Фрагмент для ознакомления
2
способностях своего малыша и дополняют его жизнь еще и занятиями с музыки, фигурным катаниям, иностранным языком.
Правильно делают те родители, которые перед поступлением ребенка в школу два-три месяца оздоравливают его: берут по очереди отпуск и едут с ним в деревню или ежедневно ходят за город, в лес, на реку, озеро гуляют в парках. Во время отпуска можно свободно следить за самочувствием ребенка и своевременно устранять все, что может ему повредить. Рациональный режим питания, сна, правильное дежурство подвижных и спокойных игр, свежий воздух лечат не хуже, чем медицинские препараты.
1.3 Мотивационная готовность ребенка к школьному обучению
Мотивационная готовность – предопределяется познавательной направленностью дошкольника, которая развивается на основе присущей людям любознательности, желание освоить новое, получить значимую социальную роль .
Интерес к получению знаний сам собой не появится. Именно поэтому необходимо обратить внимание на развитие мотивационной готовности еще в дошкольном возрасте, когда ведущая деятельность – игра. Ребенка увлекает изменение его жизненных ситуаций. Именно в этот дошкольный период формируется «мотив посещения школы», который не равнозначен мотиву обучения. Поэтому, важно закрепить мотив посещения школы у детей 6-7 лет.
В шестилетнем возрасте, когда ребенок начинает понимать свою принадлежность к детскому коллективу, вырабатывается умение оценивать поведение других, формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, надо мотивировать ребенка на обучение, направлять на познавательную деятельность, развивать волю.
Развитие мотивации школьного обучения предполагает формирование представлений дошкольника о том, каким будет обучение в школе, знаний о том, каким будет его завтрашний день и подготовку ребенка к нему как к радостному событию.
Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л. И. Божович назвала «внутренней позицией школьника». Это психологическое новообразование возникает в конце дошкольного возраста и является переплетением двух проблем – познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне . Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Наиболее значимым в успешности ребенка является развитие мотивации, которую нужно формировать и совершенствовать совместными усилиями родителей, воспитателей и учителей.
Мотив является главным звеном в способе реализации интересов ребенка. У детей младшего школьного возраста еще весомая роль отводится игровой деятельности, поэтому именно она вызывает яркие эмоции, повышает активность детей и выступает мощным мотивирующим фактором, с которым легче выполнять сложные задачи.
Повысить мотивационную готовность к обучению у будущих школьников можно путем введения игрового замысла, повысить познавательные интересы, предлагая во время игр небольшие, но эмоционально насыщенные задачи, использовать красочный наглядный материал, с интересным или необычным содержанием. Необходимо поощрять успехи детей, чтобы дети, испытывая эмоциональное удовольствие, будут постепенно сами стремиться к познавательной деятельности на основе интереса, занятий по математике, чтению книг и тому подобное. Длительные игры с развитием познавательных интересов воспитывают такие качества, как самостоятельность, самоконтроль.
Формировать мотивы к познавательной и учебной деятельности следует не только в дошкольном учреждении воспитателям, но и дома родителям, когда ребенок занимается различными видами деятельности. Именно плодотворная взаимная работа поможет правильно мотивировать ребенка на самостоятельную учебную деятельность. Будущего школьника следует поощрять в его стремлении учиться, надо формировать представление дошкольника о том, каким будет обучение в школе, использовать игровые моменты для подготовки ребенка к будущему поступлению в школу, как к радостному событию.
Надо помнить слова. А. Сухомлинского, которыми он подчеркивал необходимость формирования эмоций в дошкольном возрасте, потому что недостатки эмоционального воспитания более сложнее компенсировать, чем недостатки умственного развития .
Выводы по первой главе
Подготовка детей к школе определяется в дошкольной педагогике начального образования как комплексное многокомпонентное явление, включающее, в частности, общую и специальную подготовку, интегрированным результатом которой является готовность ребенка к школе.
Итак, все выше сказанное говорит, что несформированность одного компонента школьной готовности приводит к психологическим трудностям и проблемам в адаптации к школе. Это делает необходимым психологическую помощь в подготовке ребенка к школе, что устраняет возможные отклонения.
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение мотивационной готовности детей к школе
2.1 Выявление уровней мотивационной готовности у детей 6 года жизни
Поскольку тема нашей работы «Мотивационная готовность детей к школе», то мы одну из задач ставили определить уровни мотивационной готовности детей к школьному обучению. Для решения этой задачи организуется экспериментальное исследование, которое проводилось в группе детей 6 года жизни ДОУ №55 «Калиновый цвет» г. Москвы.
Задачи эксперимента: определить «внутреннюю позицию школьника»: определение наличия познавательной и учебной мотивации, а также культурный уровень среды, в которой он растет. В эксперименте принимали участие дети 6-го года жизни в количестве 20 человек.
С этой целью проводилась беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» (Приложение №1). В результате эксперимента было выявлено, что:
1. Имеют положительное отношение к поступлению в школу: «школьный вариант» - 10 детей, «дошкольный вариант» - 10 детей.
2. Особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий: «школьный вариант» - 12 детей, «дошкольный вариант» - 8 детей.
3. Отказ от характерных для дошкольного детства ориентаций в плане организации деятельности и поведении: «школьный вариант» - 7 детей, «дошкольный вариант» - 13 детей.
4. Признание авторитета учителя: «школьный вариант» - 12 детей, «дошкольный вариант» - 8 детей.
Таким образом, в результате эксперимента было выявлено, что позиция школьника сформирована у 9 детей, что составляет 45%. Начальный уровень формирования позиции школьника имеют 8 детей, что составляет 40%. Внутренняя позиция не сформирована у 3 детей, что составляет 15%.
2.2 Формирование мотивационной готовности к школе у детей 6 года жизни
Нами была поставлена цель: определить наиболее эффективные пути формирования мотивационной готовности детей к школе. Для того, чтобы определить наиболее эффективные пути формирования мотивационной готовности детей к школе мы провели занятия, которые помогают правильно и своевременно формировать у детей выпускной группы психологическую готовность к школе (Приложение №3).
На занятии «Волшебное приключение с Шишиморой» присутствовало 20 детей. На занятии необходимо было выполнить следующие задачи:
- в четырех пустых квадратах с верху листа положить геометрические фигуры того цвета, который соответствует штриховке на рубашке гномов;
- графический диктант;
- написать первые буквы названий растений;
- дорисовывать ключи;
- подобрать слова, соответствующие по значению.
За каждый правильный ответ дети берут «обломочек» картинки. С первым заданием справились хорошо все дети, что говорит о том, что зрительная память у детей развита хорошо. Со вторым заданием отлично справились 13 человек: Верещага Илья, Белозеров Никита, Кимлач Алена, Лазеба Лера, Голубев Даниил, Левченко Игорь, Маркина Анна, Махрина Анна, Якимечко Саша, Кнырик Богдан, Чернев Данил, Бычков Саша, Никифоров Вова. Допускали ошибки 6 человек: Малькова Поля, Лисовенко Владик, Мельник Настя, Ананьев Вова, Кулага Андрей, Душка Саша. Не справился с задачей один ребенок - Стряпан Егор.
С третьим заданием справились все дети, но Стряпан Егор допустил ошибки в написании букв. С четвертым заданием справилось 15 детей. Допустили ошибки 5 детей: Стряпан Егор, Малькова Поля, Мельник Настя,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптация ребенка к школе / Сост. Максименко С.Д., Максименко К. С, Главник А.П. – К.: Микрос-СВС, 2013. – 96 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. - Санкт-Петербург, 2015. – 400 с.
3. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному образованию: учебн. пособие / Л.И. Божович. – Mосква: Книга, 2012. – 123 c.
4. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Издательство « Питер», 2011. – 304 с.
5. Буцкина С. Проблема формирования мотивационной готовности детей к обучения в школе / С.Буцкина // Родная школа. – 2019. – №10. – С. 49-51.
6. Венгер А.Л. Готов ли Ваш ребенок к школе / А.Л. Венгер, Л.А. Венгер. – М.: Ваклер, 2014. – 112 с.
7. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие / В.И. Волынкин. – М.: Феникс, 2012. – 448с.
8. Готовность ребенка к обучению / Сост. Максименко С. Д., Максименко К. С., Главник А. П. – К.: Микрос-СВС, 2013. – 94 с.
9. Готовность к школе. Развивающие программы / Под ред. В. В. Дубровиной. – Екатеринбург: 2016. – 212 с.
10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Рипол, 2012. – 158 с.
11. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н.И. Гуткина. // Психологическая наука и образование. – 2017. - № 2. – С. 21-27.
12. Журова Л. Е. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе / Л. Е. Журова, Е. Е. Кочурова, М. И. Кузнецова. – Тула: Родничок, 2017. – 832 с.
13. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Гардарики, 2016. – 187 с.
14. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста/Л.Н.Павлова. – М.: Айрис, 2014. – 208с.
15. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста / К.Л.Печора. – М., 2012. – 172с.
16. Проскура Е.В. Как проверить степень готовности вашего ребенка к обучению в школе / Е.В. Проскура // Начальная школа. – 2018. - №2. – С.14-23
17. Шаграева О. А. Детская психология Теоретические и практические курсы: Учеб.пособие для студентов высших учеб. заведений/О.А.Шаграева. - М.: Гуманист изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 340с.
18. Цияев В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников / В.Р. Цияев // Психологическая наука и образование. – 2018. - № 3-4. – С. 24-32
19. Цияев В.Р. О связи диагностики психологической готовности детей к школе и содержания коррекционных занятий / В.Р. Цияев // Психологическая наука и образование. – 2015. - №1. – С. 21-27
20. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2013. – 349 с.
21. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – М.: Деловая книга, 2012. – 768 с.
22. Шеллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка / Ч. Шеллер. – Минск: 2011. – 112 с.