Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Становление российской системы государственной власти осуществлялось в условиях быстрого изменения политических, социально-экономических устоев общества, что привело к её кардинальной деформации и способствовало процессам перехода от старых методов управления к новым демократическим. В процессе проведенных реформ на основе европейских социальных и политических ценностей, таких как приватизация, конкуренция, либерализация цен, движение к рыночным формам регулирования экономикой, без учета особенностей общественного менталитета и истории российского государства привело к внутреннему конфликту общества, социальной дестабилизации, искажению культурных ценностей, что неизбежно отразилось на эффективности проводимых преобразований в управленческой сфере, вопросах модернизации государственного механизма, реформировании системы взаимодействия государственного аппарата и общественных институтов. Управление государством представляет собой достаточно сложный процесс, который, как известно, реализуется посредством системы соответствующих органов, обладающих определенными государственно-властными полномочиями, т.е. в данном случае речь идет о возможностях этих органов реализовать государственную власть, совершать определенные действия во времени и пространстве.
Безусловно, «государственный механизм» позволяет рассмотреть данный институт как процесс реализации государственной власти, как процесс функционирования государства, его эффективность и результативность работы государственных органов.
Степень научной разработанности проблемы. Государственные органы, их функциональные и собственно-юридические характеристики привлекали и привлекают многих исследователей, таких как: М.И. Байтина, A.M. Барнашова, И.Л. Бачило, A.M. Витченко, Ю.А. Дмитриева, В.И. Зуева, В.М. Морозова, О.Г. Морозовой, Г.Н. Манова, Ю.А. Тихомирова, А.И. Хорошильцева, В.Е. Чиркина и др. С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.Т. Базылева, В.М. Баранова, Н.В. Витрука, А.Б. Венгерова, Р.Б. Головкина, B.C. Жеребина, Т.Д. Зражевской, В.Н. Карташова, В.В. Лазарева, О.Г. Лейста, М.С. Строговича и др.
Объект исследования образует совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права, участником которых выступает государство.
Предмет. Предмет работы составляет правовой статус государственных органов в процессе осуществления ими своих полномочий.
Цель исследования - комплексное общетеоретическое исследование органов государственной власти как составной части механизма государства, определение их понятия, признаков и видов.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
• Рассмотреть теоретические аспекты понятия государственного аппарата (механизма государства)
• Рассмотреть структуру государственного аппарата (механизма государства)
• Раскрыть понятие и признаки государственных органов
• Изучить классификацию государственных органов
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Общее понятие и структура государственного аппарата (механизма государства)
§ 1 Понятие государственного аппарата (механизма государства)
Понятие «механизм государства» впервые в отечественной теории стало применяться в 1920-1930-гг. после выдвижения лозунга о диктатуре пролетариата. Суть его – партия является ядром власти, осуществляя ее через государство и негосударственные организации.
В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы .
Это является весьма спорным утверждением. Механизм государства – более обширная категория, которая включает в себя государственных работников, материально-технические объекты, которые служат для реализации государственных функций и задач. Государственный аппарат, в отличие от механизма государство, подразумевает под собой совокупность государственных служащих. То есть государственный аппарат не является синонимом механизму государства, так как механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия .
Теоретики права выдвигают различные мнения относительно соотношения понятий «аппарат государства» и «механизм государства». Стоит остановиться на работе В.В. Лазарева и В.С. Афанасьева, отмечавших, что любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах. Совокупность форм и составляет механизм государственной власти. Ключевое место в нем занимает «государственный аппарат», который включает в себя совокупность органов государственной власти и государственных чиновников, осуществляющих свою работу по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти .
Аппарат государства — это система государственных органов, которая обладает государственной властью и осуществляет функции государства.
Государственный аппарат состоит из органов: законодательной власти; исполнительной власти; судебной власти; надзорных; дипломатических.
Механизм государства выступает совокупностью всех органов государства, которые осуществляют его функции, как обладающие государственной властью, так и не обладающие ею.
Следовательно, механизм государства включает: органы, входящие в аппарат государства; силовые структуры (вооруженные силы, внутренние войска, специальные подразделения, тюрьмы, колонии и пр.); администрации государственных предприятий и организаций.
Аппарат государства подразумевает под собой органы государственной власти в статике, а механизм государства – те же самые органы, но в динамике. Анализируя государственный аппарат, прежде всего, говорят о компетенции, способе образования государственных органов. Изучая механизм государства – о деятельности органов государственной власти, об их взаимосвязи в процессе осуществления государственных функций .
В.В. Копейчиков утверждает, что «государственный аппарат» и «механизм государства» различается в том, что под вторым понимается «вся система советских государственных организаций – организованных государством коллектива людей, которые обеспечивают руководство и осуществления функций Советского государства. И состоит она из органов государственной власти, государственных предприятий и учреждений.
Важная функция государственного механизма в том, что именно через него осуществляется государственная власть. Владимир Владимирович с этим согласен. Однако, как это можно связать с его утверждением о том, что предприятия и учреждения входят в механизм государства? Известно, что ни предприятия, ни учреждения не осуществляют властных полномочий, по крайней мере, за пределами внутриорганизационных отношений (управленческие отношения во всех сферах государственной деятельности) .
Крупный русский правовед В.Е. Чиркин указывает, что профессиональный государственный аппарат, чиновничество любой страны подстерегают три главных зла: 1) увеличение аппарата, который стремится расширять свои функции, регулировать новые формы отношений; 2) бюрократизация (вовсе не смысле «разумной» бюрократии, а в смысле ненужного бумаготворчества, волокиты, бездушного отношения к людям, стремления отгородиться от них своим мундиром); 3)коррупция, т.е. использование своего служебного положения, доступа к власти в корыстных целях. Чрезмерное разбухание аппарат преодолевается контролем над ним со стороны представительных органов, время от времени проводится сокращение штатной численности должностей, которые, правда, нередко через некоторое время опять возрождаются. С бюрократизацией борются разными методами: воспитанием кадров, обращениями граждан с жалобами в вышестоящее и иные органы (в том числе в суд), применением упомянутых выше партиципации ит. д. Коррупция преследуется в уголовном порядке .
В то же время проблема механизма государства в нашей стране, как нельзя актуальна. В связи с тем, что нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность тех или иных государственных органов, принимались и будут приниматься, их работа и эффективность их исполнения далеко не на высшем уровне. Именно поэтому, проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его механизм действовал четко, слаженно и эффективно.
Таким образом, механизмом государства является система взаимосвязанных объединенных общими принципами государственных органов, которые осуществляют государственную власть и функции государства, решающих его задачи.
Ввиду того, что Российская Федерация является федеративным государством, его механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ. Согласно статьи 11 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) государственная власть в РФ осуществляет президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ.
Орган государственной исполнительной власти, как орган государственного управления, осуществляет определенные функции. Они играют большую роль в государственном аппарате. Осуществлять определенные управленческие действия (разрешать, запрещать, контролировать). Принимать соответствующие акты управления. Использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия (убеждение, принуждение, стимулирование) .
Следует отметить, что высокоэффективная и четка работа механизма государства невозможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали.
§ 2 Структура государственного аппарата (механизма государства)
Структура государственного аппарата формируется в зависимости от характера и других особенностей функционирующих в его рамках органов.
Структуру государственного аппарата принято рассматривать через его внутреннее строение, а также соотношение и порядок расположения составляющих его звеньев.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993// Собрание законодательства РФ. 04.08.2014г. № 31. ст. 4398.
2. Конституция США, 1787г. [Электронный ресурс] Конституции государств (стран мира) библиотека Романа Пашкова - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=149 (дата обращения: 24.04.2020).
3. Конституция Испанского королевства [Электронный ресурс] Конституции государств (стран мира) библиотека Романа Пашкова - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=149 (дата обращения: 24.04.2020).
4. Конституция ФРГ [Электронный ресурс] Конституции государств (стран мира) библиотека Романа Пашкова - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=149 (дата обращения: 24.04.2020).
5. Конституция США, 1787г. [Электронный ресурс] Конституции государств (стран мира) библиотека Романа Пашкова - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=149 (дата обращения: 24.04.2020);
6. Конституция Испанского Королевства [Электронный ресурс] Конституции государств (стран мира) библиотека Романа Пашкова - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=149 (дата обращения: 24.04.2020).
7. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.СПб.,2003. 576 с.
8. Алехина О. М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория и практика. — 2003.–№ 15. – С. 42 –45
9. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. – 12-е изд., изм. и доп. – Москва : Норма : ИНФРА-М, 2017. – 768 с.
10. Голубева Л.А. Нетипичные ветви государственной власти в механизме современного государства: Автореф. дисс. … на соиск. канд. юрид. наук. СПб., 2009.
11. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2001. 400с.
12. Карнаушенко Л.В. Государственный аппарат Российской Федерации: проблемы становления и развития/Л. В. Карнаушенко ; М-во внутренних дел Российской Федерации, Краснодарский ун-т. Краснодар, 2010.
13. Конин Н.М. Маторина Е. И. Административное право. -5 изд., перераб. и доп. –М. : Издательство Юрайт, 2018.
14. Копейчиков В. В. Механизм советского государства. М., Изд. «Юридическая литература», 1968. 215с.
15. Копейчиков В. В. Правоведение: Учебник. Киев, 2006. 748с.
16. Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 3. М., 1988.
17. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права России: учебное пособие: в 2 т. Т. 1. Государство. - Москва: Проспект, 2019.
18. Матузов, Н. И. Теория государства и права : курс лекций / Н.И. Матузов, А.А. Воротников, В.Л. Кулапов ; под ред. Н.И. Матузова, А. В. Малько. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юр. Норма : НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 640 с.
19. Славова Н.А. Тема 7 Структура государственного аппарата и механизм государства/Н.А. Славова//В книге: Теория государства и права (теория государства): в схемах и определениях учебное пособие. Петрозаводск, 2020. – С. 46-54.
20. Сорокин М.С. Контрольная функция государства и государственных органов: Понятие, содержание, основные направления оптимизации/Сорокин М.С.//Молодой ученый. 2018. № 45 (231). – С. 187-189.
21. Фастович Г.Г., Осипова Е.С. К вопросу о функционировании государственного органа как составляющего элемента государственного механизма: Теорекико-правовой аспект /Г.Г.
Фастович, Е.С. Осипова//Аграрное и земельное право. 2019. № 1 (169). С. 4-9.