Фрагмент для ознакомления
2
Международное рейтинговое агентство Standard & Poors (S & P) [16] оценивает кредитный рейтинг Российской Федерации как стабильный («BBB-»).
В свою очередь, 9 февраля 2020 года Международное рейтинговое агентство Moodys повысило суверенный кредитный рейтинг России до инвестиционного уровня («Baa3»).
Важным критерием оценки уровня инвестиционной привлекательности страны является уровень защищенности и гарантии прав иностранных инвесторов. В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон № 160-ФЗ) иностранному инвестору в России предоставляется полное и безусловная защита его прав и интересов. Кроме того, иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, понесенных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Предоставляя гарантии безопасности инвестиций иностранных инвесторов, государство в то же время должно обеспечить эффективный контроль над экономической концентрацией, а также осуществлением иностранных инвестиций в российские бизнес-компании, которые имеют стратегическое значение для обеспечения обороны страны и государственная безопасность (далее - стратегическая компания).
В то же время следует учитывать текущую геополитическую ситуацию и необходимость установления баланса между возможными рисками для российских предприятий, контролируемых иностранными инвесторами, в случае введения «санкций», соблюдение которых создает ограничения для их деятельности и безусловные положительные эффекты для экономики, сопровождающие приток иностранных инвестиций (передача передовых технологий и ноу-хау, создание новых рабочих мест и т. д.).
Российская Федерация, как и многие зарубежные страны, применяет специальный правовой режим для иностранных инвестиций в стратегические общества.
Одной из особенностей такого режима является синергия полномочий ФАС России как антимонопольного органа, который контролирует экономическую концентрацию на основе Закона о защите конкуренции, и как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии с Указом Правительство Российской Федерации от 06.07.2008 № 510 на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и осуществлению информационно-аналитического обеспечения деятельности Правительственной комиссии по мониторингу иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - комиссия).
Основным нормативным правовым актом, определяющим порядок осуществления иностранных инвестиций в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие общества стратегического значения для обеспечения обороны страны и Государственная безопасность» (далее - Закон) № 57-ФЗ).
Закон № 57-ФЗ устанавливает правила координации сделок и других действий, направленных на получение контроля над российскими стратегическими компаниями иностранным инвестором или группой лиц с участием иностранных инвесторов, а также на приобретение, владение или использование ими собственность таких компаний, которая является одним из основных производственных фондов, стоимость которой составляет двадцать пять и более процентов от балансовой стоимости активов такой компании.
В целом, следует отметить, что Закон № 57-ФЗ соответствует правовой модели регулирования процедуры иностранных инвестиций, используемой в зарубежных странах.
За 10 лет действия Закона № 57-ФЗ сформировалась правоприменительная практика, на основании которой были внесены соответствующие изменения в Закон № 57-ФЗ и Закон № 160-ФЗ.
В 2019 году Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 05 мая 2019 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации с целью уточнения понятия «иностранный инвестор» (далее - Закон № 122). -FZ), который внес существенные поправки в Закон № 57-ФЗ о замене принципа территориальной юрисдикции иностранного инвестора, который ранее действовал при рассмотрении сделок иностранных инвесторов, с принципом предварительного раскрытия иностранным инвестором информации о его структуре собственности. Именно этот принцип сейчас используется при принятии решения об одобрении Комиссией сделок иностранных инвесторов.
Это привело к устранению барьеров для иностранных инвестиций в российскую экономику добросовестными иностранными инвесторами, которые раскрывают информацию о своей структуре собственности в ФАС России, и созданию более благоприятных условий для инвестиционного климата в Российской Федерации.
2.3 Анализ иностранного капитала в российской экономике
Несмотря на торговые ограничения и санкции, наложенные на Россию, интерес иностранных инвесторов к российским компаниям сохраняется. Так, в 2019 году Правительственная комиссия одобрила 19 сделок иностранных инвесторов, общий объем инвестиций в стратегические активы этих сделок (стоимость приобретенных акций и объем инвестиций в развитие производства в соответствии с бизнес-планом) составил 631 млрд руб. (около 9 миллиардов долларов США), что на 40 процентов больше, чем в 2018 году.
В то же время наиболее привлекательными направлениями для иностранных инвесторов являются: геологическая разведка полезных ископаемых и (или) разведка и добыча полезных ископаемых в недрах федерального значения; предоставление услуг аэропорта.
География иностранных инвесторов разнообразна и включает Республику Казахстан, Республику Кипр, Федеративную Республику Германия, Государство Катар, Швейцарскую Конфедерацию, Королевство Норвегия и др.
В целях повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации в 2019 году ФАС России продолжала работать с российскими дипломатическими представительствами за рубежом. В рамках данной работы была предоставлена информация об основных направлениях деятельности ФАС России, основных изменениях в законодательной базе и правоприменительной практике в области конкурентной политики.
Кроме того, в 2019 году была продолжена планомерная работа с посольствами и торговыми палатами зарубежных стран в России по организации консультативных встреч с представителями иностранного бизнеса, действующими на территории Российской Федерации.
В течение 2019 года такие встречи проводились совместно с посольствами Кореи, Таиланда, Бельгии, Франции, Китая и Французской торговой палаты.
Прямые инвестиции в Россию из-за рубежа сократились более чем в три раза в 2019 году по сравнению с 2018 годом до 8,8 миллиарда долларов. По отношению к ВВП это стало минимальным значением за последние десять лет.
Из-за этого чистый отток инвестиций из российской экономики (разница между входящими и исходящими прямыми инвестициями) достиг 23,1 млрд. Долларов, что является самым большим значением с 2014 года, по данным ЦБ.
Аналитики Департамента исследований и прогнозирования Центрального банка объясняют текущую тенденцию, в том числе, снижением нормы возврата российского капитала из оффшорных зон. Если раньше достаточно большой отток средств за границу сопровождался сопоставимым притоком в Россию, что было в значительной степени объяснено операциями SPV через офшорные компании, то сейчас наблюдается резкое сокращение притока инвестиций при небольшом уменьшении оттока за границу.
Территориальное распределение инвестиций свидетельствует о том, что приток средств пришелся в основном из оффшорных зон, в первую очередь из Кипра. В третьем квартале 2019 года российские инвестиции на общую сумму 7,9 млрд. Долл. США в целом пошли на Кипр - самый большой отток за все время.
По данным ЦБ РФ о прямых инвестициях по институциональным секторам экономики, исходящие инвестиции в иностранные небанковские компании в 2019 году составили более 30 миллиардов долларов, а входящие инвестиции в небанковский сектор России - менее 6 миллиардов долларов. , Это позволяет аналитикам Банка России сделать вывод, что средства, уходящие в офшоры, больше не возвращаются в Россию, как раньше.
Следует отметить, что взаимосвязь между притоком и оттоком прямых иностранных инвестиций в другие сектора значительно ослабла после 2012 года. Ранее часть притока прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию велась синхронно с оттоком, что может быть связано с -групповые сделки и сделки с оффшорными компаниями. В настоящее время наблюдается тенденция к уменьшению притока прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию при стабилизации стоимости прямых иностранных инвестиций за рубежом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный Закон от 25.02.1999 Ш9-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
2. Баочжи Ц. Потоки капитала и быстрорастущие рынки: 1995-2013 / Ц. Баочжи, С.Х. Парк // Институт исследований развивающихся рынков бизнес-школы СКОЛКОВО - 2015.
3. Богатова И.Э. Анализ состава и тенденций международных инвестиционных потоков в России за 2008 - 2017 гг./ И.Э. Богатова // Российский внешнеэкономический вестник - 2018. - №11. -С. 109-124.
4. Инвесторы утратили веру в Россию до событий на Украине - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/economy/562949991642354- Дата обращения: 09.03.2018.
5. Навой А.В. Структурный анализ международного движения капитала/ А. В. Навой // Деньги и Кредит - 2019. - № 1. - С. 39-48.
6. Энтов Р.М., Радыгин А.Д. В поисках институциональных характеристик экономического роста (новые подходы на рубеже XX-XXI вв.) // Вопросы экономики. 2018. № 8. С. 4-27.
7. Захаров А. С. Деофшоризация: российский контекст // М.: Legal Insight № 5 (21) 2016..
8. Костюнина Г. М. Иностранные инвестиции (вопросы теории и практики зарубежных стран): учебное пособие / Г. М. Костюнина. — М.: Инфра-М, 2017. — 304 с.
9. Ивасенко А.Г. Иностранные инвестиции: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — 2-е изд., стер. — М.: КноРус, 2018. — 272 с.
10. Белозеров С. А. Финансы домашнего хозяйства. Инвестиционный аспект; Издательство Санкт-Петербургского университета - Москва, 2015. - 194 c
11. Костюнина Г. М. Иностранные инвестиции (вопросы теории и практики зарубежных стран): учебное пособие / Г. М. Костюнина. — М.: Инфра-М, 2017. — 304 с.
12. МВФ -- Международный Валютный Фонд - IMF // www.imf.org