Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Порядок прохождения военной службы в Российской Фе-дерации
2.1 Порядок прохождения военной службы по призыву
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в воз-расте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются следующие категории граждан:
- граждане, которые в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» освобождены от исполнения воинской обязанности (об освобождении от исполнения воинской обязанности);
- граждане, которые в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» освобождены от призыва на военную службу (об освобож-дении от призыва на военную службу см. ФЗ «О воинской обязанности и во-енной службе» к ст. 23);
- граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу (об отсрочке от призыва на военную службу, ФЗ «О воинской обя-занности и военной службе» ст. 24);
- граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Гражданами, не подлежащими призыву на военную службу, являются:
- граждане, не достигшие 18-летнего возраста или достигшие 27-летнего возраста;
- граждане, которые достигли предельного возраста пребывания в за-пасе;
- другие категории граждан, предусмотренных Федеральным законом ( ст. ст. 1, 5.1, 22, 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании ука-зов Президента48 40 РФ. Во исполнение этой нормы Закона Президент РФ, как Верховный Главнокомандующий, издает указы и другие нормативные акты по призыву граждан на военную службу .
К примеру, Указ Президента РФ от 31 марта 2011 года № 378 «О при-зыве в апреле - июле 2011 г. граждан РФ на военную службу и об увольне-нии с военной службы граждан, проходящих военную» предписывал осуще-ствить с 1 апреля по 15 июля 2011 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу, в количестве 218720 человек.
Обеспечение выполнения мероприятий, связанных с призывом на воен-ную службу граждан Российской Федерации, поручается Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ и призывным комиссиям. Ру-ководителям федеральных органов исполнительной власти предписывается обеспечить исполнение положений ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в отношении граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, принятых на службу (работу) в подведомственные органы и органи-зации этих федеральных органов исполнительной власти и подлежащих при-зыву на военную службу .
Законом установлена норма о том, что решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет . Это обусловлено прежде всего тем, что с этого возраста гражданин является полностью право- и дееспособным. Правоспособность и дееспособ-ность гражданина устанавливаются нормами ГК РФ (ст. ст. 17, 18, 22) .
Дееспособность гражданина - способность гражданина своими действи-ями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность ), возникающая по общему правилу в полном объеме с наступлением совер-шеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Безусловно, на военную службу не могут быть призваны лица, достиг-шие 18-летнего возраста, однако признанные недееспособными или ограни-ченно дееспособными.
Представляется, что после восстановления судом полной дееспособно-сти гражданин может быть призван на военную службу на общих основани-ях при условии недостижения им 27-летнего возраста.
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» рассматривает поло-жения, при которых граждане не призываются и не проходят военную служ-бу. Законодатель выделил три категории таких граждан.
Первая включает граждан, которые освобождаются от призыва на во-енную службу.
Вторая категория включает граждан, имеющих право на освобождение от прохождения военной службы.
Третью категорию составляют граждане, которые изначально не под-лежат призыву на военную службу.
Рассмотрим, в чем состоит отличие данных категорий лиц и почему за-конодатель разделил их таким образом.
Правовой основой освобождения от прохождения военной службы первой категории граждан является подтвержденный факт исполняемого или уже исполненного ими долга в отношении воинской обязанности. В данном случае речь идет о гражданах, которые тем или иным образом уже были призваны к исполнению воинской обязанности, имели (или имеют) к про-хождению военной службы прямое отношение. Также к данной категории относятся граждане, не призванные на военную службу и не прошедшие ее по причинам, связанным с их состоянием здоровья. Следовательно, в данном случае в основу освобождения их от военной службы законодателем поло-жено обстоятельство, не зависящее от воли гражданина, подлежащего при-зыву на военную службу. При наличии таких обстоятельств гражданин ни при каких условиях не может быть призван на военную службу.
Для второй категории законодатель предоставляет право на освобож-дение от призыва на военную службу, что означает наличие у граждан, отно-сящихся к этой категории, возможности воспользоваться этим правом либо им пренебречь и изъявить желание о прохождении военной службы.
В основу освобождения от военной службы в отношении граждан тре-тьей категории законодателем заложено наличие у граждан негативных по-следствий вследствие нарушения ими норм уголовного законодательства Российской Федерации , то есть возникновение таких жизненных обстоятель-ств у граждан, которые заведомо создают невозможность их призыва на во-енную службу. Этим положением ограничивается право граждан Российской Федерации на защиту Отечества.
Теперь рассмотрим более подробно каждую из указанных категорий.
От призыва на военную службу освобождаются граждане:
- признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
- проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федера-ции;
- проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- прошедшие военную службу в другом государстве .
Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граж-дане:
- имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень.
Следует отметить, что право на освобождение от призыва на военную службу имеют только те граждане, которые имеют ученую степень, присуж-денную гражданину в порядке, предусмотренном утвержденным Постанов-лением Правительства РФ от 30 января 200249года № 74 Положением о по-рядке присуждения ученых степеней (лица, имеющие ученую степень, при-сужденную
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голо-сованием 12 декабря 1993 года. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание зако-нодательства РФ. – 2014. - № 31. – Ст. 4398.
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 - ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О госу-дарственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание зако-нодательства РФ. -2004. -№ 31. -Ст. 3215.
3. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53 - ФЗ (ред. от 01.04.2020) //Собрание законодательства РФ. - 1998. -№ 13.- Ст. 1475.
4. О статусе военнослужащих : Федеральный закон от 27.05.1998 № 76 - ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Собрание законодательства РФ. -1998.- № 22.- Ст. 2331.
5. О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат: федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ // Со-брание законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 45, -Ст. 6336.
6. Устав внутренней службы вооруженных сил РФ (утвержден Ука-зом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 25.03.2015) «Об утвер-ждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // Соб¬рание законодательства РФ. – 19.11.2007. – № 47 (ч. 1). – Ст. 5749.
Судебные акты
7. О практике применения судами законодательства о воинской обя-занности, военной службе и статусе военнослужащих: постановление Плену-ма Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 // Рос. газ. – 2014. – № 124. 4.
8. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.10.2006 г. № 447-О. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.04.2020).
Научная и иная литература
9. Войтович В.Ю., Дедюхин К.Г. Система государственной граж-данской службы: правовое регулирование, основные принципы, виды // Наука Удмуртии. – 2017. – № 1 (79). – С. 39– 48.
10. Гарячук И.Н. Служебный контракт на государственной граждан-ской службе Российской Федерации: теория и практика применения / под ред. Л.П. Волковой. – М.: ДМК Пресс, 2016. – 160 с.
11. Горновский А. А., Аттестация военнослужащих как элемент про-хождения военной службы: теоретико-правовой аспект // Военное право. – 2017. – № 5 (45). – С. 39-54.
12. Зверев А.В. О понятии государственной службы иных видов в российской федерации // Евразийский юридический журнал. – 2017. – № 12 (115). – С. 149.
13. Землянухина С.В., Кузнецов П.В. Социальные льготы военно-служа¬щих // Вестник Саратовского государственного технического универ-ситета. – 2011. – Т. 4. – № 1 (59). – С. 292– 298.
14. Кижаева П.Н. Государственная служба и проблема определения видов государственной службы / П.Н. Кижаева // Наука через призму време-ни. - 2017. - № 4 (4). - С. 75 - 78.
15. Корякин В. М., Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Военно– админи-стративное право (военная администрация) // За права военнослужащих. – 2018. – С. 201.
16. Мамедов Э.Г.О. Правовое регулирование военной службы в Рос-сийской Федерации // Государство, право, общество: проблемы взаимодей-ствия (политология, юридические науки, история, религиоведение, социоло-гия) Сборник статей V Международной научно– практической конференции. Под редакцией Н.Г. Карнишиной. – 2018. – С. 115.
17. Нечаев К.В., Князева И.Н. Военная служба как вид государствен-ной службы// Актуальные вопросы в науке и практике Сборник статей по ма-териалам III международной научно– практической конференции. В 4– х ча-стях. – 2017. – С. 149– 154.
18. Полевец И. М. Особенности военной службы // Административное и муниципальное право. – 2017. – № 11. – С. 11-33.
19. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Административное право России: учебник / отв. ред. Л. Л. Попов. – 3– е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2016. – 751 с.
20. Соколова П.В. Конституционные обязанности военнослужащих как неотъемлемая часть их правового статуса // Социально– экономические яв¬ления и процессы. – 2011. – № 5– 6 (27– 28). – С.285.
21. Старков О.В. Теория государства и права. – М.: Издательско– торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 372 с.
22. Уруков В.Н., Казаков С.Д., Полит О.И. Комментарий к Феде-ральному закону от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (постатейный) / отв. ред. Г.Н. Жуков // СПС Консультант-Плюс. 2017.
23. Церетьян Ю.О. К вопросу о правовой дефиниции военной служ-бы // Актуальные проблемы управления, экономики и права: научные под-ходы студентов и аспирантов. Право и экономика сборник научных работ. Владимир, 2018. – С. 247-251.