Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Социальная значимость норм права, которые регулируют общественные отношения в области социального обеспечения – это основная гарантия права на жизнь. Нормы права представлены в обществе как источники права, за которыми располагается государство, обладающее собственной силой принуждения в части обеспечения реализации данных источников.
При этом, по словам автора А.В. Радоновой, «…понимание права может совершаться по-всякому, возможно рассматривать его в определенно-нормативном либо наиболее широком смысле, обратив внимание на качество источников идеи свободы, справедливости. Вскоре человек однозначно сталкивается с каким-либо источником права».
Непосредственное утверждение принципов правового, социального государства, а также обеспечение прав и свобод человека и гражданина в практике вызывает проблемы в настоящее время. С целью совершенствования и эффективности источников права, следует достигнуть положительных перемен и в правовом регулировании, и в правовом применении. Здесь необходимо отметить проблемы целостности правового положения Российской Федерации (далее – РФ), а также верного сознания связи источников права федерального значения с субъектами РФ, общности развития источников права, в том числе в применении дифференцированных позиций в области правового регулирования материальных отношений.
Право социального обеспечения сосредоточивает в себе способы увеличения источников, обновленных общепризнанных норм как международного права, так и нормативные правовые акты субъектов РФ, местного самоуправления, локальные акты. Ввиду увеличения круга регулирования общественных отношений социальным обеспечением, происходят изменения в предметной области права. Модификация основных видов социального обеспечения является причиной возникших перемен. Проблемы в усложнении регулирования отношений, складывающихся в данном праве, недостаточное правовое регулирование, имеют достаточную актуальность в данное время, тем самым их развитие сопровождается в постоянно изменяющихся взаимоотношениях как с отношениями внутри страны, так и международными отношениями.
Вышеназванные аспекты обуславливают актуальность и проблему данного исследования.
Целью работы является анализ особенностей источников права социального обеспечения.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику права социального обеспечения как отрасли права;
- рассмотреть понятие источников права социального обеспечения;
-выделить акты толкования норм права по социальному обеспечению;
- рассмотреть Конституцию как основной источник права социального обеспечения;
- обозначить нормативные правовые акты как источники права социального обеспечения;
- рассмотреть сущность международно-правового регулирования социального обеспечения.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере социального обеспечения.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, законы и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере права социального обеспечения, международные источники.
Теоретическая основа исследования. С позиции теоретических подходов, используемых в работе, для нас востребованными являются базовые концепции системного подхода и системного анализа: труды Адриановской Т.Л., Горшкова А.В., Радоновой А.В., Филипповой Э.М. и др.
Методологической основой являются как общенаучные методы научного познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза), так и специальные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой).
Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ, ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
Эмпирическую основу исследования составляет анализ законодательства в системе источников права социального обеспечения.
Структура работы. Данная работа включает в себя: введение, основную часть, состоящую из двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключение и список источников и литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЕГО ИСТОЧНИКАХ
1.1 Общая характеристика права социального обеспечения как отрасли права
В нынешний период времени социальное обеспечение граждан существенно трансформировалось. В первую очередь подобное касается всей системы, как управления, так и финансирования . Тут модификации спровоцированы принципиально иным подходом законодателя к проблемам разделения полномочий в области социальной защиты между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации .
За последнее время было принято огромное количество нормативных актов, регулирующих отношения по социальному обеспечению граждан. Так, например, Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ , а также Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ .
Рассматривая нынешнее законодательство в сфере социального обеспечения, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, базируясь на анализе работы судов, указал ряд имеющихся на сегодняшний день проблем юридического регламентирования общественных отношений . Так, он отметил: нестабильность современного законодательства; отступление в отдельных нормативных правовых актах принципов правового равенства (когда однородные по своей природе отношения не регулируются одинаково); большое количество федерального регламентирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ; тенденцию к широкому увлечению запретами; «крутые повороты» законодательства при осуществлении юридических реформ без какой-либо начальной адаптации граждан к новейшим правилам; возникновение все новых пробелов в самом законодательстве при замене одних законов другими, в связи с тем что не принимаются во внимание межотраслевые связи законодательных актов между собой; проведение правотворческой деятельности без полного анализа итогов правоприменительной деятельности в отношении ранее существующего законодательства.
Так, нестабильность законодательства, которое регулирует социально-обеспечительные отношения, делает акцент на том обстоятельстве, что за период одиннадцатилетнего действия Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ в него каждый год (кроме 2006 - 2008 гг.) многоразово вносились разнообразные изменения. Кроме того, таким же образом обстоит дело и с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , в который на протяжении его двадцатилетнего действия было внесено более пятидесяти изменений, которые касались реабилитации инвалидов, оказания им необходимой медицинской помощи, образования инвалидов и иных вопросов. В период регламентирования социально-обеспечительных отношений Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в него также ежегодно вносились изменения. Список таких примеров может быть продолжен .
Отступление от принципов правового равенства может быть показано на конкретном примере. Граждане, которые пострадали в ходе радиационных либо техногенных катастроф, а также участники ВОВ и граждане, которые награждены знаком «Жителю блокадного Ленинграда», в случае осуществления ими оплачиваемой работы установленную им пенсию получают в полном размере, тогда как на основании ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсионерам из числа, например, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы при поступлении их на военную службу либо на службу в органы внутренних дел либо учреждения и органы уголовно-исполнительной системы выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст.4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.
4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. - № 234. - 02.12.1995.
5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. - 01.01.2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 18.
6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6724.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6991.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
10. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Справочно-правовая система КоснультантПлюс, дата обращения 25.04.2020.
Научная и учебная литература
11. Адриановская Т.Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат: учебно-практическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Адриановская Т.Л., Карданова И.В. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 455 c.
12. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: учеб. М.: Юридическая литература, С. 65 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 25.04.2020.
13. Антипьева Н.В. Правовые средства достижения единства правового регулирования отношений по социальному обеспечению населения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 21 - 26.
14. Бондарь Н.С. Конституционное правосудие – универсальный институт разрешения социальных противоречий современного общества // Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25.04.2020).
15. Гусев А.Ю. Значение мониторинга правоприменения для совершенствования законодательства о социальном обеспечении // Российский судья. 2016. № 2. С. 47 - 49.
16. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учеб. 2-е изд. М.: БЕК, 2002. С. 11.
17. Зорькин В.Д. Конституция живет в законах // Российская газета. 2014. 18 декабря.
18. Кауфман А.А. Право социального обеспечения в схемах и определениях: учебное пособие / Кауфман А.А. – М.: Проспект, 2016. – 80 с.
19. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России. - М.: Проспект, 2009.
20. Мамедов А.А. Современные тенденции международно-правового регулирования административных отношений // Административное право и процесс. 2014. № 6. С. 12.
21. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Книжный мир, С. 46-47 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 25.04.2020.
22. Ордина О.Н. Конституция Российской Федерации как основополагающий источник административного права // Российская юстиция. 2017. № 9. С. 2 - 5.
23. Право социального обеспечения: учеб. Изд. 2-е / под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2001. С. 60.
24. Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. №3. 2014. С. 202-204
25. Сивакова И.В. Административные изменения в системе социального обеспечения: повторение исторического опыта // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 3. С. 403.
26. Советское пенсионное право / под ред. М.Л. Захарова: учеб. пособие. М.: Юридическая литература, С. 14 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 25.04.2020.
27. Филиппова М.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум / М.В. Филиппова [и др.]. – М.: Юрайт, 2017. – 384 с.
Судебная практика
28. Определение Конституционного Суда РФ от 6 ноября 1998 г. № 149-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Администрации Челябинской области о проверке конституционности статьи 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Справочно-правовая система Гарант (текст документа официально опубликован не был).
29. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 22. – Ст. 2375.