Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы состоит в том, что осознанное использование способов и методов физической культуры представляет собой наиболее важный фактор системы физкультурного образования. В то же время, в современном обществе присутствуют такие негативные закономерности как: сокращение числа абсолютно здоровых детей и молодежи, губительный образ жизни современных людей, отсутствие у них осознанных потребностей к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.
Причины данных явлений заключены не только в отсутствии свободного времени и материально-технических условий, но и в низком уровне физической культуры человека, основы которой формируются в школьном возрасте.
Для совершенствования системы физкультурного образования необходимо усилить ее образовательную ориентацию, перейти к восприятию человека как целостной и гармоничной личности, проявлять личностно-ориентированный подход к личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования, раскрывая содержание физического развития детей, особое внимание уделяет развитию у детей и молодежи основных физических качеств .
Физическое воспитание детей и молодежи является важной и ответственной задачей общественного воспитания, так как все молодые люди должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми. Именно в школьном возрасте формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками.
Анализ существующих методик и программ по дисциплине «Основы здоровья и физическая культура» показал, что в них предлагаются в основном традиционные подходы к обучению. Наряду с относительным падением качественных параметров учебного процесса, существенно снижается мотивация детей к занятиям физической культурой. Возникает объективная потребность в новом положении содержания учебной программы по дисциплине «Основы здоровья и физическая культура».
Нами было предложено использование на уроках, кроме элементов существующей типовой программы, кинезиологического подхода.
В современных литературных источниках не полностью отражены такие вопросы, как воспитательное значение кинезиологического подхода на физическое развитие и совершенствование двигательных качеств детей и молодежи.
Гипотеза: Мы полагаем, что гимнастика для мозга будут способствовать психофизиологическому развитию школьников.
Объект исследования: использование нейроаэробики в учебном процессе.
Предмет исследования: нейроаэробика – «гимнастика для мозга».
Цель исследования: провести исследования нейроаэробики – гимнастики для мозга.
Задачи:
1. Провести обзор научной литературы по теме нейроаэробика-«гимнастика для мозга»..
2. Проанализировать особенности использования нейроаэробики подхода в физической подготовке.
3. Разработать практические рекомендации.
Практическая значимость работы заключается, прежде всего, в возможности использовать результаты исследования, как в консультативной практике педагогов, так и в процессе преподавательской деятельности. Так же важное значение имеет разработка рекомендаций, которые были даны испытуемым по итогам тестирования.
Помимо этого анализ и построение карты современной системы физического воспитания на примере кинезиологического подхода в физической подготовке старшеклассниц может иметь важное прикладное значение.
Приведенные комплексы упражнений могут быть использованы также учителями физической культуры
Методы исследования:
– методы теоретического уровня: анализ научно-методической литературы по различным аспектам физического воспитания детей среднего школьного возраста; педагогические наблюдения, анализ и обобщение практического опыта; сравнительный анализ, обобщение, синтез, интерпретация, проектирование;
– методы эмпирического уровня: планируемые и естественные эксперименты с участием школьниц старшего школьного возраста. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики.
Особенности структуры. Работа состоит из введения, 2-х разделов, заключения, списка использованных источников. Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
ГЛАВА 1. ОБОЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ НЕЙРОАЭРОБИКА - "ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА"
1.1. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья
Известно, что базисным инструментом освоения человеком ценностей спорта и спортивной культуры являются движения – продукт определенным образом организованной мышечной деятельности, регулируемой психофизиологическими механизмами и обеспеченной многочисленными морфологическими и функциональными системами организма .
Понятие «движение» рассматривается в рамках метапредметного знания о двигательной активности человека – кинезиологии (происходит от греческих слов: «kinesis» – движение и «logos» – слово, речь, понятие, учение).
Кинезиология как научная и учебная дисциплина, а также лечебная профилактическая практика (appliedkinesiology) возникла сравнительно недавно на стыке спортивной медицины, физиологии, морфологии, биомеханики, биоэргономики, теории спортивной подготовки и оздоровительной физической активности человека.
Существуют различные точки зрения на определение понятия кинезиологии как науки. Приведем некоторые из них. Кинезиология – это наука о движении, включающая биомеханику, анатомические и физиологические основы движения, особенности нервно-мышечной передачи, принципы основных видов мышечной деятельности .
В.Б. Коренберг считает, что кинезиология является наукой, органично интегрирующая в одно целое и биомеханику, и педагогику, и психологию, и разделы других наук, так или иначе помогающих формированию и решению, анализу, познанию, конструированию и планированию двигательных задач.
В.К. Бальсевич определяет кинезиологию как интегративную область научного знания о двигательной активности человека и обеспечивающих ее морфологических, функциональных, биомеханических системах и методах их развития и совершенствования.
В процессе эволюции организм человека как открытая, но относительно обособленная биологическая система приобрел способность к активным движениям благодаря наличию эффективных механизмов обмена энергией, веществом и информацией с окружающей средой. Характер и закономерности организации этих движений во многом определяют те проявления жизнедеятельности его организма, которые принято объединять под общим понятием «двигательная функция человека». Состояние двигательной функции отражает способность конкретной биологической системы улавливать, накапливать и преобразовывать различные виды энергии, вещества и информации. Эта способность может быть измерена и изучена путем объективного исследования механических движений и других физических проявлений биологической системы организма. Таким образом, кинезиология является синтетической наукой. Она объединяет в системном единстве такие науки, как морфология, физиология, биомеханика, биохимия, соматомоторика и дидактика. Причем основным предметом всех этих наук является двигательная функция организма человека. В настоящее время развиваются следующие основные направления кинезиологии: прикладная, онтокинезиология, спортивная, образовательная, педагогическая кинезиология.
Кинезиологический подход базируется, во первых, на теории Н.А. Бернштейна об уровневом построении движений и теории управления функциональными системами организма П.К. Анохина; во вторых – на концепции В.К. Бальсевича о возрастной эволюции моторики человека; в третьих – на социокультурной теории двигательных действий человека , в рамках которой двигательная деятельность человека выступает как системообразующее основание психики, с одной стороны, и культуры – с другой, т. е. интегрирует в себе естественно-научное и гуманитарное знание о движении и двигательной активности человека; реализуется рассматриваемый подход на основе принципа сопряженности телесных и духовных оснований человека .
1.2 Упражнения для мозга
При выполнении кинезиологических упражнений необходимо учитывать определенные условия:
– Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
– Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
– Упражнения проводятся стоя или сидя за партой.
При выполнении этих упражнений достигаются следующие цели:
– развитие межполушарной специализации;
– развитие межполушарного взаимодействия;
– синхронизация работы полушарий;
– развитие мелкой моторики;
– развитие способностей;
– развитие памяти, внимания, речи;
– развитие мышления;
– устранение дислексии.
А.А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. В этом плане кинезиологические упражнения имеют
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афиногентова Т.П. Методические рекомендации на тему: «Особенности обучения метанию детей дошкольного возраста». URL: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/mietodichi eskiie_riekomiendatsii_na_tiemu_osobiennosti_obuchieniia_mietaniiu_di etiei_doshkol_nogho_vozrasta (дата обращения: 28.04.2020).
2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека/В.К. Бальсевич.– М.: Теория и практика физической культуры, 2000.– 275 с.
3. Гимнастика для мозга доктора Деннисона [Электронный ресурс]. – URL: https://academikstar.blogspot. com/2018/02/blog-post_7.html (дата обращения: 28.04.2020).
4. Гранит Р. Основы регуляции движений: пер. с англ. Ю.И. Лашкевича. Под ред. и с предисл. докт. мед. наук В.С. Гурфинкеля/Р. Гранит.– М.: Мир, 1973.– 367 с.
5. Деннисон П.Е., Деннисон Г.Э. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. СПб., 2017
6. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии: учеб. пособие / В.Б. Коренберг.– М.: Советский спорт, 2005.– 232 с
7. Кухтова Н.В. Психология физической культуры и спорта, Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений факультета физической культуры и спорта /Н.В. Кухтова.- Витебск, УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2020.-256 с.
8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность./А.А. Леонтьев.- М.: Просвещение, 1969. -214 с.
9. Татаринцева Л.В., Глазырина Т.Н. Как развивать у детей меткость? // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : матер. Х Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2016
10. ФГОС. Физическая культура планирования работы по освоению образовательной области / Е. А. Мартынова, М. А. Давыдова, Н. Р. Кислюк и др. - Издательство: Учитель, 2013. - 302 с.