Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики любой развитой страны. Именно предпринимательство дает людям рабочие места, делает значительные налоговые отчисления в бюджет, участвует в социальных программах. Роль предпринимательства в экономике трудно переоценить.
В социологической литературе уже разработаны различные подходы к анализу социальной роли и политического статуса предпринимательства. Каждый из этих подходов описывает различные аспекты предпринимательства. В общем, все они могут быть разделены на три основных.
Представители первого подхода отождествляют предпринимательство с «инновационным типом поведения».
При таком подходе социальная роль предпринимателей выражается в формировании инновационного типа поведения. Разница между предпринимателями и другими людьми определяется не соответствующей сферой деятельности, а, прежде всего, «инновационным типом личности». Главная проблема заключается в том, как выявить среди огромного числа новаторов тех, кто концентрирует свои инновационные способности в экономике, причем делает это в рамках установленных обычаев и законов. Кроме того, при таком подходе не учитывается, что нынешнее поколение российских предпринимателей возникло не само по себе, а появилось в процессе преобразования социалистической экономики в рыночную. Поэтому многие хозяйствующие субъекты являются «недобровольными предпринимателями», не склонными по своей природе к каким-либо инновациям.
Второй подход подчеркивает, что в условиях реформирования социально-экономической системы решающим критерием для выделения предпринимательства как социального субъекта является «системообразующий, социально-инновационный характер деятельности». Представители данного подхода предлагают расширенную трактовку предпринимательства как «вида социальной деятельности, способствующего рыночной трансформации российской экономики», и, следовательно, позволяют рассматривать всех активных участников формирования, функционирования и развития рыночных отношений как новаторов.
Представители третьего подхода не ограничивают предпринимательство только предпринимателями в классическом понимании, а понимают его в рамках концепции «бизнес-слоя», который объединяет всех граждан, так или иначе участвующих в бизнесе.
Объектом исследования в курсовой работе выступает предпринимательская деятельность.
Предмет исследования - общие черты и российская специфика предпринимательства.
Данная курсовая работа ставит перед собой цель – изучить теорию предпринимательства, форма предпринимательской деятельности и их место в рыночной экономике.
Задачи курсовой работы:
изучить понятие, виды и формы предпринимательства;
выявить проблемы российского предпринимательства и причины их возникновения;
предложить пути решения проблем российского предпринимательства.
Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на основе реализации различных методов, в том числе использовались: системный подход в его субъектно-объектном и функционально-структурном аспектах; методы и инструментальные технологии научного исследования, в том числе логический метод микро- и мезоэкономической динамики.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теория предпринимательства. Форма предпринимательской деятельности
1.1. Сущность предпринимательства
Первоначальное понятие предпринимательство использовалось английским экономистом Кантильоном, который являлся теоретиком бизнеса и определил систематическое описание самого предпринимательство. Он определял предпринимательство в качестве функции особого рода, которая, прежде всего, было связана с получением от определенной деятельности прибыли или дохода. Кантильон определял предпринимательства в качестве проявления инициативы для получения прибыли при условии риска, который всегда есть в предпринимательской деятельности .
В соответствии с Гражданским кодексом нашей страны определяется предпринимательство в качестве самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, которая направлена на систематическое извлечение прибыли при использовании имущества, реализации продукции, выполнении работ или оказании услуг лицами, которые зарегистрированы в этом качестве в определённом законом порядке.
Данное определение предпринимательства не совсем точно, поскольку не в полной мере отражает суть, цели и содержание предпринимательства. Больше всего данное определение характеризует определенную экономическую категорию в качестве бизнеса.
Бизнес в широком смысле слова можно понимать в качестве деловых отношений между людьми или отношений между участниками определённого дела. Если человек участвует в определенном деле, то он является бизнесменом или деловым человеком. В экономической деятельности все деловые отношения, представляющие собой бизнес, имеют отношение к производству продукции и ее движению к потреблению, при этом охватывая тему рынка.
Система бизнеса состоит из деловых отношений при производстве товаров, услуг и работ, выполнении коммерческих и торговых операций, посреднических функций по финансовому и кредитному обеспечению, осуществления разных сделок непосредственными участниками, в числе которых и государственные структуры, которые дают заказы предпринимателям. Можно сказать, что бизнес нельзя сводить только к торговле и посредничеству, достаточно часто бизнес целом и его отдельные части, например, коммерция отождествляют в нашей стране со спекуляцией.
Многим исследователям удалось определить основные различия между терминами спекуляция и бизнес, называя в качестве различия степень полезности действий коммерсанта и спекулянта для прочих участников отношений, а также обстоятельства, что потребитель обретает товары у спекулянта лишь при отсутствии возможности выбирать и вынуждении приобретать товар по завышенной цене .
Основные обобщенные компоненты бизнеса представляют собой коммерцию или торговую деятельность, выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг, коммерческую и посредническую деятельность, то есть деятельность финансовых организаций, банковского дела и биржевой деятельности. Из всего данного перечня можно сказать, что к предпринимательству относят только производственную деятельность. Таким образом, к предпринимательской деятельности можно отнести производство продукции, оказание услуг и выполнение работ. По этой причине бизнес является более широким понятием, чем предпринимательство.
Предпринимательскую деятельность можно осуществлять в производственной сфере, тогда как понятие бизнеса уже охватывает более широкий спектр видов деловых отношений. Так как предпринимательство является одним из основных компонентов бизнеса, то они обладают большим количеством общих черт и функционируют по общим принципам. Основные принципы бизнеса и предпринимательства заключаются в следующем: осуществление в условиях финансового рынка, наличие обязательного обмена между субъектами экономики, проявление коллективной и личной инициативы при формировании и функционировании структур предпринимательства, легитимность поведения при конкуренции, способность, готовность и умение использования различных приемов делового общения, которые преследуют соблюдение взаимных интересов субъектов данных отношений.
Предпринимательство представляет собой инициативную, самостоятельную деятельность в сфере производства продукции, которая осуществляется на свой риск и под имущественную ответственность лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность.
Предприниматели должны быть зарегистрированы до момента начала ведения своей деятельности и всегда сконцентрированы на получение прибыли, которую получают при удовлетворении потребностей покупателей. Потребители не являются пассивной стороной в сделках с предпринимателями, они равноправные участники рынка. Кроме того, при нормальных условиях рынка интересы предпринимателей являются подчинёнными интересам потребителей, то есть вступает в действие определенной диктат потребителей. В этом случае предприниматели обязаны производить ту продукцию и выполнять те услуги и работы, которые необходимы потребителям, а не те, которые способны обеспечить им максимальный доход или прибыль .
Основной целью предпринимательской деятельности является получение максимального размера прибыли с тем, чтобы удовлетворить существующие потребности рынка в целом и каждого потребителя в отдельности в производимой продукции. Для предпринимательской деятельности характерно несколько особенностей, которые определяют экономические и правовые аспекты: инициатива, поскольку деятельность осуществляется по собственной инициативе граждан без принуждения других лиц или органов государства. реализация самостоятельно, без прямого участия других лиц, которые не является участником данного вида действия, предпринимательская деятельность в условиях риска, предприниматель полностью принимает на себя ответственность, имущественная ответственность перед кредиторами, легитимная деятельность, которая осуществляется лицами зарегистрированными по законодательству .
1.2. Основы предпринимательства и бизнеса
Рыночная экономика позволяет любому индивиду заниматься предпринимательством. Человек должен зарегистрировать свое желание в соответствующих органах власти, и может приступить к экономической деятельности. Предприниматель должен быть готов столкнуться с: Риском, который можно рассчитать статистически, либо предсказать с помощью интуиции и опыта. Неоднозначностью, возникающей там, где рассчитать будущее положение дел невозможно.
Неопределенностью. Предприниматель, делая прогнозы, не может быть уверен в их полном исполнении. Бизнес-идея подразумевает разработку стратегии, которая может строиться на создании и продаже инновационных продуктов, работе с ценами, поиске новых бизнес-моделей и технологий, применении различных экономических стратегий и так далее. Для того, чтобы реализовать предпринимательский проект необходимо иметь в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арустамян, Е.С. Перспективы развития крупного предпринимательства в РФ / Е.С. Арустамян // Экономические науки. – 2018. – № 2. – С. 7-13.
2. Брижанина, Т.В. Крупный бизнес: суть, преимущества, развитие / Т.В. Брижанина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2019. – № 2. – С. 32-37.
3. Валиева, И.Л. Государственная поддержка крупного бизнеса / И.Л. Валиева, Е.Б. Гогицева, М.Р. Цомаева // Актуальные вопросы экономических наук. – 2019. – № 41. – С. 7-11.
4. Колпакиди, Д.В. Предпринимательская деятельность: учебное пособие / Д.В. Колпакиди. – Иркутск: Издательство Иркутского государственного лингвистического университета, 2018. – 288 с.
5. Ксанаева, М.Б. Современные тенденции в развитии крупного предпринимательства / М.Б. Ксанаева, М.В. Аликаева // Российское предпринимательство. – 2017. – № 4. – С. 26-32.
6. Кузьмина, Е. Е. Предпринимательская деятельность: учебник / Е. Е. Кузьмина, Л. П. Кузьмина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 389 с.
7. Крутиков, В.К. Предпринимательское право / В.К. Крутиков, Т.В. Дорожкина, Т.В. Крутикова. - Калуга: Издательство «Эйдос», 2016. – 168 с.
8. Ларионов, И. К. Предпринимательство: Учебник для магистров / И. К. Ларионов; Под ред. докт. экон. наук, проф. И. К. Ларионова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 312 с.
9. Леликова, Н.А. История и современные тенденции развития крупного бизнеса в России / Н.А. Леликова, Е.В. Конвисарова // Успехи современного естествознания. – 2018. - № 1. – С. 496-498.
10. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Стат.сб./ Росстат. - M., 2017. – 96 с.
11. Меры по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Доклад Росстат. - М., 2017. – 59 с.
12. Морковкин, Д.Е. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов/ Д.Е. Морковин, С.Б. Дохолян // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2018. – № 10 (60). – С. 51-60.
13. Скворцова, Т.А. Предпринимательское право: учебное пособие / Т.А. Скворцова, М.Б. Смоленский. – М.: Юстицинформ, 2019.
14. Поздеева, О.Г. Региональная экономика: учеб. Пособие / О.Г. Поздеева, О.Ю. Иванова. – Екатеринбург: Издательство УрГЭУ,2016. - 112 с.
15. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов в современных условиях: коллективная монография / Под. Ред. Гнездовой Ю.В. - М.: Издательство «Научный консультант», - МАБиУ, 2016. – 227 с.
16. Прошкина, О.Н. Малое и среднее предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / Прошкина О.Н., Корнева М.А.// Современные научные исследования и инновации, 2015. - № 2. Ч. 3.
17. Поповиц, В. Методы поддержки крупного бизнеса / В. Поповиц // Консультант. – 2017. – № 23.
18. Резник, С.Д. Основы предпринимательской деятельности: Учебник / С.Д. Резник, А.В. Глухова, А.Е. Черницов. – М.: Инфра-М, 2018. – 287 с.
19. Сидорчук, Р.Р. Дефиниция понятия малое предпринимательство / Р.Р. Сидорчук // Российское предпринимательство. - 2018. - № 10. - С. 35-40.
20. Тумунбаярова, Ж.Б. Об определении понятия малое предпринимательство / Ж.Б. Тумунбаярова // Российское предпринимательство. - 2017. - № 5. - С. 18-24.
21. Фадеева, Е.А. Анализ современного состояния малых предприятий в России / Е. А. Фадеева, А. А. Маргарян // Молодой ученый. – 2019. – №4. – С. 620-622.
22. Ходов, Л. О структуре крупного бизнеса и особенностях его мотивации / Л. Ходов // Вопросы экономики. – 2018. – №7. – С. 147-151.
23. Черников, А.Н. Малое предпринимательство: сущность и предпосылки эффективного развития / А.Н. Черников // Российское предпринимательство. - 2018. - № 23. - С. 10-16.
24. Эррера, Л.М. Крупный бизнес ретроспектива и тенденция развития / Эррера Лариса Михайловна // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2019. - № 2. С. 107-111.
25. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Официальный сайт. – Web: http://www.gks.ru.