Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе развития рыночных отношений, каждая компания стремится занять лидирующую позицию, стараясь наиболее эффективно удовлетворить запросы и завоевать признание потребителей, в результате во многих сферах деятельности происходит ужесточение конкуренции. На сегодняшний день ни один хозяйствующий субъект не сможет успешно функционировать на рынке, не оценив свое конкурентное положение, не укрепив свои конкурентные позиции, не проанализировав конкурентоспособности своей продукции, товаров или услуг.
В современных экономических условиях на выбор и предпочтения потребителей большое внимание оказывают многие факторы: общественное мнение, которое зачастую сформировано средствами массовой информации, buzz-promotion и т.д. Иными словами, происходит формирование и развитие горизонтальных связей между предприятием и структурами рыночного общества, при которых наиболее важным является получение достоверной информации об организации.
В связи с данным аспектом основной задачей, стоящей перед предприятием становится закрепление своей рыночной позиции, успешное выполнение которой зависит от совокупности многих факторов, одним из которых является продвижение компании. На текущий момент в России идет активная поддержка малого предпринимательства, малые предприятия находятся в условиях ограниченности собственных ресурсов и отсутствием возможности равноценно конкурировать с более крупными предприятиями.
В связи с этим, эффективность деятельности малого бизнеса в первую очередь зависит от грамотного позиционирования и продвижения компании на рынке. Предприятия с ограниченными ресурсами нуждаются в грамотной рекламной и PR-деятельности, которая будет способствовать укреплению конкурентоспособности и выступать в качестве стратегического ресурса малобюджетной организации.
Объектом исследования является ООО «Гриф».
Предметом исследования выступают методы и приемы связей с общественностью в продвижении малого бизнеса.
Цель работы: проанализировать связи с общественностью в малом бизнесе.
Данная цель потребовала решения следующих задач:
1. Изучить теоретические материалы, характеризующие основные особенности связей с общественностью и их влияние на продвижение предприятия.
2. Рассмотреть понятие и сущность рекламы и связей с общественностью.
3.Охарактеризовать особенности использования связей с общественностью в малом бизнесе.
4. Проанализировать политику продвижения ООО «Гриф»
5.Разработать рекомендации по совершенствованию политики продвижения ООО «Гриф».
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых в области экономики и маркетинга, работы, посвященные проблемам организации PR деятельности. Различные подходы к анализу политики продвижения предприятия широко освещены в работах: И.В. Алексеевой, Т.Л. Безруковой, В.А. Бондаренко, В.Н. Шепель, М.С. Федоровой.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы продвижение компании малого бизнеса средствами связей с общественностью
1.1 Реклама и связи с общественностью: сущность и содержание
В настоящее время реклама и связи с общественность (PR) являются неотъемлемой составляющей политики продвижения предприятия и современным средством укрепления деловой репутации и имиджа компании. На основе мониторинга общественного мнения, предприятия создают рекламные компании и PR-акции, тем самым взаимодействуя с потенциальными потребителями.
Для эффективного использования рекламы и связей с общественность в политике продвижения компании необходимо четко понимать их сущность и содержание. Самым распространенным средством предприятия, товара или услуги на текущий момент является реклама.
В соответствии с определениями, данными А. Панкрухиным и С. Т. Тодошевой, реклама – это любая форма неличного представления и продвижения идей, фирм, товаров или услуг, открыто исходящего от рекламодателя и оплаченного им с целью увеличения сбыта, расширения клиентуры, получения публичного одобрения [28, с. 64]. Рекламный предмет должен соответствовать стандартам, не противоречить законам государства, рекламное сообщение должно соответствовать культуре и миропониманию объекта рекламы.
Таким образом, реклама создается с целью информирования потребителей о деятельности или товаре предприятия, побуждения к приобретению продукции, стимулирования потребительского спроса и наиболее эффективна для продвижения товаров массового потребления. Реклама классифицируется по нескольким параметрам.
Самое распространенное деление – на товарную и фирменную рекламу. По характеру продукта, жизненного цикла товара и задач рекламу дифференцируют на информативную, увещевательную, напоминающую, подкрепляющую. Существует также классификация рекламы, основанная на используемых мотивах.
Реклама информирует, побуждает совершить покупку, стабилизирует уровень продаж, увеличивает прибыль, устанавливает одностороннюю связь с целевой аудиторией посредством телевидения, прессы, радио, наружной рекламы, рассылки и сети Интернет.
Преимущества и недостатки, а также условия эффективности средств распространения рекламы показаны в Приложении 1. Согласно данным, каждое средство распространения рекламы имеет свое преимущество, а также недостатки. Следует отметить, что самое эффективное средство распространения рекламы учитывает особенности целевой аудитории, охватывает наибольшую ее часть при наибольшей частоте и степени воздействия, не превышая рамок бюджета рекламной кампании.
В отличие от рекламы, связи с общественностью (PR) представляют собой деятельность, которая направлена на установление и поддержку грамотных взаимоотношений и сотрудничества с потенциальными потребителями и партнерами [29, с.40].
Основная цель PR – выявление и формирование общих ценностей компании и целевой аудитории, достижение взаимопонимания на основе достоверной и достаточной информации, формирование и поддержание благоприятного и доверительного отношения аудитории к деятельности и товару компании.
К задачам PR относятся: создание положительной деловой репутации компании, доведение интересов фирмы до общественного мнения, организация сотрудничества со СМИ, представителями власти, общественных, деловых кругов.
Функции PR – информативная, стабилизирующая, побуждающая, коммуникационная. Связи с общественностью формируются вокруг владельца или управляющего компанией, определенной местности, продукта или услуги. PR требуют деликатности, ненавязчивости [17, с. 45]. Рассмотрим основные отличия рекламы и PR в таблице 1.
Таким образом, согласно данным таблицы, можно прийти к выводу, что между рекламой и связями с общественностью имеется некоторое сходство, в создании и передачи сообщений связи с общественностью и реклама используют одинаковые каналы массовой информации, инструменты и носители. Иногда наблюдается сходство применяемых технологий в организации процесса.
Однако, несмотря на то, что реклама и PR взаимодополняют друг друга, они имеют принципиальные отличия в возможностях контроля передачи сообщения и воспринимаемой достоверности информации. Реклама выступает в качестве самостоятельного способа коммуникационной деятельности, у которой есть собственные задачи, отличающиеся от задач, стоящих перед связями с общественностью. Реклама может осуществляться как разовое мероприятие, так и быть частью PR стратегии, выступая при этом одним из средств, способствующих установлению двусторонних общественных связей.
Таким образом, согласно вышеизложенного, можно сделать вывод, что механизм PR в отличие от рекламы более тонок, и ориентирован исключительно на непрерывные отношения с общественностью по самым различным поводам.
1.2. Методы и приемы рекламы и связей с общественностью в продвижении организации
Как было отмечено в п.1.1 настоящей работы, основной целью рекламы выступает стимулирование продаж тех или иных товаров и услуг на текущий момент и в будущей перспективе. В отличие от рекламы, цель PR заключается в установлении гармоничных взаимовыгодных отношений с общественностью. Таким образом, методы и приемы рекламы и PR в продвижении организации будут разниться.
Методы рекламы делятся на:
1. Утвердительные высказывания.
Сущность данного метода заключается в том, что в рекламном сообщении используются утверждения, которые представляются в качестве факта, при этом подразумевается, что используемые высказывания очевидны и не требуют доказательств (например, «Молоко вдвойне вкусней, если это Milky Way). Основная цель данного метода – вызвать доверие к продукту/услуге/компании у потребителя [11, с. 34].
2. Использование слоганов.
Наиболее широко используемый метод в рекламе. Подразумевает использование в рекламном сообщении лозунгов, слоганов, девизов. Основная цель данного метода – создание фразы, которая будет иметь воздействие на подсознание потребителя [11, с. 40].
Следует отметить, что при использовании слогана запоминается не столько продукт, сколько его положительный образ, например, компании «Aquafresh», «Sinergy», «Ice-White» в рекламе делают акцент не на собственном бренде, а используют слоганы «Тройная защита для всей семьи», «Чтобы кожа сияла здоровьем», «Для сохранения белизны зубов». В других случаях предприятия при создании слоганов включают название торговой марки, с целью создания четкой ассоциации слогана с торговой маркой в подсознании потребителя, например: «Чистота – чисто Tide», «Maggi – добавь изюминку». Использование слоганов является достаточно распространенным методом и применяется не только в продвижении продукции и услуг, но и активно используется в политической сфере, например, в предвыборных компаниях.
3. Создание контраста.
Является достаточно известным и востребованным методом рекламы, сущность которого заключается в позиционировании рекламируемого товара, как нечто уникального, непохожего на другие и не имеющего аналогов, обладающего превосходством и уникальностью. Основной акцент при использовании данного метода делается на эмоции, для максимального эффекта используются широкий арсенал методов построения видеоряда рекламных сюжетов, речи и комментариев, а также создаются специальные игровые и сюжетные ситуации [5, с. 38]. Примером использования данного метода является реклама «Coca-cola».
4. Сравнение.
В отличие от метода создания контраста, в котором акцент ставится на преимущество одного товара над другим посредством влияния на эмоции потребителя, в методе сравнения основой выступает сравнение аналогичных товаров и логичное объяснение преимуществ рекламируемого товара над его аналогом [6, с. 115].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга. – М.: ЭСКМО, 2014.- 245 с.
2. Ансофф И. Анализ конкурентоспособности/Книга конкурента. – М.: ИНФРА-М, 2015.- 425 с.
3. Анурин В. Маркетинговые исследования потребительского рынка. - СПб.: АЛЬЯНС, 2015.- 267 с.
4. Бутринов А.Д. Организация рекламной деятельности предприятия. – М.: Альянс, 2014. – 258 с.
5. Бриггс С. Этапы планирования рекламной кампании/ пер. со 2-го англ. изд. – К.: Знания-Пресс, 2015. – 358 с.
6. Варакута С.А. Связи с общественностью. – М.: ЭСКМО, 2015.- 322 с.
7. Вердиян В. Секреты успешного Интернет-маркетинга. – М.: Книжный мир, 2014. – 160 с.
8. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016. – 616 с.
9. Войт В.К. Перспективы развития рекламного рынка. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 215 с.
10. Горшков С.А. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 346 с.
11. Девлетов О.У. История PR-деятельности за последние 150 лет. – М.: Директ-Медиа, 2016 – 348 с.
12. Елкина И. Рекламный бизнес. М.: ЭСКМО, 2014.- 322 с.
13. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник. – М.: КНОРУС, 2016. – 656 с.
14. Завьялов, П. С., Демидов, В. Е. Формула успеха: маркетинг [Текст] / П. С. Завьялов, В. Е. Демодов. - М.: Международные отношения, 2015. - 412с.
15. Зорин И.В. Маркетинг услуг. – М.: Атриум, 2015. – 327 с.
16. Кондакова Ю.В. Основы PR. – М.: ЭСКМО, 2014. – 326 с.
17. Королько В.Г. Основы PR. – М.: Общественность, 2013. – 245 с.
18. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: ИНФРА-М, 2015.- 787 с.
19. Крайнов Г.Н. Технология подготовки и реализации рекламы и PR-деятельности. – М.: Лань, 2015. – 278 с.
20. Маслова Т.Д., Божук С.Г. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2014. – 400 с.
21. Маслова В.М. Сфера PR в маркетинге: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015 г. – 384 с.
22. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация – М.: ИНФРА-М, 2014. – 215 с.
23. Миронов М.Г. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2013.- 288 с.
24. Мокшанцев, Р. Психология рекламы. - М.: Инфра-М, 2015. - 300 с.
25. Морган Н., Причард А. Реклама в бизнесе: Учеб. пособие для студентов вузов/ пер. с англ. под ред. Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 495 с.
26. Музыкант В. Теория и практика современной рекламы. - М.: Евразийский регион, 2011. С.58.
27. Соловьев Б.А. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2014.- 439 с.
28. Тодошева С.Т. Реклама: принципы и практика. – М.: КНОРУС, 2013. – 216 с.
29. Полукаров В.Л. Основы PR-деятельности и рекламы: Учебник. – М.: Дашков и К, 2014. – 240 с.
30. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов – М.: ИНФРА-М, 2011.- 454 с.
31. Рубин Ю.В. Тактические хитрости в конкурентном взаимодействии фирм. –М.: ФЕНИКС, 2016.- 264 с.
32. Чернышева Т.Л. Связи с общественностью. – М.: Литера, 2014. – 140 с.