Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Российское общество, которое позиционирует себя как гражданское, на со¬временном этапе развития характеризуется развитием и усложнением связей между его членами и их объединениями. В полной мере это касается и религиоз¬ных объединений, являющихся важнейшим институтом такого общества и вы¬страивающих отношения с властью на началах светскости.
Современная Россия – это поликонфессиональное государство. Всего в нем известно порядка 20 основных религиозных течений (вместе с остальными около 70) и почти 25 тысяч религиозных организаций. И хоть этот факт подтверждает принцип свободы совести, закрепленный Конституцией РФ, он в то же время делает все более актуальным вопрос о взаимодействии государства и религиозных организаций.
Безусловно, что духовная сфера жизни общества и взаимодействие с ней на государственном уровне, а именно государственно-конфессиональные отношения, составляют важную часть в любом правовом государстве. Но для благоприятного сосуществования и налаженного диалога всех конфессий, государственному аппарату необходимо укреплять межконфессиональные отношения и добиваться идеальной модели взаимодействия. В связи с этим, проблема государственной конфессиональной политики и регулирования деятельности религиозных организаций актуализируется.
Создание специализированных комитетов и комиссий, занимающихся вопросами связей с религиозными организациями и оказывающих консультационную деятельность органам государственной власти, появление комиссии по вопросам толерантности и реализации свободы совести в Общественной палате России, а также деятельность, направленная на защиту граждан от действий религиозных организаций деструктивного характера, показывает желание государства и конфессий прийти к налаживанию государственно-конфессионального диалога.
Присутствующие проблемы религиозного характера показывают, что вопросы государственно-конфессионального взаимодействия еще до конца не изучены и обуславливают своевременность темы данного исследования. Необходимо прояснить, как именно государство коммуницируют с существующими конфессиями, так как интенсивность данного взаимодействия напрямую связана с общественной жизнью.
Теоретической основой исследования послужили труды С.А. Авакьяна, С.А. Бурьянова, И.А. Куницына, Г.П. Лупарева, В.О. Лучина, С.А. Мозгового, И.В. Понкина, М.С. Стецкевича и др.
Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования России как светского государства.
Предмет исследования – нормы, закрепляющие светский характер российского государства.
Цель исследования – анализ места и роли церкви в политической системе общества.
Задачи исследования:
- проанализировать понятие и содержание светского государства;
- раскрыть взаимодействие государства и религиозных объединений в условиях формирования светского государства;
- определить особенности развития современных государственно-конфессиональных отношений;
- исследовать проблемы правового регулирования взаимодействия государства и церкви.
Методы исследования: анализ, синтез, комплексный, системный, нормативный, формально-логический.
Структура исследования обусловлена кругом рассматриваемых вопросов и включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Конституционно-правовые основы формирования светского государства в России
1.1. Понятие и содержание светского государства
Главным показателем светскости является характер взаимоотношений между государством, личностью и религиозными объединениями по поводу удовлетворения религиозных потребностей граждан.
В нынешней Конституции РФ положение о светском государстве закрепляется в качестве конституционного принципа: «Российская Федерация - светское государство» (ч. 1 ст. 14). Будучи конституционным принципом, светскость государства не просто констатирует действительность, а носит нормативный характер, тем самым определяя общую направленность конституционно-правового регулирования общественных отношений.
Конституционный принцип светского государства лежит в основе всяких отношений государства с религиозными объединениями и проведения государственной политики в мировоззренческой сфере общества, и этим принципом обязаны руководствоваться все правотворческие и правоприменительные органы, граждане, должностные лица и общественные объединения.
Конституционный принцип светского государства необходимо рассматривать в системной связи с иными базовыми положениями действующей Конституции РФ:
провозглашение России демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1);
провозглашение положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2); права и свободы человека и гражданина признаются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18);
употребление термина «многонациональный народ» (Преамбула, ч. 1 ст. 3);
признание идеологического многообразия; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1, 2 ст. 13);
запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13);
признание равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19);
гарантии каждому свободы совести, свободы вероисповедания (ст. 28).
Из этого следует, что демократическое правовое российское государство признает права и свободы человека, в том числе свободу совести, высшей ценностью, равенство всех перед законом и судом, идеологическое многообразие, тем самым задается система координат определения понятия и содержания светского государства в России. Нельзя не согласиться с Г.П. Лупаревым, что огромное значение в формировании светского государства, его основ и признаков имеет либерально-правовая парадигма .
Отечественные авторы определяют светское государство главным образом основываясь на отношениях государства к религии и религиозным объединениям. Например, в учебной литературе с таких подходов светское государство рассматривают О.Е. Кутафин, М.В. Баглай, С.А. Авакьян и др.. Мы находим такое определение у И.В. Понкина «Светское государство - это государство, обеспечивающее независимость и суверенность государственных институтов и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии» .
Таким образом, светское государство - это государство, которое гарантирует каждому индивиду свободу мировоззренческого выбора, является мировоззренчески нейтральным, признает формальное равенство религиозных и общественных объединений и не проводит специальной политики в мировоззренческой сфере общества.
1.2. Органы государственной власти, регулирующие государственно-конфессиональные отношения
Государственная политика – это преднамеренная деятельность институтов государственной власти (в основном исполнительной), направленная на все сферы общественной жизни по влиянию на них, решению общественных проблем, реализации развития общества с применением властных полномочий. Она выступает средством достижения поставленных целей для государства, используя имеющиеся ресурсы и методы воздействия .
На формирование современной государственной конфессиональной политики в течение долгого времени влияли многие факторы, такие как история государства в целом и положения религий в ней, смена социально-политического строя, что повлекло за собой значительные изменения в духовной сфере общества и идеологических ориентирах. Государственная конфессиональная политика представляет собой систему методов координации государством религиозных организаций и граждан, нацеленная на нормализацию отношений в конфессиональной сфере, создание и сохранение единства государства, с помощью совмещения всевозможных вероисповедных интересов.
Являясь страной, где церковь отделена от государства, власть не может напрямую вмешиваться в межконфессиональные отношения, однако, она может создавать такие условия и такое правовое поле, которые так или иначе будут контролировать религиозные организации. Вероисповедная политика разрабатывается высшими органами государственной власти и органами, созданными при них.
Согласно Конституции РФ, Президент РФ осуществляет разработку внутренней политики государства, одной из частей которой является конфессиональная политика (статья 80, пункт 3), законотворческую деятельность по вопросам свободы совести и религиозных объединений (статья 84, г), подписывает Федеральные законы и нормативно-правовые акты, регулирующие права и свободы граждан (статья 84, д), издает указы и распоряжения, касающиеся государственно-конфессиональных отношений, свободы совести и вероисповедания (статься 90, пункт 1), подписывает международные договоры РФ (статья 86, б), обращается к Федеральному собранию по вопросам конфессиональной политики (статья 84, е). Президент напрямую коммуницирует с духовными руководителями крупнейших российских религиозных организаций.
Список использованных источников
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Рос. газ. - 1993. - № 237.
2. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.
3. О государственном гимне Российской Федерации: Федеральный закон РФ №3-ФКЗ от 25.12.2000 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - - 2000. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5022.
Литература
4. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб.: В 2 т. Т. 1. - М., 2015. – 843 с.
5. Агафонова А.А. Развитие концепции светского характера государства в проектах Конституции РФ (Конституционной комиссии и Конституционного совещания) // Конституционное и муниципальное право. – 2009. - № 7. – С. 8-11.
6. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юридических вузов и факультетов. - М., 2012. – 746 с.
7. Буклова З.К. Новые подходы к понятию светского государства // Исторический и правовой вестник. Сборник научных трудов . Вып. 1. – Владикавказ: СОГУ, 2011. – С. 209-212.
8. Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958. Дискуссионные аспекты. – М.: Ин¬ститут славяноведения РАН, 2003. – 380 с.
9. Губин М.Ю. Проблемы России как светского государства // Конституционное и муниципальное право. – 2014. - № 22. – С. 37-40.
10. Двадцать лет религиозной свободы в России / под ред. А. Малашенко, С. Филатова / (Текст). - М.: РОССПЭН, 2009. - 400 с.
11. Добреньков В.И. Методологические вопросы исследования религии. – М.: МГУ, 1989. – 189 с.
12. Жусебатьев М.А. Православная Российская Церковь в роли гражданской религии постсоветской Рос¬сии. Сб. ст. Православие, общество, культура. – Омск.: изд. ОГУ, 1995. – 359 с.
13. Ильин Е.Е. Специфика взаимодействия светского государства и церкви // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2009. – С. 37-41.
14. Ильин, И. А. Родина и мы. Издат. «Посох». - Смоленск, 1995. - 511 с.
15. Лупарев Г.П. Светское государство: теоретико-методологические основы, признаки и принципы // Десять лет по пути свободы совести: Материалы научно-практического семинара / Под ред. А.В. Пчелинцева и Т.В. Томаевой. - М., 2002. – 173 с.
16. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. - М., 2008. – 241 с.
17. Мещерякова А. Ф. Светское государство в современной России: проблемы и пер¬спективы развития: монография. – М.: Юрлитинформ, 2013. –200 с.
18. Мещерякова А.Ф. Государственно-церковное взаимодействие как фактор формирования светского государства и гражданского общества в России // Наука. Общество. Государство. - 2020. - Т. 8. - № 1 (29). - С. 27-36.
19. Мещерякова А.Ф. Влияние правового сознания на развитие светского государства в современной России // Правовая политика государства: теория, история, практика. Сборник научных статей. Вып. 5. – Пенза: ПензГУ, 2013. – С. 234-239.
20. Мещерякова А.Ф. Дискуссионные вопросы понятия и содержания светского государства // Юридический вестник: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 26. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. пед. ун-та, 2012. – С. 45-50.
21. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. – М.: Но¬вое литературное обозрение, 2004. – 648 с.
22. Мозговой С.А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикум: Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. - Ростов н/Д, 2012. – 186 с.
23. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского Патриархата. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128 (дата обращения: 22.04.2020).
24. Полоротова Н.Н. Государство и церковь: история и современность. – Чита: ЧитГУ, 2000. – 124 с.
25. Понкин И.В. Светскость государства. - М., 2013. – 281 с.
26. Прот. В. Чаплин. «Церковь не старается подменить собой государ¬ство». Православие и мир, 14.07.2011 г.
27. Рыкова И.Ю. Проблемы реализации свободы вероисповедания в Российской Федерации как светском многоконфессиональном государстве // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. - № 2. – С. 16-19.
28. Савва С.С. Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международно-правовой аспекты // Журнал российского права. – 2012. - № 12. – С. 130-139.
29. Сморгунов Л.В. Государственная политика и управление / Сморгунов Л.В.. Альгин А.П., Барыгин И.Н. [и др.] / учебник : в 2 ч. Часть I: Концепции и проблемы государственной политики и управления / под ред. Л. В. Сморгунова. – М: РОССПЭН. 2006. – 267 с.
30. Совет по взаимодействию с религиозными объединениями // Официальный сайт Администрации Президента России Kremlin.ru. 2017. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22618 (22.04.2020)
31. Соколовский - не первый. Пять историй оскорбления чувств верующих // 123ru.net: сайт. — URL: https://123ru.net/elista/96566367/ (дата обращения: 22.04.2020).
32. Состав Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Росссии government.ru. 2019. URL: http://government.ru/info/1067/. (22.04.2020)
33. Социальная доктрина российских мусульман // Islam-Today.ru: сайт. — URL: https://islam-today.ru/socialnaa- doktrina-rossijskih-musulman/ (дата обращения: 22.04.2020).
34. Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. 2-е изд., доп. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. – 348 с.
35. Юридический энциклопедический словарь / под общ. ред. В.Е. Крутских. - М.: Инфра-М., 1999. - 368 с.