Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Органы прокуратуры занимают в государственной системе РФ особенное место. С одной стороны, прокуратура, осуществляя прокурорский надзор как вид государственной деятельности, не относится к судебной, исполнительной и законодательной власти, вместе с тем обладая признаками каждой из них. С другой стороны, осуществляя надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти. Помимо этого, компетенция прокуратуры распространяется и на органы местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией РФ не входят в систему органов государственной власти.
Полномочия прокуратуры распространяются почти на все урегулированные законом сферы правовых отношений, в том числе и деятельность контролирующих и правоохранительных органов, что свидетельствует об их универсальном характере. Прокуроры осуществляют надзор за исполнением и соблюдением законов, за соответствием принимаемых актов и решений контролирующими и правоохранительными органами.
Прокуратура является независимой, самостоятельной структурой, которая выполняет функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей.
Цель – определить понятие, сущность и задачи прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры. Задачи:
выявить общие положения о прокуратуре и прокурорском надзоре;
изучить прокурорский надзор в системе с другими направлениями правоохранительной деятельности государства;
изучить прокурорский надзор в эпоху современных вызовов: цифровая трансформация и борьба с распространением коронавирусной инфекции.
Объект деятельности прокуратуры. Предмет понятие, сущность и задачи прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры.
Глава 1. Общие положения о прокуратуре и прокурорском надзоре
1.1. Понятие прокуратуры, ее цели и задачи
В рамках российской государственности сложился особый подход к вопросу защиты чужих интересов, который основывается не только на осознании того, что частный интерес является превалирующим в обществе, но и на том, что государство обязано нести ответственность за обеспечение интересов всех субъектов общества, в том числе и тех, которые по каким-либо причинам сохраняют «безгласность» при защите своих прав.
Согласно ст. 4 федерального закона (далее – ФЗ) «О прокуратуре», Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации .
Органы прокуратуры:
осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
Приоритетным направлением деятельности прокуратуры является поддержка государственного обвинения в суде.
Основными направлениями деятельности прокуратуры являются:
• осуществление прокурорского надзора;
Прокурорский надзор – осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц – прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов на всей территории Российской Федерации путем своевременного выявления и принятия мер:
а) к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, причин и условий, способствующих им;
б) к восстановлению нарушений законности;
в) к привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Согласно закону, предметом и пределами надзора прокуратуры РФ является:
надзор за исполнением действующих в Российской Федерации законов;
принятие мер, направленных на устранение нарушений закона;
осуществление уголовного преследования в отношении лиц, совершивших преступления .
В связи с принятием данного закона существенно возросли роль и значение прокурорского надзора при осуществлении правосудия.
• осуществление уголовного преследования;
Согласно ст. 37 уголовно-процессуального кодекса (далее – УПК) РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
• участие прокурора в рассмотрении дел судами;
Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.
К общим полномочиям, предоставленным прокурору уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством РФ относятся следующие. Прокурор:
* участвует в разбирательстве дел в судах первой инстанции, в судах кассационной и надзорной инстанций;
* предъявляет иски и подает заявления в суд по существу дела;
* подает в вышестоящий суд представления и протесты на незаконные и необоснованные решения, приговоры, определения и постановления судей.
Прокуроры, участвующие в рассмотрении судами уголовных дел, осознают свою роль и значение для совершения правосудия, как одной из основных гарантий законности, что мотивирует их более ответственно относится к исполнению своих должностных обязанностей.
Благодаря участию прокурора в рассмотрении уголовных дел, суд сможет:
более полно, объективно и всесторонне исследовать предоставленные доказательства;
установить вину лица;
правильно оценить рассматриваемое преступление;
назначить справедливое и обоснованное наказание.
Своей речью прокурор создает соответствующую атмосферу осуждения лица, совершившего преступление, для организации выполнения судебным разбирательством воспитательной роли.
Порядок проверки законности:
приговоров;
постановлений;
определений
В кассационном и апелляционном порядке обеспечит возможность исправления ошибок судей до вступления их приговоров в силу.
Указанная возможность обеспечивается обязанностью прокурора, закрепляемой ст. 36 ФЗ «О прокуратуре» и ст.ст. 325 и 277 УПК, опротестовать незаконный приговор в кассационном порядке.
Поскольку функцией прокуратуры является обеспечение исполнения прав и свобод граждан, то деятельность прокурора способствует развитию принципов демократии и гласности, как приоритетных явлений в проведении судебной реформы РФ.
Кроме того, в ФЗ «О прокуратуре» и УПК закрепляются полномочия прокурора при его участии в рассмотрении судами уголовных дел. К ним относятся:
1) проверка законности решений судьи при подготовке уголовного дела к рассмотрению в судебном заседании;
2) выступление в качестве государственных обвинителей при осуществлении уголовного преследования в суде;
3) дача заключения по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства;
4) предъявление исков, если этого требует охрана государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан, и поддержка их в суде;
5) опротестование незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений судов;
6) дача заключения в судах кассационной и надзорной инстанций по уголовным делам, рассматриваемым по протестам и жалобам;
7) проверка законности и своевременности обращения к исполнению приговоров, определений и постановлений судов;
8) осуществление надзора за исполнением приговоров, определений и постановлений судов;
9) организация соответствующих мер в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру приговоров, определений, постановлений судов в порядке надзора и возобновлению уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
• координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
Помимо прочих функций прокуратура исполняет функцию по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Данная функция отражена в статье 8 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»: Генеральный прокурор РФ координируют деятельность по борьбе с преступностью ОВД, ФСБ, органов по контролю оборота наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов .
В переводе с латинского термин «координация» (от лат. coordinatio – взаимоупорядочение) означает «согласование, упорядочение, приведение в порядок, в соответствие» .
1.2. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора
Среди способов обеспечения законности занимает важное место прокурорский надзор, представляющий собой одну из важных составных частей, относительно самостоятельную и специфическую отрасль деятельности прокуратуры. Предмет надзора, полномочия прокуроров по его осуществлению, формы и методы реагирования прокурора на факты нарушения закона установлены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Фрагмент для ознакомления
3
1 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Российская газета», N 249, 22.12.2001.
2 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
3 Беляков П.А. Координация деятельности правоохранительных органов как вид деятельности прокурора по защите права граждан на обращение в органы публичной власти // Экономика, социология и право. 2016. № 8. С. 53.
4 Бобров В. К. Прокурорский надзор / В.К. Бобров. - М.: Юрайт, 2013. – С. 35.
5 Богословская Е.В. Разумный срок уголовного преследования / Е.В. Богословская // Законность. - 2015. - № 4. - С. 57.
6 Бубон К.В. О цели уголовного судопроизводства / К.В. Бубон // Адвокат. - 2008. - № 10. - С. 30;
7 Гришаев С.А. Понятие и направления деятельности прокуратуры // Научная перспектива. 2016. № 9. С. 46-48.
8 Зайцев О. А. Прокурорский надзор в Российской Федерации / О.А. Зайцев, П.А. Смирнов. - М.: Экзамен, 2014. – С. 57.
9 Каретников, А.С., Коретников, С.А. Сущность полномочий прокурора по надзору за предварительным следствием: прошлое, настоящее, будущее/ А.С. Каретников, С.А. Коретников // Российская юстиция. – 2015. - №5. - С. 50.
10 Левичев Д.С., Юрчук С.В. К вопросу об эффективности обжалования действий (бездействий) и решений органов предварительного расследования прокурору // В сборнике: Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки Электронный сборник статей по материалам LXI студенческой международной научно-практической конференции. 2018. С. 233.
11 Обвинительный уклон в уголовном процессе: фактор прокурора / Э.Л. Панеях, К.Д. Титаев, В.В. Волков, Д.Я. Примаков. - СПб: ИПП ЕУ СПб, 2010. – 16 с.
12 Рождествина А. А. Краткий курс по прокурорскому надзору / А.А. Рождествина. - М.: Окей-книга, 2016. – С. 42.
13 Солопов, М. Оправдательный приговор как падающая звезда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zona.media/article/2016/10/05/prosecutor.
14 Стрельников В.В. Понятие и основное содержание целей и задач управленческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2016. № 4 (136). С. 134-141.
15 Стрельников В.В. Понятие и основное содержание целей и задач управленческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации // Гражданин и право. 2016. № 3. С. 11-23.
16 Таилова А.Г., Магомедов А.А. Понятие структуры и механизма предупреждения преступлений средствами общего надзора прокуратуры // В сборнике: Фундаментальные и прикладные вопросы науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 167-169.
17 Шахкелдов Ф.Г., Михайлов Э.М. Вопросы определения объекта прокурорского надзора в сфере противодействия экстремизму и терроризму // Юристъ - Правоведъ. 2015. № 4 (71). С. 37.