Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мотивация учения является наиболее важной проблемой современного образования, особенно в новейший его период, когда Федеральный образовательный стандарт нового поколения во главу угла поставил стремление и способность учащегося к образованию, его личную инициативу в учебном процессе.
С проблемами мотивации приходится сталкиваться педагогам на всех этапах обучения – и в школьном образовании, и в профессиональном. Но при этом необходимо учитывать специфику начальной школы: ребенок младшего возраста еще не привык к самоконтролю в учебной деятельности, для него ближе деятельность игровая, поэтому большой пласт организаторских обязанностей ложится на плечи педагога.
Русский язык в этом смысле является учебным предметом, одинаково необходимым для усвоения на всех ступенях обучения. В школьном обучении он дает ребенку общие представления о культуре родной страны, о литературе, жизненных ситуациях взаимодействия.
На сегодняшний день можно отметить, что русский язык занимает далеко не первое место в списке предметов, к которым учащиеся относятся с активной заинтересованностью. Во многом это произошло благодаря введению единого государственного экзамена, который расставил акценты и на более ранних ступенях образования таким образом, что ребенка готовят к экзаменационной ситуации, а не мотивируют к активному познанию.
Таким образом, мы можем сформулировать противоречие между потребностью в знаниях, которые дает учащимся предмет, и недостаточностью разработанности действенных способов и методов, которые бы повышали среди школьников личную заинтересованность, мотивированность к освоению предмета.
Опираясь на вышесказанное, мы можем озвучить проблему, определившую выбор темы исследования: на данный момент в образовании существует потребность в действенных способах формирования мотивации у учащихся к изучению русского языка.
Объект исследования – мотивация к обучению у младших школьников.
Предмет исследования – методы формирования устойчивой мотивации учения в рамках предмета «русский язык».
Из цели работы проистекают следующие задачи:
1. Раскрыть смысловое содержание и составные компоненты термина «мотивация учения»;
2. Рассмотреть специфику мотивации учения в изучении русского языка;
3. Выявить приемы и методы формирования положительной мотивации учения в ходе урока.
Методологическая часть исследования состоит из теоретических и методологических положений по проблеме мотивации, которые были сформулированы в трудах Корецкой К. И., Марковой А. К., Подласого И. П., Каменской Е. Н., Степанского В. И. и др.
Исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.
1. Проблемы формирования мотивации к изучению предмета
Мотивация или побуждение – это такие функциональные состояния организма, при которых человек стремится совершать действия, направленные на достижение определенных потребностей и результатов [3, 65].
Современное образование в своей ориентации на личные интересы и особенности обучающихся не выбирает какую-то новую стратегию, а продолжает работу в гуманистическом русле педагогики, основы которой были заложены еще в 50-ые годы прошлого века.
В западной педагогике значимой фигурой этого направления стал Абрахам Маслоу, который ввел в психолого-педагогическую практику концепции иерархизирования мотивов самоактуализации личности.
С точки зрения теорий Маслоу, мотивация учения относится к структурным элементам саморазвития и самоактуализации личности, ее интереса к миру, поисковой активности. Все эти структуры работают только в случае удовлетворения потребностей более низкого спектра: биологических, ощущения себя в безопасности и др.
Таким образом, согласно Маслоу, с одной стороны, потребность получения новых знаний и саморазвития удовлетворяется не в первую очередь, но автор называет ее среди наиболее высоких потребностей, духовных, определяющих индивидуальный облик личности.
Мотивация здесь рассматривается не как единое ответвление работы человеческой личности, а как целый комплекс разнообразных устремлений, зачастую конкурирующих или противоречащих (например, мотивации учения может сопутствовать мотиву заслужить авторитет в классе или похвалу педагога).
Таким образом, мы приходим к мысли, что мотивация учения входит в структуру других мотивов, которые должны быть учтены при ее формировании. Для более глубоко понимания вопроса мотивации учения обратимся к формулировкам отечественных педагогов и методистов.
И.П. Подласый сформулировал понятие «мотивация учения» следующим образом: общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования [10, 61].
Отметим, что в понятие мотивации учения автор вкладывает и познавательную деятельность самого учащегося, и компонент внешнего воздействия со стороны педагога.
По мнению А.К. Марковой, мотивация – это психологическая реальность, «которая стоит за положительным отношением ученика к учению» [6, 34]. В этом определении ярче выражен психологический аспект мотивации, как структуры личности, но не представлена педагогическая часть работы по формированию мотивации.
В структуре деятельности мотивация является стартовой площадкой и движущей силой действия. При этом следует учесть, что одно и то же действие может быть спровоцировано совершенно разными мотивами: например, ребенок может учиться из искреннего интереса к предмету, или из страха перед наказанием, или из желания занимать лидерское положение в классе. Мотивация здесь совершенно различна, но она реализуется в одних и тех же поступках.
Одновременно, как уже было сказано ранее, учебные мотивы не существуют отдельно от других устремлений личности и сталкиваются с другими разнонаправленными мотивами.
Уровень развития мотивационной сферы учащегося зависит от того, насколько сформированы потребности, мотивы, интересы, цели и другие ее компоненты. В формировании иерархических связей разных мотивов огромную роль играет произвольность личности, уровень развития ее волевой сферы: способность жертвовать одними интересами во благо другим и при этом выбирать значимые мотивы, а не те, которые продиктованы эмоциональными переживаниями или предпочтениями.
Следует отметить, что в младшем школьном возрасте произвольность еще мала и находится на стадии развития.
Формирование устойчивой мотивации учения заключается в том, что в ее структуре сочетаются несколько потребностей, чтобы при обесценивании одной, не пропадала вся мотивация к учебной деятельности в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2016. - 167с.
2. Ермилова Е.К. Русский язык в начальной школе. Предложение. Квантование текста и задания в тестовой форме // Педагогические измерения, № 3, 2013, с. 111-114.
3. Задонская Э. Мотивация учения как основа прочных знаний // Управление школой. - 2015. - № 2. – 67с.
4. Каменская Е.Н. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 72с.
5. Корниенко Н.А. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка в начальной школе // Современная высшая школа: инновационный аспект, № 4, 2013, с. 41-48.
6. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся. - М.: Айрис-Пресс, 2010. - 64с.
7. Микерова Г.Ж. Проблема обучения русскому языку в начальной школе // Культурная жизнь Юга России, № 2, 2008, с. 56-57.
8. Никишова А.В., Кривоносова Е.В. Структурно-иерархические характеристики мотивации овладения иностранным языком в начальной школе // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки, № 1, 2018, с. 59-65.
9. Орлов В.Ф. Формирование здоровьесберегающей среды – приоритетное направление работы школы // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2010. – № 7. – 46с.
10. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2013. - 271с.
11. Селюкова Е.А., Попова Е.А. Групповая работа в начальной школе как способ мотивации в учении // Символ науки, № 6, 2019, с. 47-49.
12. Степанский В.И. Психоинформация. – М.: МПСИ; ФЛИНТА, 2016. – 24с.
13. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - №2. – 106с.
14. Яковлева Е.В., Гольцова Н.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития учебной мотивации обучающихся в начальной школе // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», № 5, 2016, с. 1002-1004.