Фрагмент для ознакомления
2
федеральные законы, включая кодифицированные правовые акты, указы Президента РФ, а также нормативные правовые документы.
Бюджетное законодательство включает:
Бюджетный кодекс РФ;
федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;
законы субъектов Федерации о бюджетах субъектов Федерации на соответствующий финансовый год;
нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий финансовый год;
другие федеральные законы, законы субъектов Федерации и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.
Бюджетные полномочия - это установленные Бюджетным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса .
Таким образом, бюджетные полномочия означают возможности органов власти различного уровня формировать свои доходы и осуществлять расходование средств.
Состав бюджетных полномочий в части доходов бюджетов различных уровней власти представлен на рис. 2.
Как следует из рисунка 2, органы власти всех уровней имеют полномочия по формированию доходов, а органы власти субъектов РФ и муниципальных образований (в части муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением) - еще и по установлению нормативов отчислений в нижестоящие бюджеты.
Рис.2. Классификация бюджетных полномочий по формированию доходов местных бюджетов
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
В Бюджетный кодекс Российской Федерации в начале 2000-х гг. были внесены поправки, в соответствии с которыми состав собственных налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации изменился. Новый подход к пониманию собственных доходов бюджетов закреплен положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. К примеру, доходы местных бюджетов определены в ст. 55 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой к собственным доходам местных бюджетов относятся:
-средства самообложения граждан (разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения);
-доходы от местных налогов и сборов;
-отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов;
-иные доходы, кроме субвенций, предоставляемых на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Ст. 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит к собственным доходам все доходы соответствующего бюджета, кроме субвенций, предоставляемых на реализацию отдельных полномочий вышестоящих органов власти.
Таким образом, посредством законодательной базы можно вводить новые налоги, корректировать налоговые ставки по уже существующим налогам, изменять долю налоговых доходов, направляемую в региональные бюджеты, перераспределять межбюджетные трансферты и так далее. Государство Российской Федерации ориентировано на эффективном, целесообразном использовании выделенных из бюджета денежных средств государственным учреждениям.
1.3. Формирование доходной части местного бюджета
В соответствии с действующим бюджетным законодательством применение местными органами самоуправления иных форм образования и расходования денег, кроме бюджета, в целях выполнения расходных обязательств муниципалитетов не допускается. Статья 32 БК РФ также устанавливает, что все расходы, доходы и финансовые источники дефицитов бюджетов полностью и обязательно отражаются в бюджете.
Всё это значит, что в муниципалитете не может быть внебюджетных счетов и, следовательно, внебюджетных средств. Все поступления денег в пользу муниципалитетов (в том числе дарение и пожертвования, в том числе муниципальным бюджетным учреждениям) нужно учитывать в местном бюджете.
Местные бюджеты формируют III уровень бюджетной системы России. В статье 14 БК РФ определен бюджет муниципалитета (местный бюджет) как форма образования и расходования денег, которые предназначены для обеспечения функций и задач, которые относятся к предметам ведения местного самоуправления.
В формировании бюджетов муниципалитетов большую роль играют налоги, которые взимаются с юридических лиц и граждан. БК РФ закрепляет разновидности источников доходов, которые закрепляются главным образом за бюджетами соответствующих уровней. На основании ст. 15 НК РФ к налогам муниципального образования относятся лишь три налога: земельный налог и налог на имущество граждан, и торговый сбор .
На данный момент местные налоги к сожалению, не являются бюджет образующими при формировании доходов местных бюджетов, объемы поступлений которых составляют малозначительную долю всех доходов местных бюджетов. Кроме того, возможности органов власти местного самоуправления по развитию и поддержке развития малого и среднего бизнеса за счет средств администрирования местных налогов весьма ограничены.
Между тем формирование рациональной, экономически эффективной, и прогрессивной правовой базы налоговых доходов в структуре публичных финансов местного самоуправления зависит, в первую очередь, от определения пропорциональной зависимости между эффективностью производства и налогами, составляющими доходную часть местного бюджета, посредством использования потенциала налоговой системы, существующей в России на сегодняшний момент.
Такой способ формирования публичных финансов, как укрепление экономической независимости местного самоуправления, приведет к формированию своих доходов муниципальных образований, которые будут зависеть от результатов эффективной деятельности муниципалитетов. Помимо этого, экономическое укрепление муниципалитетов, и как следствие, рост благосостояния местного населения, станут мощным стимулом для активизации деятельности предпринимателей, а также инвестирования их средств в стратегически важные для определенной территории отрасли местного хозяйства. Редко, но именно развитие малого бизнеса, энтузиазм, авторитет и творческая мысль неравнодушных слоев общества дают шанс на выживание как малым городам, так и слабым сельским поселениям .
Формирование местного бюджета происходит на основе доходных поступлений, при этом местные налоги не являются определяющими при формировании доходов местных бюджетов, суммарные поступления от которых составляют незначительную часть всех доходов местных бюджетов. Кроме того, возможности органов местного самоуправления по стимулированию и поддержке развития малого и среднего бизнеса за счет администрирования местных налогов весьма ограничены.
Поэтому формирование эффективной, рациональной и развитой правовой и экономической базы налоговых доходов в доле публичных финансов местного самоуправления зависит, главным образом, от установления пропорций между эффективностью производства хозяйствующих субъектов и объектов налогообложения и налогами, которые составляют доходную часть поступлений местного бюджета, посредством использования потенциала существующей сегодня налоговой системы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Описание правового акта в системе «Консультант Плюс»
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 145-ФЗ (в ред. 22.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс»
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 года № 146-ФЗ (в ред. 02.04.2020) // СПС «Консультант Плюс»
3. Решение Омского городского совета № 154 от 19.06.2019 «Об исполнении местного бюджета города Омск за 2018 год // СПС «Консультант Плюс»
4. Решение Омского городского совета № 58 от 20.06.2018 «Об исполнении местного бюджета города Омск за 2017 год // СПС «Консультант Плюс»
Описание книги (учебника, монографии)
5. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система: Учебник / Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов; под ред. Мст. П. Афанасьева; [предисловие А. Л. Кудрина]. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 777 с.
6. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - с. 323.
7. Бюджетная система России: учеб. для студентов вузов / под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ, 2016. – с. 226
8. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / под ред. Г.Б.Поляка. -3-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2018. - с. 122
9. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации: / Д.В. Дементьев. - М.: КНОРУС, 2017 - 393 с.
10. Карпухин И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. В. Карпухин. – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – 86 с.
11. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.С. Нешитой. – 10-е изд. Перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая группа «Дашков и Ко», 2018. – 336 с.
12. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник / под ред. Г. Б. Поляка. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ, 2017. - 703 с.
13. Золотарев Г.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Г.И. Золотарёва, Н.И. Смородинова. – КНОРУС, 2019. – 232 с.
14. Изабакаров И.Г. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / И.Г. Изабакаров, Ф.И. Ниналалова. - М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2018. – 576 с.
15. Золотарёва Г.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Г.И. Золотарёва, Н.И. Смородинова. – КНОРУС, 2019. – 232 с.
16. Соломко И.М. Организация бюджетного процесса: учебник / И.М. Соломко, О-64 Е.Ю. Лемешко, О.И. Тишутина, Л.И. Ткачук, М.Н. Соломко. — М. : КНОРУС, 2019. — 178 с.
17. Маркина Е.В. Финансы: учебник. - М.: КНОРУС, 2017. - 432с. - (Бакалавриат).
18. Шогетова Ф.А. Совершенствование системы исполнения федерального бюджета. – Дисс. на соискание уч. степени канд. экон. наук. – Москва, 2017. – 174 с.
Описание статьи
19. Афенкина Е. М. Доходы местных бюджетов, пути их роста // Вопросы экономики и управления. — 2018. — №1. — С. 12-14.
20. Быкова Н. Н., Шайдуллова А. И. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 141-146.
21. Кириченко М. В., Коробко С. А. К вопросу о сущности бюджетного процесса // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2018 г.). Т. I. — М.: РИОР, 2016. — С. 143
22. Власов С. В. Исследование устойчивости государственных финансов России в краткосрочном и долгосрочном периодах / С.Власов, Е.Дерюгина, Ю.Власова // Вопросы экономики. -2018. - №3. -с.33-50.
23. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие. -3-е изд., перераб. и доп. –М.: Инфра-М, 2017. - 375с.
24. Кириченко М. В., Коробко С. А. К вопросу о сущности бюджетного процесса // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2019 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2019. — С. 143-147.
25. Козлов С.Н. Укрепление доходной базы муниципальных образований // Вестник НГИЭИ, 2015. - № 1. – Т.1. – с. 110 – 123.
26. Колосова А.А. Наполняемость бюджетов муниципальных образований: практика взимания платежей // Транспортное дело России, 2018. – с. 109 -111.
27. Красницкий Б.Р. Новые финансовые инструменты органов местного самоуправления // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 2020. - № 4 (20). – с. 126 – 129.
28. Могилёв С. В. Теоретические аспекты формирования доходов местных бюджетов // Молодой ученый. — 2016. — №7. Т.1. — С. 99-101.
29. Раст Д.В. Проблемы формирования местных финансов муниципальных образований региона // Вопросы экономики. 2019. - № 1-1. – с. 98 – 102.
30. Шогетова Ф.А. Совершенствование системы исполнения местного бюджета. – Дисс. на соискание уч. степени канд. экон. наук. – Москва, 2018. –С. 149.