Фрагмент для ознакомления
2
С точки зрения рядового советского гражданина, праздник был шансом присоединиться к огромному коллективу, социализироваться, а также продемонстрировать свою лояльность режиму («прогульщиков» могли трактовать как подозрительных или даже враждебных лиц), и, конечно же, развлечься, отвлечься от тяжелых будней.
Сочетание развлекательности и дидактики было одним из основных аспектов советского праздника. Особенностью советских массовых праздников периода 1960-х гг., становится то, что они были одним из основных инструментов создания коллективной и советской идентичности, воспитание «нового человека». Из властной точки зрения, преимуществом массовых праздников над индивидуальными/семейными было то, что массовые праздники позволяли влиять одновременно на значительное количество социальных групп, коллективов, а потому становились неким каналом «массового воспитания» .
Классическим стало разделение праздника на две части – официальную и развлекательную, что и позволяло совмещать воспитательную и развлекательную функции. Официальная часть праздника, как правило, состояла из парада (военного/спортивного), демонстрации с транспарантами, портретами вождей, цветами; речей представителей власти, в которых они подводили итоги деятельности за определенный период времени, а также пытались привлечь на трудовые (а во времена войны и на военные) подвиги (иногда в речах была и критика «отклонений» или «перегибов» со стороны отдельных лиц). Неофициальная часть включала в себя концерты, выступления самодеятельных коллективов, кинопоказы, а также театрализованное действо – спектакли, сценки и т.д. Самым популярным сюжетом для таких спектаклей становились события Октябрьской революции. Если праздник предусматривал два выходных дня (как, например, 7 и 8 ноября) то развлекательная часть переносилась на второй день.
Стоит отметить, что развлечения во время празднования тоже должны быть «правильными» и соответствовать ценностям социалистического общества. Например, пропагандировались и поощрялись выезды коллективом в парки и за город, что должно воспитывать дух коллективизма у граждан.
Распространению новой праздничной культуры придавали особое значение со времен Хрущева. Как отмечалось выше, советские массовые праздники и обряды виделись властью как один из инструментов формирования «нового» советского человека, выполняя особо важную роль в его атеистическом воспитании. Централизованное внедрение новых праздников и привлечение целого комплекса методов для их распространения, издания специальных постановлений и создания Института научного атеизма позволяют сделать вывод о важности праздников и обрядов для этого периода.
Основные формы и методы проведения массовых празднований послереволюционных лет сохранились и в 1960-х гг. Созидание новых профессиональных, трудовых и семейных праздников приобрело новый размах, повторяя масштабы первых пореволюционных лет. Так, только в 1965-1966 годах было введено 13 новых профессиональных праздников, от начала 1960-х гг. празднуется День космонавтики, а также в 1965 году 8 марта и 9 мая становятся исходными днями. Кроме изобретения новых праздников, от 1950-х начинают возрождать досоветские праздники, например, Проводы зимы (на замену Масленицы со сжиганием чучела и символической победой добра над злом, а в Белоруссии «реабилитируют» языческий праздник Ивана Купала .
Конечно, под старые формы празднований подводили соответствующую идеологическую базу.
Например, в отчетах уполномоченных Совета находим информацию о том, что в Хмельницком в 1962 году проводился «Праздник весны» на базе веснушек.
Тема праздника – «трудом и песней прославить нашу Родину и родную Коммунистическую партию, которая показала нам дорогу к настоящей весне – весны коммунистической».
После войны по деревням вновь получили распространение престольные / храмовые праздники, поэтому в 1960-х гг. им пытаются противопоставить различные гражданские аналоги. В официальной риторике утверждалось, что такие праздники наносили непоправимый вред сельскому хозяйству, поскольку «начинались летом и продолжались до поздней осени».
Например, в отчетах уполномоченных видим, что в некоторых селах на замену престольным праздникам пытались популяризировать безрелигиозные празднования дня образования колхоза, дня встречи весны, дня урожая и тому подобное. В некоторых селах даже были попытки возродить – уже «новые» советские – вечерницы.
Итак, процесс становления новых праздников в 1960-х годах позволяет сделать вывод о целенаправленной кампании по разработке целого комплекса советской праздничной культуры путем дополнения и корректировки основ, заложенных в 1920-х годах. Выразительными чертами советских массовых праздников были тщательное планирование, акцент на массовость и их антирелигиозное направление. Советские праздники должны были быть выразителем «новой» коммунистической культуры общества как в городе, так и в селе, дополнением которых были новые «безрелигиозные» обряды .
Для детального анализа советских массовых праздников нами было выбрано три праздники – по одному из каждого вида праздников по классификации Кампарса и Заковича. Семейно-бытовым обрядам посвящен отдельный раздел, поскольку они значительно отличаются от массовых своей структурой, особенностями и служат организации частной, а не публичной/социальной жизни человека.
День Победы был установлены выходным днем только в 1965 г., Поэтому, этот праздник как нельзя лучше подходит для анализа советской праздничной культуры избранного нами периода. Заслуживающим внимания является то, что все эти праздники начали отмечать значительно позднее 1920х годов – времени становления советских массовых праздников. Праздник Нового года, в отличие от Дня Победы или посвящения в рабочие, отмечали еще с 1935 года, однако оно является интересным для исследования периода 1960-х гг., поскольку именно в это время оно приобретает новые черты и становится более распространенным .
2.2 Новый год
Одним из первых декретов, принятых после Октябрьской революции, был декрет об изменении календаря с юлианского на григорианский. 1 января приходилось на последнюю неделю Рождественского поста. Таким празднование Нового года противоречило бы христианским догмам, на что, вероятно, и был расчет. Примечательно, что в первые годы после смены календаря, Новый год по новому стилю почти не праздновался, поскольку был заклеймен как «буржуазный пережиток». Так было до 1935 года, когда в газете «Правда» от 28 декабря опубликовали статью Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». Тогда же в Московском дворце пионеров установлена «реабилитированная» елка и проведено празднование.
Праздник Нового года с тех пор становится популяризироваться, особенно как праздник для детей.
В провинции же, главным праздником долгое время оставалось традиционное Рождество. Новый год считался праздником больше городским и общественным, отмечали его в основном в клубах, предприятиях, школах и т.д. Стоит отметить, что новогодний праздник, несмотря на близость во времени и особенность празднования, должен был активно противостоять и вытеснять из быта праздник Рождества, и вместе с ним избавиться от традиции празднования так называемого Старого Нового года. Советский «праздник елки», тем не менее, позиционировался не как праздник возрожденный «буржуазный», а новый, «красный» праздник, который не имел ничего общего с обычаем устанавливать елку на Рождество.
В 1960-х годах праздник Нового года претерпел трансформации. Кроме елки, символами новогоднего праздника пытались сделать и «красные» безрелигиозные колядки, которые до этого также считали проявлениями «буржуазного национализма» (главным образом, именно в русских городах). В одной из докладных записок КГБ в ГК КПУ отчитывалось, что «националистические элементы в своей враждебной деятельности ранее использовали «колядки» и «щедривки» как одну из легальных форм привлечения новых участников в «русское движение» и в интересах сбора т. н. «общественных средств», а одной из «опасных» черт щедривок и колядок было также то, что текст одной из них содержит фразу: «Боже, свободу России дай!» .
Еще в 1958 году «нелегальных» колядующих изображали как преступников, которые «группами, в маскировочных костюмах ходили от дома к дому».
О необходимости «возродить» колядки и щедривки писали в 1958-59гг. некоторые областные уполномоченные Совета по делам РПЦ. А уже в 1962 году Московский областной Дом народного творчества опубликовал сборник
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жигульский К. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышления социолога / К. Жигульский. – М., 1985. – 336 с.
2. Жидкова Е. Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной / Государство. Религия. Церковь. – 2012. – №3-4. – С.408-429
3. Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне. 1941-1945 / С. А. Бартенев [и др.]; отв. ред. Г. А. Куманев; АН СССР. Отделение истории. – М.: Наука, 1985. – 312 с.
4. Кайуа Р. Война и сакральное // Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М., 2003 // Библиотека Гумер – философия. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/kayua_voinsak.php (дата обращения: 9 ноября 2008).
5. Кампарс П. Советская гражданская обрядность / П. П. Кампарс, Н. М. Закович; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма. – М.: Мысль, 1967. – 256 с.
6. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988) / Ин-т марксизмаленинизма при ЦК КПСС. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат. - Т. 10: 1961-1965. - 1986. – 493 с.
7. Плаггенборг Ш. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма / Ш. Плаггенборг. – СПб., 2000. – 416 с.
8. Пронина И. Н. Массовый праздник в советской социокультурной модели / Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19 (374). Философия. Социология. Культурология. – 2018. – №. 37. – С. 114-121
9. Революционные, боевые и трудовые традиции – важнейший источник патриотического и интернационального воспитания молодежи / Метод. рекомендации в помощь пропагандистам, лекторам и политинформаторам. – Ворошиловград, 1977. – 46 с.
10. Руднев В. А. Преодоление религиозных традиций / В. А. Руднев; О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. организация. – Ленинград: [о-во «Знание» РСФСР, Ленингр. организация], 1974. – 32 с.
11. Руднев В. А. Советские праздники, обряды, ритуалы / В. А. Руднев. – Ленинград: Лениздат, 1979. – 206 с.
12. Рольф М. Советкие массовые праздники / М. Рольф; пер. с нем. В. Т. Алтухова. – М.: Российская политическая энциклопедия: Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2009. – 439 с.
13. Смолкин В. «Свято место пусто не бывает»: атеистическое воспитание в Советском Союзе, 1964-1968 // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. – 2009. – №3 (65). – С.3-4
14. Смолкин-Ротрок В. Проблема «обыкновенной» советской смерти: материальное и духовное в атеистической космологии / Государство. Религия. Церковь. – 2012. – № 3-4. – С.430-463.
15. Соколова А. «Нельзя, нельзя новых людей хоронить по-старому!» / Отечественные записки. – 2013. – №5(56). – С.4
16. Трещенок Ю. Обряды перехода Арнольда ван Геннепа, его теория и метод / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. – 2016. – № 12(74). – С.179-182.
17. Шаповалов С.Н. Генезис советских государственных праздников на Кубани в 1918-1930-е гг.: монография / С.Н. Шаповалов. - Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2002. – 163 с.
18. Шлихта Н. В. От традиции к современности: православная обрядность и праздники в условиях антирелигиозной борьбы (на материалах УССР, 1950-е — 1960-е гг.) // Государство. Религия. Церковь. В России и за рубежом. – 2012. – №3-4. – С.380-407.
19. Шумихина Л.А. Эстетика парадов и демонстраций как праздничных ритуалов советской культуры / Л. А. Шумихина, В.М. Попова // Теория и практика. – 2012. – № 5. – С.203-208.
20. Geldern J. von. Bolshevik Festivals, 1917-1920. Berkeley and London: University of California Press, 1993.
21. Khazanov A. M. Marxism-Leninism as a Secular Religion / The Sacred in Twentieth-Century Politics – 2008. - рр.119–142.
22. Petrone K. Life Has Become More Joyous, Comrades: Celebrations in the Time of Stalin. Bloomington: Indiana University Press, 2000
23. Powell D.E. Antireligious in the Soviet Union: A study of mass persuasion / D. E. Powell. – Cambridge: M.I.T.Press, 1975. – 206 р.
24. Stone А. Overcoming Peasant Backwardness: The Khrushchev Antireligious Campaign and the Rural Soviet Union // Russian Review - Vol. 67, No. 2. – рр.296 – 320.