Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время весьма значимым является компетентностный подход к обучению и личностно - ориентированная модель преподавания любой дисциплины. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у ребенка не только определенных знаний, навыков и умений, но и самостоятельности, набора определенных компетенций, которые обеспечат человеку в будущем полноценную жизнь, будут способствовать решению ряда жизненно важных проблем, принятию эффективных решений. Важная роль отводится формированию комплекса знаний и навыков, необходимых учащимся для понимания окружающей среды, для формирования ценностного и доброжелательного отношения к окружающей среде, природе, для формирования знаний о живой природе, растительном мире, умении контактировать с живой природой, не выступая при этом исключительно в роли потребителя, и не нанося ей непоправимый ущерб. Важная роль в этом отводится формированию системы основных ботанических понятий в школьном курсе ботаники [2].
Изучение курса «Ботаники» направлено на формирование у школьников элементарных представлений и понятий об окружающей среде, о взаимосвязи её компонентов, о природе как о едином целом, на формирование представлений о богатом разнообразии растительного мира. Знания в области ботаники важны, поскольку они имеют прямое прикладное значение: используются в растениеводстве, огородничестве, садоводничестве, овощеводстве, агропромышленном комплексе. Ботанические понятия лежат в основе декоративно-прикладного искусства, озеленения и облагораживания территорий, флористики. Без знаний в области ботаники невозможно вырастить ни одно растение: будь то овощи или фрукты, или сложные в уходе декоративные растения, применяемые для озеленения помещений, создания оранжерей, выставочных коллекций или ботанических садов [1].
Помимо прямого прикладного значения, знания в области ботаники способствуют общему развитию, расширению кругозора учащегося. Так, в процессе изучения ботаники у учащихся совершенствуется, как теоретическое, так и практическое мышление. Учащиеся учатся наблюдать, проводить эксперименты, организовывать самостоятельную деятельность.
Учащиеся получают новые знания, учатся искать, анализировать информацию. При этом у учащихся развивается мышление, расширяется кругозор, формируется способность к анализу, творческому поиску, осознанный подход к обучению. При сознательном усвоении ботанических знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания, применять их для решения ряда прикладных, жизненно важных задач [3].
Проблема исследования. В настоящее время существенно изменились подходы к обучению, изменились и средства, применяемые для развития ребенка и достижения поставленных учебных задач. Переход от традиционной системы к личностно – ориентированной предусматривает существенные изменения непосредственно в организации педагогического процесса, планировании учебного материала, методического обеспечения. Тенденция к поиску наиболее эффективного способа развития у учащихся основных ботанических понятий при изучении курса ботаники, до сих пор остается актуальной. Ботаника – довольно сложный предмет, требующий специфического подхода к изучению. Сегодня важно подбирать такие формы и методы организации урока, которые позволят развить у ребенка исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы, проектной деятельности, а также сформировать устойчивые ботанические понятия, которые станут той базой, на которую в дальнейшем будут накладываться новые знания.
Степень разработанности тематики. Изученность и разработанность данной тематики находится на низком уровне. В литературе предложено немало приемов, облегчающих самоорганизацию школьников, позволяющих организовывать проекты по изучению различных тем и предметов. Однако теоретические и практические положения относительного организации обучения по развитию основных ботанических понятий в школьном курсе ботаники, до сих пор остаются не разработанными.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что специально организованная работа по развитию основных ботанических понятий, будет способствовать более эффективному усвоению школьного курса ботаники.
Объект исследования – развитие основных ботанических понятий.
Предмет исследования – организация работы по развитию основных ботанических понятий при изучении школьного курса «Ботаники».
Цель исследования – организовать работу по развитию основных ботанических понятий в школьном курсе ботаники и оценить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику предмета «Ботаника» в школе.
2. Привести основные ботанические понятия, которыми должны овладеть учащиеся при освоении школьного курса ботаники.
3. Разработать проект по развитию основных ботанических знаний в школьном курсе «Ботаники»
4. Оценить эффективность разработанного проекта.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: метод анализа литературы по теме исследования, метод классификации, обобщения и систематизации данных. Эмпирические – составление методических разработок, проектная деятельность, анкетирование, математико-статистические методы обработки полученных результатов.
Теоретическая значимость. Заключается в уточнении системы понятий, обосновании существующего направления организации работы по развитию основных ботанических понятий при изучении школьного курса ботаники. Результаты могут быть использованы для написания практических рекомендаций, методических указаний, учебных пособий по ботанике, для совершенствования методики преподавания ботаники в школе. Представленные нами ботанические понятия могут быть основой для написания ботанических словарей, справочников, которые в дальнейшем могут использоваться в учебно-образовательном процессе при изучении школьного курса ботаники.
Практическая значимость. Заключается в возможности использования предложенных разработок для организации работы по развитию основных ботанических понятий у школьников в рамках изучения школьного курса «Ботаники». Результаты могут использоваться для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам, конкурсов, для расширения кругозора, углубления и систематизации знаний в области ботанических понятий.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития основных ботанических понятий при изучении школьного курса «Ботаники»
1.1. Специфика предмета «Ботаника» в школе
Изучение биологии как науки начинается с изучения ботаники - науки о растениях. В системе обучения ботанике ведущая роль отводится уроку. Это обусловлено тем, что урок является основной и традиционной формой организации учебно-воспитательной работы в школе. На уроках ботаники, учащиеся получают теоретические знания, формируют важнейшие биологические понятия. В дальнейшем эти понятия выступают основополагающими, формируют ту базу, которая необходима для понимания общебиологических понятий, и которые используются в последующих курсах биологии [1].
Содержание ботанического материала крайне разнообразно и открывает перед учащимися большие возможности. Прежде всего, необходимо рассматривать практическую направленность уроков. Ботанику не следует изучать изолированно. Её нужно изучать в полной связи с другими предметами, а также в определенной взаимосвязи с другими учебно-воспитательными компонентами [2].
Ботаника позволяет раскрыть тесные связи между биологической наукой и практикой, между агропромышленным комплексом и биологической наукой. На уроках ботаники, учащиеся учатся пользоваться научной теорией, выполняют практические и лабораторные работы. У учащихся появляется возможность использовать полученные ботанические понятия, как на практических уроках, так и производственной деятельности, в общественно-полезной работе. На уроках ботаники важно приучить детей применять и проверять полученные знания при постановке опытов, при проведении работ на пришкольном участке. Теория должна обязательно подкрепляться практикой и наблюдениями, экскурсиями.
Знания по ботанике будут эффективными только тогда, когда школьники будут понимать их прямую прикладную направленность, практическую значимость изучаемого предмета. Чаще всего предмет «ботаника» является одним из нелюбимых предметов в школе. Это обусловлено прежде всего, тем, что учащиеся не понимают его прикладного характера и не видят практического применения тем знаниям, которые они получают. Соответственно, преподавание ботаники школьникам - это целое педагогическое искусство. Здесь важен творческий подход [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аненхонов, О. А. Конспект флоры сосудистых растений Забайкальского национального парка / О. А. Аненхонов, Т. Д. Пыхалова. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2016. – 228 с.
2. Анцышкина, А. М. Ботаника. Руководство по учебной практике / А.М. Анцышкина, Е.И. Барабанов. - М.: Медицинское информационное агентство, 2013. - 144 c.
3. Басов, В.М. Практикум по анатомии, морфологии и систематике растений / Изд.стереотип. / В.М. Басов, Т.В. Ефремова. - Москва: Наука, 2016. - 633 c.
4. Безделев, А. Б. Жизненные формы семенных растений российского Дальнего Востока / А. Б. Безделев, Т. А. Безделева. – Владивосток: Дальнаука, 2016. – 296 с.
5. Ботаника и физиология растений. Учебное пособие. - М.: Феникс, 2015. - 432 c.
6. Ботаника. Руководство к практическим занятиям. Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 304 c.
7. Воробейков, Г. А. Полевые и вегетационные исследования по агрохимии и фитофизиологии. Учебное пособие / Г.А. Воробейков, В.П. Царенко, Н.Ф. Лунина. - М.: Проспект Науки, 2014. - 144 c.
8. Воскресенская, О. Л. Большой практикум по биоэкологии / О. Л. Воскресенская, Е. А. Алябышева, М. Г. Половникова. – Йошкар-Ола, 2006. – Ч. 1. – 107 с. 80. Восточноевропейские леса: история в голоцене и современность: в 2 кн. / Центр экологии и продуктивности лесов; отв. ред. О. В. Смирнова. – М.: Наука, 2016. - 575 с.
9. Жукова, Л. А. Онтогенез и циклы воспроизведения растений / Л. А. Жукова // Журнал общей биологии. – 2015. – Т. XLIV, № 3. – С. 361–373
10. Мухин, В. А. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы / В.А. Мухин, А.С. Третьякова. - М.: Феникс, 2013. - 272 c.
11. Онтогенез и возрастной состав популяций цветковых растений / отв. ред. А. А. Уранов. – М., 2017. – 155 с.
12. Онтогенетический атлас лекарственных растений / отв. ред. Л. А. Жукова. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2017. – Т. 4. – 240 с.
13. Паутов, А. А. Размножение растений. Учебник / А.А. Паутов. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2013. - 164 c.
14. Пономарева, И.Н. Методика обучения биологии / И.Н. Пономарева. - М.: Academia, 2018. - 80 c.
15. Работнов, Т. А. Определение возраста и длительности жизни у многолетних травянистых растений / Т. А. Работнов // Успехи совр. биол. 2016. – Т. 35, вып. 2. – С. 133–149.
16. Рейт, Ф. Эверт Анатомия растений Эзау. Меристемы, клетки и ткани растений. Строение, функции и развитие / Рейт Ф. Эверт. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 600 c.
17. Учебно-полевая практика по ботанике. Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 240 c.
18. Ценопопуляции растений (развитие и взаимоотношения) / А. А. Уранов, Л. Б. Заугольнова, О. В. Смирнова и др. – М.: Наука, 2017. – 132 с.
19. Ценопопуляции растений: очерки популяционной биологии / Л. Б. Заугольнова, Л. А. Жукова, А. С. Комаров, О. В. Смирнова. – М.: Наука, 2016. – 184 с.
20. Частная селекция полевых культур. Учебник. - М.: Лань, 2016. - 544 c.