Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Закон «многолик». Поэтому мы говорим подчас о законе в собирательном смысле, охватывая этим понятием многообразные разновидности законов. В реальной действительности проводится различие между обычными законами и конституциями, даётся анализ особенностей отдельных законов и разных кодифицированных законодательных актов. Очевидна и специфика законов по их содержанию, сообразно объекту законодательного регулирования.
Существует огромное количество социальных отношений, регулирование которых осуществляется нормами подзаконного правотворчества исполнительной власти. Субординативное правовое творчество имеет преимущество перед законотворчеством. То есть обладает скоростью, гибкостью, меньшей степенью формализации в разработке и принятии норм права. Помимо этого, в нем присутствует высшая компетентность субъектов правотворчества, способность разрешения гетерогенного спектра социальных отношений, которые отличаются составом и степенью распространенности (например, регион, отдельная коллективная или общественная организация).
Содержание правотворчества на современном этапе обуславливается решением всех вопросов по проведению и доведению до логического завершения экономической реформы в обществе, его эффективности и качества деятельности в рыночных условиях. Все это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Теоретическая база исследования. Изучению особенностей законов и подзаконных актов посвящены работы многих исследователей, в частности С. В. Бошно, Б. В. Волженкина, В. А. Кирина, М. А. Митюкова, В. С. Нерсесянц, Н. В. Сильченко, Ю. А. Тихомирова, Н.А. Власенко, Е.Б. Абдрасулова и др.
Объект исследования: процесс изучения законов и подзаконных актов.
Предмет исследования – система законодательства Российской Федерации.
Цель исследования: комплексное изучение законов и подзаконных актов в системе законодательства.
Задачи исследования:
изучить понятие и признаки нормативных правовых актов;
рассмотреть роль подзаконных нормативных актов в создании правовых основ гражданского общества;
проанализировать закон и законодательство: соотношение понятий;
провести практический анализ доминирующей цветовой лексики в русских народных сказках;
рассмотреть классификацию законов в российском законодательстве.
Методы исследования. Анализ литературы по данной проблеме, учебников и работ ученых; обобщение опыта различных авторов по проблеме исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы нормативно – правовых актов. Подзаконные нормативные акты
1.1 Понятие и признаки нормативных правовых актов
Все правовые акты по характеру юридического содержания делятся на два основных вида – нормативные правовые акты и индивидуальные, т.е. ненормативные правовые акты.
Нормативные правовые акты занимают особое, главенствующее место в правовом пространстве. Они являются основным, доминирующим источником права в романо-германской правовой семье, к которой относится и правовая система Российской Федерации. Именно с помощью нормативных правовых актов осуществляется правовое регулирование наиболее значимых общественных отношений. Кроме того, нормативный правовой акт отличает способность быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, а документально-письменная форма позволяет непосредственно и оперативно знакомиться с его содержанием.
В действующем федеральном законодательстве отсутствует легальное определение нормативного правового акта, а в правоприменительной практике используются разные толкования данного понятия. Так, в частности, Верховный Суд Российской Федерации вообще отказался от формулирования понятия «нормативный правовой акт», ограничившись перечислением его существенных признаков, к которым отнес следующие:
издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, местного самоуправления или должностным лицом;
наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений [25, с. 5].
Приведенные признаки нормативного правового акта не идеальны. Например, не учтен такой важный источник правовых норм как народ, который может их создавать в результате референдума или местного схода граждан. Еще один принципиальный недостаток постановления состоит в том, что понятие «правовые нормы» дается только через «правило поведения», тогда как в науке давно эта точка зрения подвергнута обоснованной критике. Только часть правовых норм представляет собой правила поведения, то есть описание необходимого или допустимого, запрещенного деяния. Наряду с этими нормами существуют нормы-начала, нормы - принципы, дефиниции, цели, задачи, которые непосредственно не регулируют поведение. Однако именно они представляют собой основу системы права.
Законодательная власть также приняла участие в создании определений нормативного правового акта в постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 года № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд РФ». Постановление содержит определения нормативного правового акта и правовой нормы: «Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение». В свое время Минюст России указал органам государственной власти, что «при подготовке нормативных правовых актов рекомендуется использовать указанное постановление» [14, с. 11].
Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» содержит свою дефиницию данного понятия: «Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение».
В отсутствие федерального закона о нормативных правовых актах субъекты Российской Федерации приняли свои, региональные законы, в которых и закрепили собственные определения данного понятия. Так, например, в статье 3 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области» под нормативным правовым актом понимается официальный письменный документ, принятый (изданный) органом государственной власти или должностным лицом области в определенных Конституцией Российской Федерации и законодательством порядке и форме, направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного действия, рассчитанных на многократное применение на территории области. Статья 4 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» определяет региональный нормативный правовой акт как «официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим Законом форме нормотворческим органом области в пределах его компетенции, либо принятый на референдуме области, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы (правила - поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом»[5, с. 18].
Следует отметить, что в большинстве стран СНГ приняты и действуют законы о нормативных актах. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 361-З « О нормативных правовых актах республики Беларусь» под нормативным актом понимается «официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение». В соответствии со статьей 1 Закона Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах» нормативный правовой акт есть письменный официальный документ на бумажном носителе и идентичный ему электронный документ установленной формы, принятый на республиканском референдуме либо уполномоченным органом, устанавливающий нормы права, изменяющий, дополняющий, прекращающий или приостанавливающий их действие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова А.И. Законотворчество в Российской Федерации: науч.-практ. и учеб. пособие / под ред. проф. А.С. Пиголкина Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации / А.И. Абрамова, Т.В. Губаева, А.В. Мицкевич. – М. : Формула права, 2000. – С. 604.
2. Алексеев С. С. Государство и право: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. С. Алексеев. – М.: Проспект, 2015. – 318с.
3. Бошно С. В. Кодификационные акты и другие источники права: проблемы приоритета / С. В. Бошно / Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Нижний Новгород, 2009.– 381с.
4. Бошно С. В. Проект закона о нормативных правовых актах: столкновение правотворчества, теории и практики / С. В. Бошно // Государство и право. 2015. –№ 11. – С.21-28.
5. Власенко Н.А. Конкретизация и толкование права как творческое содержание судебной практики // Административное право и процесс. 2016. – № 8.– С. 18-22.
6. Власенко Н.А. Кризис права: проблемы и подходы к решению / Н.А. Власенко // Журнал Российского права. 2016. - № 8. - С. 47-52.
7. Волженкин Б. В. Модельный Уголовный кодекс для государств – участников СНГ и новое уголовное законодательство России / Б. В. Волженкин // Проблемы уголовного права в связи с реформой уголовного законодательства. М., 1997. –384с.
8. Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? / В.Н. Галузо / Государство и право. – 2014. – № 11.– С.21-28.
9. Глотова И. А. Конкретизация норм трудового права: автореф. дисс... канд. юрид. наук / И. А. Глотова. - Екатеринбург, 2017. – 218с.
10. Егорова Н.Е. Правовая природа федерального закона как источника конституционного права России / Н.Е. Егорова. – Брянск: Курсив, 2010. – С. 162.
11. Кирин В. А. Законодательство о борьбе с преступностью / Кирин В. А. / М.: Юрид. лит., 1978.–387с.
12. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 5-е изд., перераб. и доп./ Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2003. – С. 578.
13. Кутафин О.Е. Избранные труды: в 7 т. Т. 2. Источники конституционного права: моногр. / О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2016. – 214с.
14. Лукьянова Е.Г. Учение о законе в русской юриспруденции: моногр./ Е.Г. Лукьянова. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. – С. 160.
15. Митюков М. А. Конституционные (уставные) суды: от теории вопроса к практике решения / М. А. Митюков // Российская юстиция. 2006. –№ 4. –С.32-38.
16. Нерсесянц В. С. Правовой закон как порождение понятийной теории / В. С. Нерсесянц // Журнал российского права. 2011. –№ 10 (142). –С.25-28.
17. Пиголкин А.С.Общая теория права / А.С. Пиголкин. - М.: Юристъ, 2016. – 230 с.
18. Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. –788с.
19. Сильченко Н. В. Кодифицированные акты и их типы / Н. В. Сильченко // Советское государство и право. 2016.– № 10. –С.47-51.
20. Синицын С.А. Подзаконные акты / С.А. Синицын // «Вестник гражданского права 2014 г. – №2. – С. 85-89.
21. Тихомиров Ю. А. Коллизии как источник развития права / Ю. А. Тихомиров // Юридическая техника. 2017. –№ 11. –С. 35–38.
22. Тихомиров Ю. А. Правовое пространство: равновесие и отклонения / Ю. А. Тихомиров // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017.– № 4. – С. 4–17.
23. Тихомиров Ю. А. Проблемы теории закона в социалистическом обществе / Ю. А. Тихомиров // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1980. –№ 2. –С.25-27.
24. Тихомиров Ю. А. Юридические конфликты: механизм анализа и преодоления / Ю. А. Тихомиров // Административное право и процесс. 2017. – № 2.– С. 9–13.
25. Тихомиров Ю.А. Правовые границы на земле, в воздухе и виртуальном пространстве / Ю.А. Тихомиров, А. А. Головина, Е. В. Пуляева // Право и экономика. 2017. – № 8 (354). – С. 5–16.
26. Тлембаева Ж.Н. Некоторые вопросы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта / Ж.Н. Тлембаева.– М.: Просвещение, 2018.–348с.
27. Шмелева Г.Г. Конкретизация юридических норм в правовом регулировании / Г.Г. Шмелева. Львов, 2016. – 269 с.