Фрагмент для ознакомления
2
образное мышление. Учитель технологии должен учитывать два ключевых аспекта первоначального обучения школьников графической грамотности.:
- основа для формирования графической информации и навыков учащихся на уроках инженерного дела практически отсутствует, за исключением информации о геометрических фигурах, полученной из школьного курса математики;
- пространственное воображение у школьников, являющееся необходимой основой для восприятия трехмерных образов, обычно не развито [13, с. 24].
При формировании графических знаний и умений на уроках технологии учащимся необходимо поставить перед собой цель, которую они осознают, понять, чему они должны научиться на этом уроке. Далее нужно заинтересовать их, сформировать мотив и убедить в том, что полученные графические знания и умения полезны не только на конкретном уроке, но и в повседневной жизни. В этом случае мы предлагаем задания, которые позволяют сочетать графическую деятельность с различной тематической информацией и навыками [8, с. 111].
Затем мы организуем совместную деятельность для формирования особой графической концепции и навыка. На этом этапе мы покажем пример задачи и обоснуем алгоритм ее решения. Затем процесс определения алгоритма включает в себя несколько случаев и ситуаций в соответствии с графической концепцией и полученным навыком. Для этого преподаватель технологии должен подобрать соответствующие упражнения, а также проблемные и творческие задания. Все это требует от учителя технологии решительных систематических действий по формированию графических знаний и умений [25, с. 18].
1.3 Модель формирования графических знаний и умений у школьников на уроках технологии
Для эффективного управления учебным процессом его структура должна включать следующие элементы: цели и задачи обучения, содержание обучения, формы и методы обучения, анализ и самоанализ обучения [16, с. 68].
Процесс формирования графических знаний и умений рассматривается нами как методологическая система, компонентами которой являются: объектный компонент (цели и задачи), дидактические принципы, педагогические условия, процессно-содержательный компонент (методы, средства и формы обучения), а также диагностический компонент (Рис.1).
Рисунок 1 - Модель формирования графических знаний и умений у школьников на уроках технологии [5, с. 84].
Объектной составляющей представленной модели является развитие графических знаний и умений. При формировании графической информации и навыков мы руководствуемся следующими дидактическими принципами:
-наука, основанная на теоретических основах темы технологии, знакомит с современными этапами проектирования и строительства, моделированием моделей на соответствие требованиям, установленным ГОСТом, а также широким использованием информационных технологий;
-наглядность, обеспечивающая лучшее понимание учебных материалов путем демонстрации динамических руководств, деталей, а также широкое использование технических средств (компьютеры, видеоустройства);
-осознанность и действенность предусматривает организацию учебного процесса, в ходе которого учащимся предлагается решение различных задач, в соответствии с изучаемой темой [23, с. 166].
Решение конкретных задач требует реализации определенных педагогических эффектов, которые включают в себя следующие ключевые элементы:
- направленность тренировочного процесса;
- формирование интереса и оценки знаний и мотивации к получению необходимой информации в графическом образовании [9, с. 45].
Процессно-содержательный компонент состоит из трех блоков и переплетается с деятельностью преподавателя и студента, в результате чего определенные учебно-воспитательные цели должны быть достигнуты при проведении занятий по предмету рисования. В практической деятельности учителя технологии приоритетными являются методы обучения, связанные с иллюстрацией и воспроизведением [29]. Для осуществления программированного обучения в общеобразовательных школах необходимы специальные учебные программы и компьютерные классы. Следует отметить, что внедрение программированного обучения в учебный процесс имеет свою обратную сторону, поскольку нарушается взаимодействие преподавателя и студентов, не происходит коллективная работа на уроке [19, с. 266].
Методы и приемы обучения студентов неразрывно связаны с дидактическими принципами и педагогическими условиями, так как преподаватель в своей практике направляет их на достижение цели и задач повышения сформированности графических знаний и умений. В процессе обучения преподаватель подбирает формы и обучает конкретному методу. Прежде чем приступить к занятиям, преподаватель должен решить, в какой форме будет организована организация учебного процесса, поскольку занятия рисованием имеют свои особенности работы с учащимися [12, с. 237].
Для того чтобы обеспечить адекватное качество и эффективность в процессе обучения теоретических и практических занятий, необходимо указать, какие индивидуальные особенности студентов следует учитывать. На уроках техники учитель должен иметь в виду: общеобразовательные способности ученика и его умственное развитие; особенности мышления, памяти, внимания и др.; специальные способности; логическое, абстрактное и техническое мышление, региональное воображение, темп понимания и усвоения учебной информации [21, с. 139].
Традиционное изложение учебного материала в общеобразовательных школах, в том числе и предметная технология преподавания - это логически завершенная часть учебного процесса. Урок по групповой форме включает в себя четко определенные структурные элементы, представляющие цель, содержание и средства обучения. Технология занятий должна соответствовать требованиям, которые делятся на учебно-методические, воспитательные, психологические и гигиенические. Эти требования являются необходимой частью при проведении занятий со студентами в классной комнате или специализированном кабинете техники. Дидактические требования обеспечивают рациональное использование средств обучения, выбор форм, методов, приемов и средств обучения, а также создание мотивации к достижению тех знаний, умений и навыков, которые предоставляются в конце урока [30]. Учебная деятельность способствует творчеству студентов, планированию и самостоятельному выполнению графических заданий. Психологические требования должны учитывать уровень развития индивидуально-психологических особенностей каждого студента и формировать положительную мотивацию к обучению. Санитарно-гигиенические требования обеспечивают необходимые комфортные условия для занятий в классе (оптимальный уровень температуры; освещение учебного (рабочего) места) [2, с. 166].
При проведении обучения по определенной теме реализуются цели и задачи воспитания, воспитания и развития творческой деятельности. Закон Российской Федерации "Об образовании" допускает широкое использование в практике школ новых инновационных педагогических технологий, направленных на максимальную индивидуализацию обучения. Современные педагогические методики призваны оптимизировать процесс обучения, поскольку вариативность индивидуального подхода позволяет учитывать различные методы и приемы обучения. Авторы персонализированных технологий обучения демонстрируют следующие отличительные черты традиционного обучения, такие как сознательная деятельность преподавателя и студента, оперативность и мобильность, открытость, диагностируемость и управляемость [27, с. 30]. Положительными аспектами использования персонализированных технологий обучения являются включение студентов в самостоятельную учебную работу, позволяющую студентам самостоятельно выбирать темп и объем изучаемого материала, а также возможность резервировать время за счет повторения пройденного учебного материала. В процессе выполнения отдельных графических заданий различного уровня сложности студент может самостоятельно выбрать оптимальный темп решения, избегая негативного влияния других студентов, развивая такие качества, как подотчетность, точность и добросовестность [10, с. 68].
Одной из форм организации учебного процесса на уроках технологии является разделение учащихся на группы, сформированные на основе сходства индивидуальных особенностей учащихся. В этом случае выбор дифференцированных заданий значительно упрощается. Каждая группа
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников:
1.Атутов П.Р. Связь трудового обучения с науками. - М.: Наука, 2016 - 328 с.
2.Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2017 - 337 с.
3.Батурина Г.И. Показатели качества знаний и умений учащихся. - М.: Альтаир, 2016. -15 с.
4.Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников - М.: Наука, 2015 - 192 с.
5.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2017 - 122 с.
6.Выявление знаний и умений учащихся по обслуживающему труду // Школа и производство - 2019 - №6 - С. 57-62.
7.Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: МГУ, 2016. - 25 с.
8.Ильина Т.А. Педагогика школы. - М.: Олимп, 2015 - 346 с.
9.Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2016 - 480 с.
10.Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. - М.: Глобол, 2015 - 304 с.
11.Лаптев Г.Г. Элементы графической грамоты на уроках технического труда // Школа и производство - 2018 - №5 - С. 84-85.
12.Лернер И.Я. Процесс обучения. - М.: Форум, 2017 - 566 с.
13.Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. - М.: АПН, 2017. - 39 с.
14.Махмутов М.И. Современный урок. - М.: Азбука, 2015 - 439 с.
15.Молева Г.А., Богданова Н.А. Формирование умения учиться на уроках технологии // Школа и производство - 2018 - №3 - С. 64-66.
16.Мошак В.З. Знакомство со стандартизацией на уроках технологии // Школа и производство - 2019 - № 8 - С. 68.
17.Мраморнова Е.А. Педагогическая модель формирования графической культуры школьников - Киров: ВятГГУ, 2016 - С. 59-63.
18.Онищук В.А. Урок в современной школе. - М.: Росмэн, 2015 - 421 с.
19.Подласый И.П. Основы педагогического мастерства. Педагогика. - М: Экзамен, 2017 - 404 с.
20.Скакун В.А. Методика производственного обучения. - М.: Феникс, 2017 - 222 с.
21.Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. - М.: Ювента, 2018 - 424 с.
22.Современная дидактика / А. В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017 - 536 с.
23.Степакова В.В. Черчение как общеобразовательный предмет: проблемы, современное состояние и перспективы//Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации: межвузовский науч.метод.сборник.–Саратов: СГТУ, 2015. –С.160–170.
24.Сысоева Е.А. Анализ причин неуспеваемости в графической подготовке школьников // Педагогические науки - 2018 - №6 - С. 90-94.
25. Черноталова К. Л. Формирование графической грамотности учащихся средней школы средствами информационных технологий // Концепт. – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 16–20.
26.Якович М.В. Подходы к формированию графической культуры в учебных заведениях (практический аспект). – Н. Новгород: ВГИПА, 2018. –260с.
27. Ярович, С.П. Трудности формирования графических навыков в школьном возрасте//Справочник учителя. - 2015. - №10. - С. 26-34.
28. Ясин, И.В. Формирование графической культуры школьников – М.: Наука, 2017 - 78с.
29. Дьяченко С.А. Развитие графических навыков у детей среднего школьного возраста: учебное пособие. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/04/23/razvitie-graficheskikhnavykov-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 20.04.2020).
30. Мишина Н.В. Методы развития графических умений подростков - Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия. Режим доступа: https://www.scienceeducation.ru/pdf/2014/4/587.pdf(дата обращения 20.04.2020)