Фрагмент для ознакомления
2
ности особы царя и даже королевской крови. У французов в средние века царская кровь считалась до такой степени благородной, что даже потомки не законнорожденные признавались принцами крови .
Древневосточная монархия характерна в государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной деспотией.
Деспотия - форма самодержавной ничем не ограниченной власти, ис-полняется часто военно-бюрократическим аппаратом .
Надлежит отметить, что деспотическое правление в чистом виде было далеко не во всех государствах Древнего Востока и не на всех стадиях их формирования. Власть монархов древневосточных стран была порой огра-ничена элементами республиканского правления: в древнем Шумере - избра-ние правителя советом старейшин и наблюдение за ним со стороны народно-го собрания и совета знати; в древней Индии - наличие Совета царских чи-новников и даже отдельных государств, основанных на республиканской форме правления.
Сделав, таким образом, оговорку, можно дать такое определение: во-сточная деспотия - такая форма правления, при которой подданные всецело зависят от произвола властей.
Гаджиев К.С. отмечает, что единственный принцип деспотизма - это презрение к человеку, обесчеловеченный человек .
Феодальная монархия проходит три этапа своего формирования:
1. Раннефеодальная монархия;
2. Сословно-представительная монархия;
3. Абсолютная монархия.
Как форма государственного правления раннефеодальная монархия возникает непосредственно из родообщинных отношений у значительной ча-сти народов Европы (Англо-саксонское государства, Франкское, Германское Великое Княжество Литовское).
Раннефеодальное государство отмечается следующими признаками: слабой центральной властью, раздробленностью территории, непрочностью государственного устройства, наличие остатков родового самоуправления.
По мере формирования феодализма общинные земли были подвергну-ты отчуждению и ранее свободные крестьяне входили в зависимость от фео-далов-землевладельцев, которые были уже обладателями верховной власти на своей территории. У них был свой суд, войско, полиция, налоги, с помо-щью которых они реализовывали личное властвование на своей территории.
В то же время вырабатывался аппарат центральной власти, органы ко-торого были объединены с аппаратом частной власти крупных феодалов.
В результате покорений слабо организованных народов появились разновидности раннефеодального государства, имевшие название раннефео-дальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана).
Основывавшаяся в центре мощная власть стояла во главе единого пра-вителя и поддерживалась военными и народным ополчением. Нестабиль-ность данных государственных формирований объяснялось тем, что феода-лов в большей мере интересовало применение государственной власти в личных экономических интересах, а не для государства в целом.
Вследствие этого и организовывались большие феодальные землевла-дения, которые делались конкурентами центральной власти.
Стало быть, с развитием крупного землевладения постепенно надры-ваются корни раннефеодальной империи, и она раскалывается на отдельные державы.
Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограниче-на сословно-представительным органом (собранием). Такие сословно-представительные собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и со-здания централизованной монархии. Во Франции это Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы, в России - Земский собор.
Наряду с сословно-представительными органами функционировал строго централизованный, разветвленный аппарат центральной и местной исполнительной власти, всецело подчиненный монарху.
Абсолютная монархия выступает как вид монархической формы прав-ления, где юридически и фактически вся полнота государственной власти, а также духовной у монарха. По формуле Петровского Воинского устава са-мовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен . Основы абсолютизма были заложены посредством развития бюро-кратии, и в каком-то смысле, потерей религией своей главенствующей роли.
Крупное государство с монархической формой правления предполага-ет либо наличие аристократии, либо наличие демократии. В случае, когда в силу исторических причин, нет ни аристократии, ни демократии, то монар-хия сращивается с бюрократией.
Такая ситуация сложилась во Франции в эпоху Возрождения, что при-вело ее на лидирующие позиции в Европе. Эпоха Возрождения и следующая за ней эпоха Просвещения тесно связаны с изменением в отношении к рели-гии у широких масс и у аристократии. Европейская культура испытывала сильное влияние антихристианских настроений. Это привело к тому, что об-разовался просвещенный абсолютизм, который характеризовался довольно сильным влиянием представителей просветителей на действия монарха.
Дуалистическая монархия исторически является переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха в рамках консти-туции. При дуалистической монархии правительство несет формально двой-ную ответственность - перед монархом и парламентом, но в самом деле по-винуется, как правило, власти монарха. Такую характеристику дуалистиче-ской монархии можно дать, существовавшей в Российской империи с 17 ок-тября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). На современном этапе дуалистическая монархия су-ществует в Иордании, Марокко, Непале, Таиланде, Малайзии .
Конституционная монархия показывается особенной разновидностью монархической формы правления, при которой власть государя ограничена конституцией, наличествует выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Подобная монархия изначально появилась в Великобри-тании в конце XVII в. в итоге буржуазной революции. Типичными институ-тами такого вида монархии являются такие направления, как контрасигнату-ра и цивильный лист. Контрасигнатура - это скрепление акта монарха под-писью главы правительства или министра, что означает, что юридическую и политическую ответственность за этот акт претерпевает скрепивший его ми-нистр. Формально это объясняется тем, что монарх как глава государства за свои действия не отвечает. Контрасигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как действенное оружие ограничения власти государя. Именно появление данного института можно считать победой как конституционной монархии в Англии, так и в иных государствах.
Форма государственного правления - это элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и сте-пень участия населения в их формировании» .
Форма государственного правления является важным элементом и со-ставной частью формы государства. В зависимости от того кем осуществля-ется и кому принадлежит власть, одному лицу или выборному коллективно-му органу, можно разделить форму правления на две части: монархии и республики. При монархической форме правления источником власти в гос-ударстве и ее носителем будет являться монарх. При республиканской же ос-новным и главным источником власти признается население страны, а ее но-сителем объявляется выборные государственные органы.
В современном мире количество государств с республиканской формой правления существенно превышает количество государств с монархической формой, хоть монархии и являются более древней формой, и они прошли более длительный временной исторический путь. Для республик характерно наличие конституции и института разделения властей. Так, например, в Кон-ституции Российской Федерации, в статье 3 указано, что единственным ис-точником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ. Народ реализовывает свою власть непосредственно, а также через ор-ганы государственной власти и органы местного самоуправления. В статье 11 Конституции РФ сказано, что государственную власть в Российской Фе-дерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Со-брание, Правительство Российской Федерации, суды Российской . Нужно отметить, что форма правления входит как один из элементов в структуру формы государства.
Наиболее существенные доктринальные признаки монархической фор-мы правления отражены в учебнике М.Н. Марченко:
1) Наличие единственного главы государства, использующего свою власть в течение всей жизни;
2) Определенный порядок престолонаследия и переходы верховной власти;
3) Юридическая безответственность монарха, невозможность его смещения без применения силы. Насильственная замена монарха возможна только в случаях заговоров, бунтов, революций.
Эти признаки характерны для чистых монархий в их классическом по-нимании. Истории известны примеры как смещения монарха посредством
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ас-самблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. - № 67. - 05.04.1995.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в городе Риме 04.11.1950 // Бюллетень международных договоров. - № 3 - 2001.
3. Международный Пакт о гражданских и политических правах: принят резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - № 12. - 1994.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
5. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 06.04.1998. - № 14. - Ст. 1514.
6. Конституция Королевства Дании от 05.06.1953 // Вестник Законов Дании. - 05.06.1953.
7. Конституция Испании (одобрена Генеральными кортесами на пленарных заседаниях Конгресса депутатов и сената 31.10.1978, утверждена испанским народом на референдуме 06.12.1978, подписана королем перед Генеральными кортесами 27.12.1978) // Boletin Oficial del Estado. - 29.12.1978. № 311.
Специальная литература:
8. Андреева Г. Н. Конституционная терминология и основные поня-тия, связанные с институтом монархии / Г.Н. Андреева // Право и жизнь. Не-зависимый правовой журнал. - М.: Манускрипт. - 1998. - № 13. - С. 163¬182.
9. Батыр К. И. История государства и права зарубежных стран / К.И. Батыр, И. А. Исаев, Г.С. Кнопов. - М.: Проспект, 2013. - 576 с.
10. Воронцов Г. А. Теория государства и права / Г. А. Воронцов. - Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 258 с.
11. Давидян Г. М. История отечественного государства и права / Г. М. Давидян. - М.: Юридическая Норма, 2016. - 640 с.
12. Зернов И.Н. Монархия как высшая стадия демократии: Моно-графия / И.Н. Зернов. - М., 2008. - 12 с.
13. Ильин И.А. О монархии и республике: Монография / И.А. Ильин. - М.: Русская книга, 1994. - 348 с.
14. Исаев И. А. История отечественного государства и права / И. А. Исаев. - М.: Проспект, 2012. - 432 с.
15. Исаев И. А. История политических и правовых учений России: Хрестоматия / И. А. Исаев, Н. М. Золотухина. - М.: Норма, 2013. - 432 с.
16. Лазарев В.В. Теория права и государства: учебник / В. В. Лаза-рев, С. В. Липень. - М.: Юрайт, 2011. - 634 с.
17. Малько А. В. Теория государства и права / А. В. Малько. - М.: «Дело» РАНХиГС, 2015. - 352 с.
18. Марченко М. Н. Теория государства и права / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. - М.: Проспект, 2015. - 200 с.
19. Мелкумян Е.С. Система власти в Кувейте: Традиции и современ-ность / Е.С Мелкумян // Вестник РГГУ № 1(44) / 10. - М.: Изд-во РГГУ. - 2010. - С. 99 - 108.
20. Миронова Е. А «Монархия как форма правления в Великобрита-нии: история и перспективы развития» / Е.А. Миронова // Журнал «Вестник науки и образования». - Иваново.: Олимп. - 2016. - №7. - С. 76 - 78.
21. Радько Т. Н. Теория государства и права / Т. Н. Радько. - М.: Проспект, 2014. - 176 с.
22. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира / Ф.М. Решетни-ков. - М.: Норма, 2003. - 976 с.
23. Рубаник С. А. История политических и правовых учений / С. А. Рубаник. - М.: Юрайт, 2015. - 396 с.
24. Серегин А.В. Монархические системы престолонаследия / А.В. Серегин // Право и государство: теория и практика. - М.: Наука, 2009. - №6. - С. 178.
25. Снетков В. Н. Соотношение понятий «форма» и «тип» государ-ства в современных условиях / В. Н. Снетков // Проблемы права в современ-ной России: Сборник статей международной межвузовской научно - практи-ческой конференции. - СПб.: СПбГПУ. - 2014. - С. 151 - 154.
26. Страшун Б. А. Избранные конституции зарубежных стран / Б. А. Страшун. - М.: Юрайт, 2012. - 795 с.
27. Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зару-бежных стран / Б. А. Страшун, И. А. Алебастрова, А. Ш. Будагова, А. С. Ермоленко. - М.: Проспект, 2013. - 296 с.
Интернет-ресурсы:
28. Проект «100 главных документов российской истории» [Элек-тронный ресурс] // Режим доступа: http://www.doc.histrf.ru/18 (дата обраще-ния 22.04.2020).
29. Конституция Королевства Нидерландов от 24 августа 1815 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=143 (дата обращения 22.04.2020).
30. Официальный сайт Дании [Электронный ресурс] // Режим досту-па: http:// www.denmark.dk/ru/society-ru (дата обращения 22.04.2020).