Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что минимизация издержек обращения, увеличение прибыли предприятия, повышение эффективности его деятельности выступают в качестве основных экономических предпосылок комплексного экономического анализа издержек обращения.
Целью написания является проведение анализа издержек объекта исследования, их влияние на финансовые результаты предприятия, на основании чего необходимо определить пути оптимизации расходов и издержек деятельности предприятия.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
определить экономическую сущность издержек предприятия;
представить краткую организационно–экономическую характеристику деятельности объекта исследования;
провести анализ состава и структуры издержек предприятия;
произвести поиск резервов снижения издержек предприятия;
определить экономическую эффективность предложенных мероприятий на финансовые показатели объекта исследования.
Объектом исследования является предприятие ООО «Актив».
Предмет исследования – издержки предприятия ООО «Актив».
Практическая значимость заключается в возможном практическом применении в деятельности предприятия выявленных резервов снижения издержек, что оказывает значительное влияние на формирование финансовых результатов деятельности предприятия ООО «Актив».
1. Теоретические основы управления издержками фирмы
1.1 Понятие и сущность издержек
Издержки – это часть стоимости, которая отражает издержки и реализации продукции, которая возвращается на предприятие для возмещения затраченных ресурсов при производстве продукции, с целью возобновления очередного цикла производственного процесса.
По мнению В.Я. Горфинкеля, издержки – это стоимостная оценка природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других издержек, связанных с производством и реализацией продукции .
Издержки являются важнейшим показателем эффективности производства продукции. В себестоимости продукции отражаются эффективность хозяйственной деятельности предприятия, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От уровня себестоимости производимой продукции зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции и предприятия.
Издержки – это качественный показатель, концентрированно отражающий результаты хозяйственной деятельности предприятия, ее достижения и имеющиеся резервы. Для предприятия, чем ниже издержки, тем эффективнее использованы ресурсы, направленные на производство продукции. Это определяет эффективность использования расходов и издержек, направленных на производство продукции .
Следовательно, издержки представляют собой систему расходов, связанных с осуществлением основной деятельности предприятия.
Расходы предприятия, связанные с основной деятельностью предприятия уменьшают экономические выгоды предприятия, что приводит к выбытию активов (стоимости основного и оборотного капитала), и к формированию обязательств предприятия. Наличие расходов, включаемых в издержки, связано с реализацией основной деятельности, которые приводят к уменьшению капитала предприятия. Формирование, состав и структура расходов предприятия регулируется нормативно–правовым актом, – в частности – Положением по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации» .
Виды и классификация расходов организации представлены на рисунке 1.
Относительно рисунка 1 следует отметить, что расходы, образуемые в процессе производства продукции, формируются в виде сметы издержек на производство, которая включает следующие статьи издержек:
‒ материальные издержки;
‒ издержки на оплату труда;
‒ отчисления на социальные нужды;
‒ амортизация;
‒ прочие издержки.
В целях повышения эффективности управления себестоимостью продукции, учет расходов по статьям издержек предприятием устанавливается самостоятельно, что отражено в учетной политике предприятия.
Одной из важнейших задач при управлении себестоимостью продукции является проведение калькулирования себестоимости продукции.
В частности, себестоимость единицы продукции – это общая сумма издержек на производство, распределенная между количеством произведенной продукции. При определении себестоимости единицы продукции используется методика проведения калькулирования себестоимости.
Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) – это исчисление величины издержек, приходящихся на единицу (выпуск) продукции. Ведомость, в которой производится расчет на единицу продукции – является калькуляцией.
Задачей калькулирования является определение издержек, приходящихся на единицу продукции, предназначенной для реализации, а также для внутреннего потребления .
Калькуляция себестоимости продукции является основой проведения анализа себестоимости продукции.
Анализ себестоимости производимой продукции имеет большое значение в системе издержками производства предприятия. Он дает возможность произвести изучение тенденции изменения уровня себестоимости, определить отклонения фактических издержек от плановых (нормативных или отклонения издержек от прошлого периода), а также позволяет установить причину изменения себестоимости продукции .
Исчисление себестоимости продукции необходимо для определения рентабельности продукции и производственной деятельности, определения оптовых и розничных цен на произведенную продукцию, осуществления внутрипроизводственного учета расходов и издержек, связанных с производством.
1.2 Классификация издержек
Издержки – это основной фактор, влияющий на объем и изменение прибыли .
Вследствие осуществления основной деятельности, каждое предприятие в определении своей стратегии ориентируется на максимизацию прибыли. Тем не менее, с другой стороны, производственная деятельность невозможна без издержек. На приобретение производственных факторов предприятие осуществляет конкретные издержки. При этом, предприятие будет стараться использовать тот производственный процесс, при котором заданный объём производства будет обеспечен наименьшими издержками на применяемые факторы производства. Данные издержки на приобретение применяемых производственных факторов – это издержки .
Классификация текущих издержек предприятия представлена в таблице 1.
В случае повышения себестоимости продукции, при прочих равных условиях, прибыль предприятия в данный период уменьшится на такую же величину. Следовательно, между размером величины прибыли и себестоимости продукции существует обратная функциональная зависимость: чем ниже издержки, тем выше прибыль предприятия, и наоборот.
Издержки – это одна из основных частей хозяйственной деятельности и, соответственно, один из важнейших элементов объекта управления.
Посредством проведения анализа себестоимости продукции производится выявление резервов ее снижения в целях повышения финансовых результатов деятельности предприятия, на основании чего производится выработка мероприятий по освоению выявленных резервов снижения себестоимости.
Источниками информации для проведения анализа расходов и издержек, входящих в издержки, являются «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия», а также плановые и фактические калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета издержек по основному и вспомогательному производству.
На основании вышесказанного следует сделать вывод, что издержки – это стоимостная оценка ресурсов, задействованных в процессе производства продукции. Издержки является важнейшим показателем эффективности производственной деятельности предприятия, т.к. себестоимость – это индикатор эффективности финансово–хозяйственной деятельности предприятия, определяющий уровень получения финансовых результатов и финансового состояния предприятия.
Издержки – это система расходов, связанных с осуществлением основной деятельности предприятия. Факторами определения эффективности осуществляемых расходов и издержек выступают показатели абсолютной суммы операционных издержек.
1.3 Подходы к управлению издержками фирмы
Существует несколько видов себестоимости продукции, которые формируются в зависимости от системы учета издержек по элементам и в зависимости от места их возникновения.
Учет издержек в производстве продукции может производиться составлением сметы издержек на производство, в которой издержки группируются по элементам.
Кроме того, издержки, входящие в издержки, группируются по статьям, и на основании этой группировки составляется калькуляция. В данном случае, издержки группируются в зависимости от места возникновения и направления использования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 29.02.2020). – Ст. 132
2. Аксенов, А.В. Экономика предприятия. – М.: Кнорус, 2017. – 347 с.
3. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник для бакалавров / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Дашков и К, 2018. – 412 с.
4. Беспалов, М.В., Абдукаримов, И.Т. Финансово–экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): Учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – М.: Инфра–М, 2018. – 436 с.
5. Бочаров, В.В. Финансовый анализ: Учебник. – СПб.: Питер, 2019. – 416 с.
6. Волков, О.И. Экономика предприятия: курс лекций. – М.: ИНФРА–М, 2018. – 280 с.
7. Воронина, М.В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров. – М.: Дашков и К, 2019. – 400 с.
8. Гарнов, А.П. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА–М, 2019. – 366 с.
9. Герасименко, Г.П. Финансовый анализ: учебное пособие. – 8–е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2018. – 392 с.
10. Донцова, Л.В., Никифорова, Н.А. Анализ финансовой отчетности: уч. пособие. – 2–е изд., доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2017. – 366 с.
11. Ендовицкий, Д.А. Финансовый анализ: учебник / Под ред. Д.А. Ендовицкого, Н.П. Любушина, Н.Э. Бабичева. – 3–е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2019. – 300 с.
12. Ефимова, О.В. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. – 2–изд., испр. и доп. – М.: Изд–во Омега–Л, 2018. – 408 с.
13. Жилкина, А. Н. Финансовый анализ: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. Н. Жилкина. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 285 с.
14. Иванов, Г.Г. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Академия, 2017. – 278 с.
15. Казакова, Н.А. Финансовый анализ: учебник и практикум / Н. А. Казакова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 375 с.
16. Клочкова, Е.Н. Экономика организации: учебник / Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 334 с.
17. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. – 7–е изд., испр. – М.: Новое знание, 2017. – 545 с.
18. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник. – 14–е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2018. – 649 с.
19. Саталкина, Н. И., Герасимов, Б. И., Терехова Г. И. Экономика предприятия: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2018. – 408 с.
20. Шанин, И. И., Лазарева, А. В. Анализ результативности финансово–хозяйственной деятельности предприятия // Молодой ученый. – 2018. – №9. – С. 460–462