Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Человеческая деятельность по своей сути зависит о множества факторов, которые непосредственно влияют на нее. Именно от них будет зависеть ее эффективность. В рамках рассматриваемой работы, таким фактором будет– учебная деятельность.
Важнейшей ролью, в развитии и формировании личности ребенка, при изучении иностранных языков, на сегодняшний день, является именно языковой фактор. Знание особенностей языка позволяет ему открывать для себя мир, тем самым давая стимул развитию самой личности.
Согласно требованиям ФГОС, самой важной задачей, стоящей перед современной системой образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Начало формирования универсальных учебных действий у школьников предусматривается на младшей ступени обучения[1, c. 8]. Обучение английскому языку школьниками, согласно действующим стандартам, предусмотрено со 2 класса. Овладение тем или иным иностранным языком, предусматривает наличие у ученика желания и способности освоить процесс собственной управленческой деятельности: самостоятельно захотеть учиться, рассчитывать свои возможности, формировать реальные цели и задачи, определять что же ему необходимо при освоении данного языка. Дети младшего школьного возраста всегда отличаются большим желанием общаться между собой, так они легче усваивают информацию, кроме того это один из первостепенных способов познания мира на данном этапе развития. В связи с этим, особенное место занимает вопрос к мотивации обучению, ученика необходимо заинтересовать, тогда процесс будет происходить без особых затруднений. Главное, чтобы обучение проходило в комфортной для ребенка среде.
Соответственно, само знание языка складывается из нескольких особенностей учебного процесса, который обязательно должен предусматривать наличие в нем основ познания фонетики и грамматики изучаемого языка.
Актуальность заключается в поисках наиболее эффективных путей ускоренного совершенствования образовательного процесса, оптимизации выбора форм и методов подачи информации ученикам, при обучении фонетическим и грамматическим основам английского языка и формировании его словарного запаса.
Цель работы: показать значимость применения песен в усвоении учащимися языкового материала, как значимого элемента, благоприятно влияющего на формирование фонетических, лексических и грамматических навыков английского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть процесс формирования фонетических навыков при обучении иностранным языкам учеников начальных классов;
- определить способы и пути обогащения словарного состава английского языка;
- определить наиболее оптимальные пути изучения английского языка, посредством использования иностранных песен.
Теоретические основы исследования. Теоретическими основами исследования послужили положения, которые были разработаны в отечественных и зарубежных трудах по теории и методике преподавания иностранного языка (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, А. Н. Щукин); по методике обучения грамматическому аспекту иноязычной речи (Е. И. Пассов, Е. Н. Соловова);
Объект исследования: требования ФГОС к познавательным УУД как к форме контроля при обучении фонетической стороне речи на уроках английского языка в начальных классах.
Предмет исследования: использование фонетического и лексического песенного состава при обучении английскому языку на начальном этапе обучения.
Практическая значимость работы заключается в доработке существующих и разработке новых способов использования песенного состава в качестве оптимального средства обучения английскому языку, на этапе формирования базовых знаний и умений.
Глава I. Формирование фонетических навыков.
1.1 Требования ФГОС к развитости фонетической стороны речи младших школьников
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС) представлен совокупностью требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Согласно ФГОС, интегративной целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме [2].
Таким образом процесс изучения английского языка в начальной школе направлен на достижение следующих целей:
а) формирование способности общаться посредством использования английского языка первичного уровня, с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
б) приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
в) развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
г) воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.
Данные цели являются основополагающими. Процесс обучения должен выстраиваться таким образом, чтобы была обеспечена последовательность их выполнения в полном объеме.
В соответствии с ФГОС 2010 выпускник начальной школы должен научиться:
1) на базовом уровне:
а) производить различие на слух изученных английских звуков и адекватно их произносить, при этом он должен соблюдать нормы их произношения;
б) правильно расставлять ударения в изолированном слове или фразе;
в) различать коммуникативные типы предложений по интонации;
г) корректно произносить предложения соблюдая их ритмико–интонационные особенности;
2) повышенный уровень предусматривает развитие навыков:
а) распознания связующего звука «r» и умения его использовать,
б) соблюдения интонации перечисления;
в) соблюдения правил отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах),
г) чтения изучаемых слов по транскрипции.
В зависимости от способностей учеников учебная программа может предусматривать только освоение базовых компетенций, или же еще и повышенных. При этом должно быть соблюдено условие, что дополнительное развитие навыков будет оказывать благоприятное влияние на состояние обучаемых, чтобы их не «перегрузить».
В процессе реализации первоначального этапа обучения обязательно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи:
• научить выделять основное в тексте;
• научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на картинки на схемы.
В процессе общения с учителем, на этом этапе, дите уже учатся отвечать на его вопросы: письменно, устно при самоконтроле и взаимоконтроле. При таком способе организации занятия они способны оценить процесс и результаты как своей деятельности, так и деятельности друг друга.
На первом этапе обучения (2–4–й классы) основными видами игр являются подготовительные игры для формирования языковой базы (лексические, грамматические, фонетические).
1.2 Основные подходы формирования фонетических навыков у школьников младших классов
На первом году обучения английскому языку, а это именно 2 класс, должна проводиться активная работа, направленная на формирование фонетической языковой базы. Только по мере ее освоения, в последующих классах, будет проводиться тренировка, коррекция и совершенствование произносительных навыков.
Учитель должен так организовать образовательный процесс с учащимися, что бы они могли в классе, так и дома использовать звуковые пособия (аудиокурсы), при этом необходимо дать им подробные рекомендации по работе с аудиотекстами [3, c. 42].
Фонетика – звуковой строй языка, т.е. совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы) [4].
Произношение – базовая характеристика речи, основана для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения [5, c. 167].
Навык – это умение, которое вырабатывается путем использования упражнений.
Фонетический навык (ФН) – умение произносить правильно звуки, ставить ударение там, где это необходимо; произносить все интонационно правильно и т. д.
Под целью формирования ФН стоит понимать определенную постановку произношения, которая будет максимально приближена к произношению носителей языка. При этом, принято выделять следующие стадии формирования ФН: восприятие, имитация, осознанное воспроизведение, дифференциация, звуковое (интонационное) комбинирование [6, с.129].
В современной методике принято выделять два основных подхода при обучении данному аспекту языка. Действующие методы обучения построены таким образом, что бы они сочетали оба этих похода.
Артикуляторный подход предусматривает наличие трех основных групп фонем: совпадающих в обоих языках, несовпадающих и частично совпадающих [2]. Сущность этого подхода заключена в следующем:
- обязательное использование в процессе обучения вводного фонетического курса для правильной постановки звуков;
- в тщательной отработке каждого звука в отдельности.
- в изучении работы органов артикуляции, как средства обеспечения чистоты произношения каждого звука.
- в раздельном формировании произносительных и слуховых навыков.
Акустический подход реализуется путем акцентирования внимания не на усвоении артикуляции, а на самом слуховом восприятии речи, производстве подражания ей. Усвоение речи идет в процессе разговора, в основе которого лежит повторение и имитация речевых структур.
Дифференцированный подход большее внимание уделяет аудированию аутентичной речи, при этом происходит конкретное объяснение способов артикуляции звуков, но, в отличие от артикуляторного подхода, весь процесс исключает использование специальных терминов, т.е. разъяснение проводится на доступном для понимания детьми уровне.
Для хорошего формирования произношения, в современный учебный процесс, активно внедряются различны игровые упражнения и песни.
Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка. Как правило, вместе с детьми поет и учитель. Основная задача на начальном этапе – раскрепостить детей, ненавязчиво увлечь их песней, призывая подражать себе.
Многие исследователи форм и методов, используемых в учебном процессе, подтверждают тот факт, что музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе.
Итак, песни при обучении английскому языку имеют ряд методических преимуществ, а именно:
- они, как вид речевого общения, предусматривают лучшее усвоение и расширение лексического запаса, так как в их состав входят различные слова и выражения. Кроме того в них зачастую используются как знакомы слова, так и не знакомые, но смысл их становится понятным, исходя из особенностей произведения. Все это предназначено для развития способностей школьников и приводит к пониманию изучаемого языка, а так же знанию ими его стилистических особенностей;
- происходит лучшее усвоение и активизация грамматических конструкций;
- они способствуют совершенствованию навыков произношения иностранных слов и выражений, развивают музыкальный слух. Доказано, что посредством разучивания и исполнения коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами, способствует закреплению правильной артикуляции и произнесения звуков, правил фразового ударения, особенностей ритма и т. д.;
- песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая