Фрагмент для ознакомления
2
Результаты обследования показали, что у старших дошкольников хорошо развиты умения в назывании частей предмета. Детям не составляет труда назвать предмет и все его видимые части. Часто дошкольники самостоятельно называют и невидимые необходимые части и иногда - редкие, не обязательные части (водитель, пассажиры в автобусе, доска объявлений, лифт, замок, жители в доме).
У дошкольников достаточно развита способность к обобщению, они могут обобщить профессии, животных птиц, иногда ошибаются в мебели, водоемах. Также детям недоступны широкие обобщения, например - движение, живые существа.
Результаты по методикам «Словарь глаголов» и «Словарь признаков» у группы дошкольников представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты по методикам «Словарь глаголов» и «Словарь признаков»
№ Ф.И. Пол Возраст Словарь глаголов Словарь признаков
1 А.Л. Ж 6,3 5 5
2 Б.Е. Ж 6,0 2 2
3 В.Ю. М 6,5 4 3
4 Г.А. Ж 6,6 5 4
5 Д.И. М 6,2 3 2
6 Е.Т. Ж 6,1 4 3
7 Ж.Н. М 6,7 4 4
8 И.И. М 6,4 2 3
9 К.И. Ж 6,3 3 4
10 Л.П. М 6,5 2 3
11 М.А. Ж 6,4 5 5
12 Н.К. Ж 6,2 4 3
13 О.А. М 6,6 4 4
14 П.Г. Ж 6,4 3 4
15 Р.О. Ж 6,2 3 4
16 С.В. М 6,5 2 4
17 Т.К. Ж 6,4 3 4
18 У.М. М 6,2 4 5
19 Ч.С. М 6,3 5 5
20 Ш.О. Ж 6,4 3 3
Среднее значение по группе 3,5 3,7
Результаты диагностики показали, что у старших дошкольников средний уровень развития словаря глаголов и словаря признаков. Словарь признаков немного больше словаря глаголов. При назывании глаголов дети часто ошибались в приставках (вылетел - залетел - улетел - влетел - подлетел).
При образовании признаков дошкольники в основном правильно подбирали слова, частыми ошибками у большинства были такие: водяной (водный), шерстный (шерстяной), муковые (мучные), львовый (львиный), то есть мало употребительные в обиходе слова.
Результаты по методике «Образование антонимов и синонимов» у группы дошкольников представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты по методикам «Образование антонимов и синонимов»
№ Ф.И. Пол Возраст Антонимы Синонимы
1 А.Л. Ж 6,3 10 9
2 Б.Е. Ж 6,0 7 6
3 В.Ю. М 6,5 9 8
4 Г.А. Ж 6,6 10 9
5 Д.И. М 6,2 8 6
6 Е.Т. Ж 6,1 8 9
7 Ж.Н. М 6,7 9 8
8 И.И. М 6,4 7 6
9 К.И. Ж 6,3 8 7
10 Л.П. М 6,5 9 8
11 М.А. Ж 6,4 10 9
12 Н.К. Ж 6,2 10 10
13 О.А. М 6,6 9 8
14 П.Г. Ж 6,4 8 7
15 Р.О. Ж 6,2 8 7
16 С.В. М 6,5 9 9
17 Т.К. Ж 6,4 10 8
18 У.М. М 6,2 9 7
19 Ч.С. М 6,3 9 10
20 Ш.О. Ж 6,4 9 6
Среднее значение по группе 8,8 7,8
Результаты диагностики показали, что у старших дошкольников хороший уровень развития словаря антонимов и синонимов. В среднем дети правильно подбирают антонимы к 8 - 9 словам, синонимы - к 7 - 8 словам. Дети затруднялись в подборе синонимов к словам: воин, школьник, мокрая земля, грязная вода.
При подборе антонимов дети испытывали меньше затруднений. Основные трудности составили слова: острый, мутный, спокойный, красивый. При этом антонимы дети называли быстрее, чем синонимы.
Соотношение дошкольников с разным уровнем словарного состава языка представлено на рисунке.
Соотношение дошкольников с разным уровнем словарного состава языка.
По результатам соотношения можно заключить, что у большинства дошкольников (50%) средний уровень развития словарного состава языка. Большинство заданий они выполняют правильно, допуская небольшие ошибки в обобщениях, образовании глаголов, признаков, иногда затрудняются в подборе антонимов и синонимов.
У 35% дошкольников высокий уровень развития словарного состава языка. Все задания они выполняют правильно, допуская единичные ошибки при образовании глаголов, при подборе синонимов, иногда сами исправляют свои ошибки.
У 15% дошкольников низкий уровень развития словарного состава языка. Во всех заданиях они допускают ошибки, не называют детали предметов, ошибаются в обобщениях, в образовании глаголов, признаков, затрудняются в подборе антонимов и синонимов.
2.4. Методические рекомендации по развитию словарного состава детей старшего дошкольного возраста
Для развития словаря детей можно предложить следующие игры.
1. Обогащение словаря существительными:
- «Чудесный мешочек». В нем могут лежать карточки с изображением предметов, фруктов, овощей и т.д. После того, как дети по очереди достают по одной картинке и называют то, что изображено, обобщают понятийную группу, к которой относятся картинки: «Все это – овощи, фрукты, мебель и т.д.». Можно наоборот, сначала сказать, что в мешочке лежит, и дети просто называют предметы этой группы: «В мешочке лежат головные уборы, что к ним относится, посмотрим…».
- «4-й лишний». У этой игры есть несколько вариантов, но смысл один – уметь вычленять тот предмет или явление из группы, которое по каким-либо признакам лишнее. В этой игре также закрепляется умение обобщать понятия, но самое главное, дети учатся составлять сложносочиненные предложения. Важно научить ребенка составить это предложение: «Здесь лишнее яблоко, потому что свекла, морковь и капуста – это овощи, а яблоко – это фрукт».
- «Логический поезд». Здесь также очень важно составление предложений детьми, когда они ставят свой «вагончик в поезд»: задание было такое: «В нашем поезде поедет все, что сделано из дерева». Ответы детей: «У меня поедет матрешка, потому что она сделана из дерева», «У меня поедет в нашем поезде мишка, потому, что он живет в лесу, где много деревьев». Важно, чтобы дети понимали, что любую картинку, которая им досталась можно поместить в этот поезд, если подумать и связать её с той темой, которую предлагает воспитатель.
- «Лавина» (я положил в корзину яблоко, я положил в корзину яблоко и апельсин, я положил яблоко, апельсин, грушу…).
- «Рыбалка» Для этой игры потребуются маленькие карточки обобщающих понятий «Фрукты», «Овощи» и т.д., удочки (можно сделать из
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 400 с.
2. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2018. - 478 c.
3. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.
4. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: методическое пособие / Л.А. Ухина.- Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное»,2010. - 76с.
5. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010- 49с.
6. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 128 с.
7. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, O. A. Шаграева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
8. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2017. - 992с.
9. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2016. - 597 с.
10. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на воспитательных занятиях. - М.: Просвещение, 2011. - 45 с.
11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 456 с.
12. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго, 2015. 64 с.
13. Основные этапы нормального речевого развития ребенка / Основы Воспитательной работы с детьми: учебное пособие для Воспитателей, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2013. - 240 с.
14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб.: Мозаика-Синтез, 2011. - 416 с.
15. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
16. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Академический проспект, 2017. - 399 с.
17. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 144 с.
18. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества: Игры, упражнения, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 144 с.
19. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. - М.: Просвещение, 2015. - 240 с.
20. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2012. - 168 с.