Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Мировоззрение — наиболее общее представление человека об окружающем его мире, о месте и роли человека в нем. Это совокупность философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений людей. Мировоззрение играет решающую роль в формировании морального и правового сознания, которые непосредственно регулируют поведение личности.
Одной из значимых проблем современного философского и социально-гуманитарного знания является исследование структуры мировоззрения и ее соотношения со структурами правовой стороны сознания.
«Право — есть искусство добра и справедливости, оно создано для пользы человечества», — заметили наши предки, подчеркнув тем самым глубокую функциональную значимость изучения юридических норм как важных правил поведения человека, призванного обеспечить стабильное и счастливое общество. Общеизвестно, что именно в праве аккумулированы многие достижения человеческой культуры, которые каждое поколение людей путем трансляционной функции передает своим потомкам, пытаясь защитить их, предотвратить бедствия и несчастья.
В современных условиях именно правовое образование становится важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.
Воспитывающий потенциал правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе. Правовая подготовка школьников рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника.
В педагогической науке разработан комплекс методов, направленных на формирование правовой стороны сознания школьников в целостном учебно-педагогическом процессе. Данная форма образования является относительно новым и малоизученным направлением в деятельности школы. Также малоизученной является проблема взаимодействия урочной учебной деятельности в процессе формирования правового сознания и мировоззрения личности. Поэтому обобщение опыта работы в обозначенных направлениях представляет значительную ценность. Этим определяется актуальность данной курсовой работы.
Проблемой формирования мировоззрения на уроках правоведения занимались такие видные исследователи, как О.А.Бочаров, В.А.Вакуленко, С.С.Володина, С.Д.Дьячкова, И.А.Зарецкий и др., чью работы и послужили методологической базой для настоящего исследования.
Целью курсовой работы является разработка проблемы, состоящей в следующем: каким образом можно способствовать формированию мировоззрение у школьников в процессе обучения правоведению через урочные формы. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить сущность, функции, критерии мировоззрения и его роль в становлении правового сознания личности;
- рассмотреть основные аспекты правового образования школьников
- обозначить пути и методы формирования мировоззрения школьников на уроках правоведения в целостном учебно-воспитательном процессе.
В процессе исследования использовался комплекс методов педагогической науки: анализ психолого-педагогической, методической, учебной литературы, естественный эксперимент, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности учащихся.
Глава 1. Мировоззрение и его роль в формировании правового и морального сознания личности
Мировоззрение состоит из элементов, относящихся ко всем формам общественного сознания, важную роль в нем играют философские, научные, политические взгляды, а также нравственные и эстетические.
Научные знания, будучи включенными в систему мировоззрения, помогают человеку ориентироваться в окружающей социальной и природной действительности, а также рационализировать ее. Нравственные, эстетические и правовые принципы также напрямую влияют на мировоззрение человека, служа регулятивными показателями взаимоотношения человека, общества и окружающего мира.
Культурно-цивилизационный кризис, переживаемый современным человеком, является объектом изучения как отечественных, так и зарубежных исследователей. Для преодоления последствий данного кризиса общество нуждается в комплексной оптимизации усилий научного сообщества для разработки методов формирования целостного мировоззрения у молодого поколения.
Исследование структуры мировоззрения и ее соотношения со структурой нравственного и правового сознания- одна из ведущих проблем современного социально-гуманитарного знания. Отечественная научная мысль последних десятилетий предложила обществу несколько концепций мировоззрения.
Первая из них утвердилась в науке в 30-е годы XX века, оформившись во втором издании Краткого философского словаря (1941): «Мировоззрение – система взглядов, представлений о всех окружающих человека явлениях природы и общества» [11, стр.37]. Раскрывая данное утверждение, А.Г. Спиркин в 1960-е годы определяет мировоззрение как обобщенную систему взглядов на мир в целом, имеющую две формы – обыденную и научную, то есть теоретически обоснованную. Также ученый поясняет, что возможно употребление слова «мировоззрение» в узком смысле, когда речь идет о философском, политическом, религиозном мировоззрении.
Другая точка зрения, выраженная В.Н. Сагатовским, отожествляет мировоззрение с философией, жестко связывая их. Научную философию исследователь, то есть четкое, рациональное, логически обоснованное мировоззрение, исследователь называет миропониманием. Донаучную философию, то есть основанную на иррациональное вере, Сагатовский обозначает как миропонимание [19]. И, наконец, мировоззрение, взятое в его внутренним, глубинно-эмоциональном аспекте, автор называет миропереживанием. Конечно, не отрицая абстрактную возможность существования в мире гармонически развитого философа, мы не можем не выразить сомнения в реально-конкретной возможности применения предложенной Сагатовским философской схемы по отношению к современному человеку, терзаемому кризисом цивилизации и культуры, государственным терроризмом, бытовыми неурядицами, организованной преступностью и т. п.
Последняя точка зрения по данному вопросу представлена в исследованиях Ю.Н. Назарова, разделяющих концепцию на три группы – чувственно-эмоциональную, интеллектуально-рациональную и ценностно-оценочную, соответственно обозначая их терминами «миропереживание», «миропонимание» и «мирооценка» [11]. Примем данную концепцию структуры мировоззрения в качестве рабочей и рассмотрим вопрос о соотношении человека и мира, деятельности человека и его мировоззрения, индивидуальной культуры и личностного поведения.
Одной из важнейших сторон деятельности человека является управление самим собой и окружающим миром, проявляющееся в управление образами собственного сознания, управление вещами и управление людьми.
Управление образами индивидуального сознания в большей степени зависит от интеллектуальной развитости человека, нежели от социальной среды. Управление вещами определяется, прежде всего, природной средой и бытовым опытом.
Управление же другими людьми, их общественным поведением и производственной деятельностью в основном зависит от мировоззрения человека, включающего его нравственные, правовые и политические установки. Таким образом, важную роль в процессе управления человека самим собой и другими людьми играет правовая сторона человеческого сознания, его правовой менталитет и мышление.
Правовая сторона сознания – это философская категория, обозначающая два вида социальных норм и правил человеческого общежития. Естественная нравственность и естественное право являются различными, и вместе с тем взаимосвязанными сторонами общественной жизни, главным компонентом которой является человек как субъект социально-профессиональной поведения и культурно-бытового деятельности.
Правовое и нравственное сознание как одна из сторон форм сознания человека является средством регулирования поведения индивида в интересах того общества, членом которого он является. Нравственное сознание, как и сознание в целом, включает в себя осмысление человеком нравственных норм как неотъемлемой части правил поведения в обществе, нравственное переживание и нравственную оценку.
Существенное значение правовой стороны индивидуального сознания заключается в том, что индивид целенаправленно развивает в себе способность к поведению, способствующему совершенствованию социально допустимых в рассматриваемом обществе, положительных качеств и преодолевает антисоциальные.
Правовое сознание личности заключается в практическом выражении взаимосвязи людей в понятиях добра и зла, хорошего и плохого, честного и бесчестного, а также закрепляет в виде правил поведения требования, предъявляемые социумом к личности в ее повседневной жизни и разнообразной деятельности. Правовые начала человеческого поведения, подобно нравственным, кроются в душе человека, в чувствах долга, обязанности, справедливости.
Переживание должного в качестве свободного самоопределения человека приводит к социально одобряемому поведению, но если то, что личность переживает как должное, понимается и как нечто присущее другому человеку, то возникает правовое отношение, сторонами которого являются управомоченный и обязанный субъекты. Юридическая наука, наряду с философией, рассматривает «правовое» как сторону сознания, в которой отражаются различные компоненты общественного правопорядка и регулируется поведение человека в его отношении к государству и закону [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бочаров, О.А. Методика преподавания прав человека в школе /О.А. Бочаров. М.: Академия, 2013.
2. Вакуленко, В.А. Интерактивное обучение на уроках права /В.А. Вакуленко // Право в школе, 2014, №1.
3. Володина, С. С. Организация внеурочной работы по праву/С. И. Володина, В. В. Спасская. Российский фонд правовых реформ. М : Новый учебник, 2002.
4. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Григорьев Д. В., Степанов П. В. М.: Просвещение, 2011.
5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. М.: Просвещение, 2009.
6. Демакова, И.Д. Перспективы развития внеурочной деятельности в контексте построения новой модели образования /И.Д. Демакова // Методист. - 2008. - № 7.
7. Дьячкова, С.Д. Игры по праву в школе /С.Д. Дьячкова // Учитель, 2012, № 5.
8. Зарецкий, И.А. Принципы и методы преподавания права в школе /И.А. Зарецкий. - М.: Детство-Пресс, 2013.
9. Кларин, М.Б. Современные модели обучения праву /М.Б. Кларин. М.: Эксмо», 2013.
10. Корнеева, Т. Как решить проблему организации внеурочной деятельности в школе /Т. Корнеева / Вестник образования. 2010. № 15.
11. Куликов Е.А. Категория меры в правовой науке: вопросы теории и методологии исследования // Юридические исследования. - 2014.
12. Логвинова И.В. Правовые основания делегированных нормотворческих полномочий Правительства Российской Федерации // Право и политика. - 2015.
13. Максудов P.P. Знай свои права /Р.Р. Максудов. М.: Владос, 2012..
14. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе /С. А. Морозова. - М.: Новый учебник, 2004.
15. Певцова Е.А. Основы права /Е.А. Певцова. М.: Владос, 2012.
16. Кропанева, Е.М. Теория и методика обучения праву /Е.М. Кропанева: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010.
17. Певцова, Е.А. Теория и методика преподавания права / Е.А. Певцова. М.: «Владос», 2013.
18. Певцова, Е.А. Учителю права: как выстроить урок /Е.А. Певцова. М.: «Эксмо», 2012.
19. Полханова, И.Б. Формирование правового сознания школьника /И.Б. Полханова. М.: Мысль, 2013.
20. Скоробогатов А.В., Краснов А.В. Правовая реальность как категория юридической науки // Право и политика. - 2016.