находящихся в конфликте держав не является участницей Конвенций, державы, которые в ней участвуют, останутся связанными ею в своих взаимоотношениях. Кроме того, они будут связаны Конвенциями в отношении державы, не являющейся участницей Конвенций, если последняя принимает и применяет положения гуманитарного права. Нормы обычного международного гуманитарного права распространяются даже на государства, не подписывавшие Конвенций или Дополнительного протокола I [4].
Международное гуманитарное право включает нормы, касающиеся международных вооруженных конфликтов, которые являются более многочисленными и изложены более подробно. Такие нормы накладывают ограничения на средства и методы ведения войны, а также устанавливают обязательства сторон в конфликте в отношении оказания чрезвычайной помощи и защиты гражданских лиц и лиц, которые перестали участвовать в военных действиях. Нормы предусматривают право организации экстренной помощи и наказания за военные преступления.
В контексте определения международного вооруженного конфликта, в судебной практике были разработаны критерии так называемой интернационализации конфликта. Т.е. когда конфликт можно определить, как международный, когда в ходе него не наблюдается противостояние двух или более государств и который нельзя назвать международным в строгом юридическом понимании этого термина. Таким образом, решения международных трибуналов добавили в практику критерии и правовые обоснования, позволяющих лучше охватить реальность вооруженных конфликтов. Можно говорить о том, что суды позволили выйти за пределы обманчивого негосударственного характера некоторых вооруженных групп, что дало возможность перевести такие конфликты в разряд международных [17]. Вместе с тем эти решения открыли пространство для технических и практических дебатов, несовместимых с задачей незамедлительного применения гуманитарного права во время конфликта. Невозможно и нежелательно откладывать определение статуса конфликта и, следовательно, применимого в нем права в ожидании решения международного судьи, выносящего постановление постфактум о различных элементах и критериях конкретного случая. Именно поэтому международное право старается свести определение международных и немеждународных вооруженных конфликтов к минимальному набору простых и объективных критериев, способных охватить все возможные ситуации. Гуманитарное право также призывает стороны, находящиеся в конфликте, с самого начала боевых действий ввести в действие данные Конвенции, целиком или частично, путем заключения специального соглашения в том случае, если их прямое договорное применение является проблематичным [18].
Подобные решения также привели к образованию правовой незащищенности в вопросах, связанных с международным уголовным правом, а также ответственностью государства. Они не прояснили содержание гуманитарного права для этого типа конфликтов, в частности в вопросе статуса комбатантов из числа негосударственных вооруженных групп [22].
До сих пор этот правовой вопрос не был прояснен, современная правовая доктрина определяет природу некоторых вооруженных конфликтов как смешанных, когда одновременно сочетаются черты международного и немеждународного вооруженного конфликта. В таких случаях международное гуманитарное право может применяться по-разному в зависимости от характера вооруженных образований [14]. Таким образом, вооруженные столкновения между двумя правительственными силами и противостояние между правительственными и международными силами должны подчиняться правилам международных вооруженных конфликтов. В других противостояниях между негосударственными вооруженными группами между собой или с государственными, или международными силами должен применяться, по крайней мере, закон о немеждународных вооруженных конфликтах.
Таким образом, в результате такого разрозненного подхода к ситуациям вооруженных конфликтов на одной и той же территории может применяться различный правовой режим в зависимости от того, кем являются противники, а также в зависимости от характера вооруженных столкновений. В этом подходе учитывается, что одновременно могут разворачиваться несколько типов конфликтов с участием как государственных, так и негосударственных субъектов с разными возможностями и обязательствами по национальному и общему международному праву, в частности в области поддержания порядка, правосудия и содержания под стражей [22].
Неудобство в использовании этой системы было частично компенсировано недавней унификацией обычного гуманитарного права, применимого в обоих типах конфликтов. Кроме того, различия были сглажены Римским статутом Международного уголовного суда, который расширил и
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативные документы и законодательные акты
1. Военная доктрина Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. // Российская газета. – 2014. – 30 декабря. - № 298.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
3. Гаагская конвенция от 18 октября 1907 года об открытии военных действий. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/20791161/19877157/
4. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_civilian.shtml
5. Конвенция об определении агрессии (Лондон, 4 июля 1933 г.)// Собрание Законодательства, 1934. - Отд. II. - № 6. - ст. 46.
6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. «Определение агрессии»// Действующее международное право. – М., 2004 – 456 с.
7. Римский статут Международного уголовного суда // Док. ООН A/CONF. 183/9 от 17 июля 1998 г.
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (Женева, 6 октября 1992 г.)// Московский журнал международного права. – 1993. - № 4. - С. 163 - 171.
9. Указ Президента РФ от 25 октября 2014 г. № Пр-2976 «Военная доктрина Российской Федерации».
10. Федеральный конституционный закон «О военном положении» 2002 г. // Собрание законодательства РФ. – 2002. - 4 февраля. - № 5. - ст. 375.
Источники
11. Агеев А.А., Анисимов О.С., Летуновский В.В. О современной сущности войны // Военно-юридический журнал. - 2008. - № 2. – С. 74-91.
12. Вите С. Типология вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве: правовые концепции и реальные ситуации.// Международный журнал Красного Креста. – 2009. - № 873. - С. 102 – 112.
13. Военное законодательство и правовое воспитание воинов. - М.: Воениздат, 2018. - 240 c.
14. Военно-морской международно-правовой справочник / П.Д. Бараболя и др. - Москва: Огни, 2017. - 500 c.
15. Зверев П.Г. О разграничении международных и внутренних вооруженных конфликтов в контексте международного миротворчества ООН // Международное право и международные организации. - 2015. - № 3. - С. 347 - 364.
16. Каримова Е.А., Каримов М.А. К вопросу о классификации вооруженных конфликтов // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2018. - № 5(16). – С. 56 – 74.
17. Кувырченкова Т. В. К понятию вооруженных конфликтов: проблемы определения // Вестник ТвГУ. - Тверь, 2014. — № 4. - С. 240–246.
18. Михайлов Ю.И. Международное гуманитарное право, применяемое в вооружённых конфликтах: особенности его функционирования и развития в современном мире // Вестник Международного юридического института. - 2015. - № 2. - С. 47 - 56.
19. Панов В.П. Международное военное право. - М., 2007. – 332 с.
20. Пеньков М.М., Кужекин Н.С. Проблемы кодификации Российского военного законодательства // Развитие Российского военного законодательства на современном этапе (итоги, проблемы, перспективы). Материалы научно-практической конференции, посвященной 20-летию образования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. - М.: Издание Государственной Думы, 2014. – 178 с.
21. Словарь международного права / Т.Г. Авдеева, В.В. Алешин, Б.М. Ашавский и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2014. - 495 с.
22. Строителев А.Н. Принципы права вооруженных конфликтов и их использование // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2012. - № 7. - С. 15 - 22.
23. Тузмухамедов Б. Международно-правовая классификация вооруженных конфликтов: дефиниции и реальность // Пути к миру и безопасности. – 2018. - № 1(54). – С. 81-103.