Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что эффективность налогообложения субъектов малого предпринимательства, напрямую зависит от развития рыночных отношений и реальной экономической обстановки в стране. Определенно основной из задач Правительства Российской Федерации является поддержка малого предпринимательства как особо значимой группы плательщиков налогов. На примере развитых стран доказано, что, чем больше в стране эффективно конкурентоспособно работающих малых предприятий в строительстве, промышленности, в области высоких технологий и прочих отраслях, тем весомее вклад этих предприятий в ВВП, вследствие чего обеспечивается рост экономического развития страны.
В настоящее время государство признало способность субъектов малого бизнеса вносить существенный вклад в развитие экономики, ориентированной на инновации, посредством предоставления новых рабочих мест, насыщения потребительского рынка, улучшения социально-экономической сферы и благодаря ряду законодательных актов, регулирующих деятельность малых предприятий, способствует их развитию по сегодняшний день, максимально упрощая способы учетной деятельности и предоставления отчетности.
Проблематика исследования подтверждается тем, что сегодня в России власти в полной мере понимают необходимость и значимость развития предпринимательской инициативы. Проводится планомерная политика по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, если учесть относительно небольшой опыт развития предпринимательских отношений, что обусловлено практически семидесятилетним запретом на ведение бизнеса в советский период истории нашей страны, и нестабильную экономическую и геополитическую обстановку, требуется продолжение формирования соответствующей институциональной базы и реализации на практике реальной помощи субъектам малого бизнеса. В этой связи стимулирование населения к занятию предпринимательством, обеспечение устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса, их поддержка и защита являются задачами актуальными и значимыми.
Цель курсовой работы заключается в определении роли малого бизнеса в национальной экономике.
Задачами работы являются:
-раскрыть понятие малого бизнеса в национальной экономике;
-определить роль малого бизнеса в экономике;
-рассмотреть зарубежный и российский опыт методов государственного регулировании и поддержки субъектов малого п бизнеса;
-выявить экономическую роль субъектов малого бизнеса в России и зарубежом;
-выявить проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса;
-рассмотреть перспективы развития субъектов малого бизнеса.
Предметом исследования является макроэкономика.
Объектом исследования является малый бизнес.
Практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий, направленных на совершенствование налогообложения малого бизнеса в России и возможностью их применения в практике деятельности экономических субъектов.
Источниками информации послужили труды таких российских ученых как: Авилова А. В., Буров В.Ю., Власов В.А., Данилов А.И., Довгая О.В., Скороходова Т.И., Туренко Б.Г. и др., а также статистические данные Минэкономразвития и Федеральная служба государственной статистики.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты определении роли малого бизнеса в национальной экономике. Во второй главе рассмотрена мировая и отечественная практика развития малого бизнеса. В третьей главе проведен анализ состояния малого бизнеса в национальной экономике и даны направления его дальнейшего развития.
Глава 1. Теоретические аспекты определении роли малого бизнеса в национальной экономике
1.1 Понятие малого бизнеса в национальной экономике
По мнению многих ученых малый бизнес в современных условиях является неотъемлемым элементом любой рыночной экономики. В западных странах он занимает место быстрорастущего сектора экономики, который вносит существенный вклад в увеличение внутреннего валового продукта и выполняет значимые социальные и экономические функции. Современное развитие рыночных отношений свидетельствует о том, что малое предпринимательство в сочетании со средним и крупным бизнесом выступает ключевым фактором социальной, экономической и политической стабильности, а также способствует экономическому росту и ускорению научно-технических инноваций.
По мнению экономиста Колесникова А.Л. малый бизнес определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан, основная цель которой, направлена на получение коммерческой выгоды. К особенным чертам малого предпринимательства относится ключевые факторы, такие как риск и имущественная ответственность предпринимателя. Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого бизнеса относятся внесенные в ЕГРЮЛ и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям.
По мнению экономиста Данилова А.И. «пока предприниматель, делает все возможное для извлечения максимальных результатов из своей деятельности в виде прибыли, государство берет на себя фискальную функцию обеспечения доходов в казну за счет предпринимателей в виде налогов, налагая на предпринимателя правовую ответственность . Так рыночная система хозяйствования ставит гражданина, как предпринимателя в определенные условия где он несет полную ответственность за свои праводействия и конечное благосостояние, которое напрямую связано высокой долей риска и ответственности, формируя таким образом порядок.
Законодательный статус субъектов малого предпринимательства, для целей налогообложения не получил должного развития в экономической и налоговой практике, в связи с этим А.А. Тюкавкин-Плотников и В.А. Семеусов выразили сомнения относительно целесообразности выделения субъектов малого бизнеса как отдельно подгруппы.
Однако некоторые эксперты, наоборот, определяют нужным больше внимания уделять малому бизнесу. В.А. Власов предложил внести изменения в название ФЗ № 209-ФЗ и именовать его как Федеральный закон «О развитии предпринимательства, малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». И, помимо всего прочего, установить требования к размеру уставного капитала субъектов малого бизнеса, которые являются юридическими лицами. При этом, суммарная доля которых не должна превышать 25 %. При этом, такой же лимитированный размер участия в уставном капитале малого бизнеса установлен и для юридических лиц, не являющихся субъектами среднего и малого бизнеса. Рассматриваемый лимит направлен на исключение придания статуса малого бизнеса зависимым или или организациям.
По мнению экономистов, в силу многих исторических и культурных традиций наша страна сохранит значительный государственный сектор в рыночной экономике и весьма вероятна огромная роль государственного регулирования в экономике. Тем не менее на арене малого предпринимательства существует довольно яркий состав малого бизнеса – это и молодые люди, и обычные граждане, и высококвалифицированные специалисты, которые открывают свои фирмы, (к примеру, в области аутсорсинга, программного обеспечения и т.д.). Положительная динамика наблюдается и сфере обслуживания, ремонта и строительства и пр. Помимо всего этого до сих пор сохраняется сектор нелегального «теневого» бизнеса.
Так, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются весьма разношерстными и потребуется немало усилий и времени для формирования эффективной налоговой среды и стабильность налоговых поступлений, направленных на обеспечение благ гражданского общества. Также является невозможным формирвоать реально конкурентную среду, как отмечает Л.Т. Ибадова, поддерживая и стимулируя организации, которые формально обладают признаками малого бизнеса, но подконтрольны предприятиям-монополистам .
Вместе с тем можно встретить предложения об исключении показателя структуры уставного капитала при отнесении экономического субъекта к категории малого бизнеса на том основе, что участие крупной компании или государства в уставном капитале еще не говорит о том, что субъект малого бизнеса будет находится в непосредственной финансовой зависимости от своих учредителей.
1.2 Критерии отнесения субъектов малого бизнеса в законодательстве
Согласно нормам Федерального закона, к субъектам малого бизнеса относятся внесенные в ЕГРЮЛ коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (ред. от 28.12.2016 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон от 24.07.07 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Авилова А. В. Малое предпринимательство в контексте Российских реформ и мировой опыт : учебник. М. : ЮНИТИ, 2019. – 283 с.
6. Алексеева А.Н. Альтернативные источники финансирования малого и среднего бизнеса в России. A-economist.narod. [Электронный ресурс]. URL: http://a-economist.narod.ru/section2/2018-2019/alekseeva.htm
7. Буров В.Ю. Особенности влияния государства на деятельность субъектов малого предпринимательства в современной России // Малый бизнес и предпринимательство. 2018. № 18. С. 19-23
8. Виленский А.К. Проблемы развития малого бизнеса в России. // Вопросы экономики. 2018. №7. С. 30
9. Власов В.А. Законодательное положение субъектов малого предпринимательства // Право. 2019. № 2. С. 23
10. Данилов А.И. Малое предпринимательство и малый бизнес – М.: КНОРУС, 2019. С. 121
11. Довгая О.В., Миронова И.Б. Налоговое стимулирование деятельности малых предприятий. -М: Налоги, 2017. С. 87
12. Ибадова Л.Т. Комментарий к Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». М.: Финансы, 2017. С.21.
13. Колесников А.Л. Малый бизнес: эволюция понятий и проблема определения.// Вопросы экономики. 2018. № 18. C.55.
14. Клочков А.В. Проблемы и преимущества малого бизнеса в России — М.: ЭКСМО, 2018. С. 90
15. Мохов А. А. Кластерная политика и поддержка малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. 2018. № 2. С. 118–135
16. Муравьева А.А. Малый бизнес: организация, экономика, финансы. – М.: Бизнес, 2017. С. 23.
17. Семеусов В.А., Тюкавкин-Плотников А.А. О признаках субъектов малого предпринимательства // Налоги. 2018. № 3. С. 35
18. Смирнова С.М. Анализ целесообразности применения систем налогообложения малыми предприятиями // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. 2018. № 15. С.8-10
19. Скороходова Т.И. Роль и значение малого бизнеса для экономики. // Приоритетные направления развития науки, техники и технологий: сборник материалов Международной научно-практической конференции (29 февраля 2019 года), Том II – Москва: Экономика и регионы, 2019. С. 26
20. Туренко Б. Г. Проблемы развития предприятий малого предпринимательства. — Москва: Экономика и налоги. 2017. – 113 с.
21. Хабриева М.Н., Миннигалеева, В.З. Методологические подходы к решению проблем развития малого бизнеса // Экономика и регионы. 2018. № 7. -с. 210
22. Тарасенко О. А. Аудит мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. 2018. № 2. С. 38–46.
23. Ежегодный обзор «Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы -https://www.iep.ru
24. Официальный сайт Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru
25. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – RL:
26. Данные Минэкономразвития РФ Интернет – ресурс. Режимдоступа // http://www. economy.gov.ru
27. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Интернет –ресурс. Режим доступа // https://ofd.nalog.ru
28. Официальный сайт PricewaterhouseCoopers International Limited Интернет –ресурс. Режим доступа // https://www.pwc.com/