Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В связи с быстрыми изменениями во внешней среде процессы планирования деятельности организации значительно усложняются, и резко возрастает их роль в обеспечении устойчивости и развитии компании.
Бизнес-планирование подразумевает собой важный аспект управления предприятием и организацией, благодаря которому можно предопределять и прогнозировать функциональную эффективность внутренней и внешней среды предприятия в будущем. Часто основной проблематикой препятствующей эффективному планированию в рамках уже работающей организации является трудность организационной отладки процессов в звене планирования, так как недостаточно чётко распределены функциональные обязанности, цели и задачи между исполнителями, что снижает эффективность бизнес-планирования.
Главная задача бизнес-планирования заключается в научном обосновании целей стратегического развития предприятия и выборе наилучших способов их реализации, вложение инвестиций в проекты, установление важных экономических, маркетинговых и финансовых показателей эффективности, которые позволят достичь прогнозируемых целей при максимальном потреблении ограниченных ресурсов или, наоборот, в обосновании неэффективности реализации проектов в целях исключения невыгодных инвестиционных затрат и ухудшения финансовой ситуации.
Важность бизнес-планирования состоит в том, что в процессе разработки бизнес-плана оцениваются различные стороны инновации с учетом ее производственного, технического, кадрового и финансового потенциала организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней и внутренней среды.
Для гибкого реагирования организации на изменение рыночной ситуации требуется не просто оперативное планирование, нужен учет факторов внешней среды, оценка конкурентов и конкуренции, разработка бизнес идей и просчет вариантов развития организации с учетом оценки экономической эффективности. Бизнес-план как средство и совокупность методов планирования является инструментом предварительного планирования, позволяющим оценить коммерческую состоятельность проекта, спрогнозировать финансовые, экономические показатели и диапазон возможных сценариев, рассчитать показатели экономической эффективности проекта.
Объектом исследования является процесс бизнес-планирования в организации.
Предметом исследования являются инвестиционный анализ конкретного проекта.
Цель курсового проекта состоит в инвестиционном анализе проекта создания цеха глубокой переработки древесины.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БИЗНЕС – ПЛАНА
Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-план представляет собой документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения.
Планирование связано с решением поставленных тактических и стратегических задач. В первую очередь рассматривают стратегические задачи бизнес-планирования.
Бизнес-план – это план развития предприятия (организации), необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса или количественного и качественного улучшения существующего вида деятельности. [3, с.144]
Бизнес-план является кратким и точным документом для управления бизнесом, позволяющий выбрать более перспективные решения и средства их достижения. Основной целью разработки бизнес-плана является планирования хозяйственной и финансовой деятельности фирмы на краткосрочные и долгосрочные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Основной целью бизнес-плана является грамотное разделение финансовых ресурсов по стратегическим задачам, то есть он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:
1. определить конкретные направления деятельности предприятия, а также востребованность предприятия на рынке;
2. сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику достижения;
3. оценка затрат, необходимые для изготовления и сбыта продукции, сопоставить их с ценами, для вычисления потенциальной прибыли;
4. выявить соответствие кадров предприятия и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
5. определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламы, ценообразованию и т.п.;
6. проанализировать материальное и финансово-экономическое положение предприятия;
7. просчитать слабые и сильные стороны предприятия, а также риски, которые могут помешать выполнению поставленных задач. [3, с.155]
Задача бизнес-планирования – обоснование концепции предпринимательского предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, характеризующегося набором количественных данных или параметров результата, определенного целью. [5, с.188]
Таким образом, основной задачей бизнес-планирования является то, что предоставляется общая картина перспектив развития предприятия, а точнее отвечает на вопросы как, стоит ли бизнес-проект финансовых инвестиций, результат доходов, окупаемость затрат и т.д.
Существует пять функций бизнес-плана [4, c.128]:
1. разработка стратегии бизнеса. Эта функция необходима в период создания предприятия, а также при разработке новых направлений деятельности компании;
2. планирование. Данная функция позволяет оценить возможности развития новых направлений деятельности, а также осуществлять контроль внутрифирменных процессов;
3. привлечение денежных средств (ссуды, кредиты). В современных условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить проект. Но для того, чтобы получить кредит у банка, который в свою очередь предпринимает целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, нужно предоставить проработанный бизнес-план;
4. привлечение потенциальных партнеров. Для того, чтобы значительный проект был хорошо профинансирован также нужно предоставить бизнес-план, что позволяет привлечь к реализации проекта потенциальных партнеров, которые готовы вложить собственный капитал или имеющуюся технологию;
5. координация деятельности всех участников процесса. [4, с.67]
Существуют два основных подхода к разработке бизнес-планирования. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов, а так же активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов и риски данного бизнеса. При втором подходе инициаторы бизнес-плана выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекают консалтинговую фирму и экспертов.
В любом случае независимо от способов составления бизнес-плана в процессе его разработки подлежат взаимному учету и увязке интересов и условий заинтересованных сторон:
1. заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитала, интерес которого – реализация проекта и получение дохода;
2. инвестора, интерес которых – возврат вложенных финансовых средств и получение дивидендов;
3. потребителя, использующего продукцию, интерес которых – удовлетворение потребностей в товарах и услугах;
4. органы власти, определяющие потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель работы которых – удовлетворение общественных потребностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: [утв. Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК477 от 21.06.1999)] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт, современная практика: учебное пособие для вузов / рук. авт. коллектива и ред. В. М. Попов [и др.]. - М. : Финансы и статистика, 2018. – 486 с.
3. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2017.
4. Виноградова М.В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: Учебное пособие / М.В. Виноградова, З.И. Панина, А.А. Ларионова, Л.А. Васильева. - 3-e изд., испр. - М.: Дашков и К, 2016. – 280 с.
5. Воловиков Б.П. Стратегическое бизнес-планирование на промышленном предприятии с применением динамических моделей и сценарного анализа: Монография / Б.П. Воловиков - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 226 с.
6. Голов Р.С., Балдин К.В., Передеряев И.И. Инвестиционное проектирование. – М.: Дашков и Ко, 2017, - 368 с.
7. Грачева М., Секерин А. Риск-менеджмент инвестиционного проекта. – М.: Юнити-Дана, 2018, - 544 с.
8. Измайлова, А.С. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие по изучению дисциплины / Измайлова А.С. – Новотроицк.: НФ НИТУ «МИСиС», 2017. – 149 с.
9. Крапчатова И.П. Управление рисками инвестиционных проектов. Комплексный подход. Практические рекомендации. – М.: Ламберт, 2016, - 140 с.
10. Лумпов А.И., Лумпов А.А. Бизнес-планирование инвестиционных проектов. – М.: Флинта, 2017, - 156 с.
11. Сергеева Д. П. Российские и зарубежные методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов // Инновационная наука. 2015. №9 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ rossiyskie-i-zarubezhnye-metodicheskie-rekomendatsii-po-otsenke