Фрагмент для ознакомления
2
подготовлены и основательно подходили к рассмотрению общественной жизни с позиции права.
Правовая концепция в системе обучения представляет собой целостный авторский подход к вопросам содержания правовых курсов, их научно-методическому обеспечению и технологии обучения.
Таким образом, к настоящему времени сложились альтернативные системы правового образования, имеющие опыт регионального апробирования, которые объединены между собой задачами формирования правовой культуры людей общества. В большинстве из них полностью отражены основные дидактические единицы государственного стандарта знаний детей в области права.
3 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ
На протяжении всего времени в области права выработалась своя система методов, благодаря которым решаются основные задачи правового образования и граждан страны.
Методы обучения праву – это совместная работа педагога и ученика, направленная на достижение целей правового образования и развития обучающихся [2].
В работе педагога выделяется три группы методов:
1. Методы стимулирования и мотивации учебной познавательной деятельности;
2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
3. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно- познавательной деятельности.
Однако основываясь на этих трех группах, с течением времени сложились и другие методы обучения праву. Так М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер выделили еще 6 групп методов:
1. Информационно-рецептивный;
2. Репродуктивный;
3. Эвристический;
4. Метод проблемного изложения;
5. Частично-поисковый;
6. Исследовательский.
Если педагог выбирает только один метод, к примеру репродуктивный, то обучающиеся становятся пассивными слушателями оратора, учитель в ходе преподавания излагает все правовые вопросы и заставляет учеников их запомнить. В данном случае, обучающемуся сложно найти решение на поставленные вопросы, это связано с тем, что ученик либо усвоил, либо не усвоил полученный результат.
Таким образом, опираясь на характер познавательной деятельности выделяют еще 5 методов:
1. Объяснительно-иллюстративный. Информация преподносится в зрительной и слуховой форме;
2. Репродуктивный. Школьники неоднократно воспроизводят полученные знания в ходе учебной деятельности;
3. Метод проблемного изложения. Учитель, во время образовательного процесса, демонстрирует определенную проблему, затем сам осуществляет над ней решение и показывает путь своих действий;
4. Частично-поисковый. Учитель направляет обучающихся на решение поставленного вопроса;
5. Исследовательский. Данный метод направлен на творческое применение полученных знаний и способствует овладению методами научного познания. Данный вид наиболее эффективно развивает интерес к изучаемому предмету.
В современном правовом обучении необходимо обратить внимание на организацию самостоятельной деятельности школьников. Это может осуществляться при: решении практических задач, работе с юридическими документами и проч.; проведении специального исследования по определенной теме под руководством учителя права. Важным методом закрепления знаний, выработки умений, навыков являются упражнения [2].
Т.А. Ильина предлагает классифицировать методы по источникам получения учебной информации. Таким образом внимание педагога обращается не только на теоретические, но и на наглядные, практические методы.
Вербальный метод осуществляет передачу мыслей с помощью мимики или пантомимики. Физиолог И.П. Павлов, в ходе своих исследований, утвердил, что слова – это один из самых эффективных средств воздействий на человека.
А.С. Макаренко, считал, что уровень культуры речевого общения влияет на умение произносить фразу: «Подойди ко мне» - с десятками вариаций в голосе. В большинстве случаев, человек обижается не на фразу, а на тональность ее произношения.
Правильное словесное изложение в нужной тональности обеспечивает положительную взаимосвязь между учителем и учеником. Так же изложение материала педагогом можно дополнить зрительным контактом, однако в данном случае следует помнить, что взгляд не должен задерживаться на одном ученике более 3 – 4х секунд, учитель должен создать впечатление у каждого, что именно его избрали объектом внимания.
Обучающиеся крайне негативно воспринимают любые ошибки в речи педагога.
А.С. Макаренко разработал так называемые «кустарные педагогические приемы», с помощью которых осуществляется эмоциональное воздействие, например с помощью взгляда или нахмуривания бровей. Преподаватель должен заряжать обучающихся бодростью и оптимизмом.
Педагог должен всегда передвигаться по аудитории из одного угла в другой, тем самым внимание учеников рассеивается. Внешний вид оратора играет немаловажную роль в восприятии информации. Ученые утверждают, что человек, который следит за собой и одевается со вкусом обладает наиболее хорошими личностными характеристиками, чем тот человек, который не следит за собой.
Таким образом можно сделать вывод о том, что положительные эмоции – это фундамент вербального общения. Многие ученики показывают наихудшие результаты, когда подвергаются угрозам или отрицательной критике.
Для успешного вербального общения урок можно начать с какой-либой авторитетной для аудитории цитаты, которая заинтересует их на дальнейший процесс обучения.
Рассказ выступает еще одним из успешных методов общения. Повествовательная форма раскрытия материала позволяет легче усвоить материал. Главное, чтобы данный метод был ярким, запоминающимся и в то же время логичным, с подчеркиванием главных мыслей и выводов. Убедительность выражений и эмоциональность играют главную роль в изложении материала.
Школьная лекция используется в старших классах. Она требует от учителя тщательной подготовки. Данный метод подразумевает работу с таблицами или схемами.
Практические методы заключаются в совершении определенных действий с учебными предметами. Это может быть создание схематических рисунков, мультипликационных вариантов правового содержания и проч. Ученики работают самостоятельно с литературой, участвуют в научно-исследовательской деятельности.
На выбор методов правового обучения оказывают влияние следующие факторы:
1. Особенность правового материала, его цели и задачи. Сложный правовой материал может быть не усвоен учеником, поэтому преподавателю очень важно сохранить интерес к дальнейшей деятельности у обучающихся.
2. Уровень подготовленности обучающихся и их способности. Задния должны нести репродуктивный характер, требующий воспроизведение материала;
3. Наличие времени на изучение правовой дисциплины.
Многочисленные споры ученых в отношении сущности и классификации существующих методов в области правового обучения позволяют, однако, сделать вывод о необходимости оптимального сочетания на практике традиционных, репродуктивно-воспроизводящих и инновационных, проблемно-творческих методов.
Практика показывает, что доминирование исключительно одних методов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативности
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Певцова Е.А.. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 400 с.. 2003;
2. Васильев А.М. Теория государства и права. – М., 1965;
3. Певцова Е.А. Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества. - М.: АПКиПРО, 2002.
4. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права - 2004 - №3
5. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: Предмет, метод, процесс (макроуровень). – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003.
6. Сорокина Ю.В. Государство и право: философские проблемы. Курс лекций. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2004.
7. Теория государства и права / Под ред. А. С. Пиголкина – М.: Городец. – 2003.
8. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, - 2002.
9. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997.
10. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – «Зерцало», 2004 г.
11. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М), 2002. — 616 с.
12. Тепляшин И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан // Журнал российского права, - 2002 - №1.
13. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – М.: изд. АСТ. – 2004.
14. Чубукова С.Г. Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учебное пособие/Под ред. М.М.Рассолова, В.Д.Элькина. – «Юридическая фирма «Контракт», 2004 г.
15. Явич Л.С. Общая теория права. - Л., Изд-во ЛГУ, 1976.29. Соколов Я.В. Семья. (В помощь преподавателю по курсу «Правоведение») // Социол.-политический журнал. 1994. №1/2. С. 118–126 ;Граждановедение // Социол.-политический журнал. 1993. №11/12.С. 53–57.
16. Шилобод М.И. Политика и право. Фрагменты рабочей тетради.(В помощь учителю) // Обществознание в школе. 1998. №3. С. 28–32.
17. Суворова Н.Г. Школьникам о правах человека (на уроке«Политические права и свободы») // Преподавание истории в школе.1990. №3. С. 124–130.
18. Никитин А.Ф. Суворова Н.Г. Правовое образование в вопросах и заданиях. (Фрагменты учебного пособия) // Преподавание истории в школе. 1997. №8. С. 23–32; 1998. №1. С. 47–60.
19. Разработки различных уроков права и заданий к ним в газетах:а) Граждановедение. 1997. №1–4; 9–14; 23–24, 1998–1999; 2000–2002.б) История. 1996. №24; История. 1997. №22; 32–33; 36–38; 40.