Фрагмент для ознакомления
2
введение в заблуждение относительно сведений о кандидате (например, умолчание о фактах, могущих повлиять на решение), введение в заблуждение относительно сведений о месте и времени голосования; отказ в выдаче бюллетеня или выдача фальшивого; непредоставление возможности проголосовать вне помещения для голосования; нанесение отметок на бюллетень с целью выяснения, кому он выдан, в нарушение тайны голосования и др. Перечисленные противоправные деяния фактически представляют собой воспрепятствование осуществлению избирательных прав (их можно квалифицировать по ч. 1 и п. «б» ч. 2 ст. 141 УК РФ). Мотивация преступного поведения члена избирательной комиссии может быть и корыстной, и личной, что обусловлено как личностными характеристиками преступника (члена конкретной политической партии), так и объективными проблемами, связанными со статусом члена избирательной комиссии (в частности, уровнем оплаты труда, иными гарантиями). Возможны личностные мотивы, обусловленные, в частности, угрозами физического или психологического насилия члену комиссии, его близким.
2. Нарушения, направленные на воспрепятствование осуществлению пассивного избирательного права: отказ в приеме документов, отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов, отмена регистрации. Как показывают проведенные исследования, именно на стадии регистрации кандидатов часто применяются технологии нейтрализации политического оппонента. Объективным фактором, приводящим к нарушению пассивных избирательных прав, в указанном случае является несовершенство избирательного права в части сроков разрешения жалоб. Немаловажным обстоятельством является и наличие серьезного политического соперника, обладающего административным ресурсом. Наконец, еще один значимый фактор виктимизации - низкий уровень правовой культуры самого кандидата и членов его избирательного штаба. Юридическое сопровождение деятельности, направленное на оформление документооборота (тем более с избирательной комиссией), требует четкого соблюдения закона и расчета времени выполнения императивов избирательного законодательства (скажем, в части так называемого муниципального фильтра). Именно несоблюдение требований, связанных с прохождением муниципального фильтра, стало причиной выбытия из избирательной гонки кандидата от КПРФ на губернаторских выборах во Владимирской области в 2018 году.
3. Фальсификация избирательных документов, итогов голосования. Законодатель отдельно закрепил уголовную ответственность за такие деяния в ст. 142, 142.1 УК РФ ввиду сложившейся правоприменительной практики и особой общественной опасности деяния, выражающегося в способе нарушения избирательных прав граждан, - фальсификации. «Под фальсификацией избирательных документов следует понимать умышленное деяние, совершаемое с целью искажения результатов голосования на выборах и нарушающее подлинное содержание избирательных документов путем: невнесения в избирательные документы сведений, подлежащих включению; внесения в избирательные документы заведомо искаженных сведений; сокрытия либо уничтожения избирательных документов, влекущих изменение подлинных результатов голосования, а равно внесения в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, либо изготовления поддельных избирательных документов».
Преступная мотивация такая же, как в указанных выше группах, однако встречаются случаи личной заинтересованности, связанной со стремлением выполнить свои функции организаторов выборов любым, в том числе незаконным, способом.
Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (ст. 142.2 УК РФ). Введение указанной нормы УК РФ направлено, в частности, на нейтрализацию такой технологии, как «карусель», т.е. технологии подкупа избирателя, вынесшего чистый бюллетень из избирательного участка и опустившего в ящик для голосования другой, уже помеченный бюллетень.
Самым эффективным правовым институтом, способным бороться с последними способами подключения к избирательному процессу административного ресурса, является институт наблюдения за ходом выборов, голосованием, подведением итогов выборов.
Таким образом, политическая инертность избирателя, отсутствие правовой грамотности порой в элементарных вопросах избирательного права, гражданская несознательность в случаях, когда избиратели становятся свидетелями фальсификации, являются основными факторами виктимизации избирательного права.
Сдерживание злоупотребления административным ресурсом в избирательном процессе и альтернативные способы повышения явки (выводы исследования). Как видим, круг противоправных деяний, представляющих собой использование административного ресурса, обширен. Субъектами, их совершающими, являются не только государственные и муниципальные служащие, руководители коммерческих и некоммерческих организаций и их структурных подразделений (в том числе политических партий, организаций, созданных и (или) возглавляемых участниками избирательной кампании), но и члены избирательных комиссий (чей статус до сих пор не определен конституционно). В то же время российское законодательство установило запреты на использование административного ресурса в ходе избирательной кампании для двух категорий лиц (кандидатов и «некандидатов»), перечисленных в п. 1 и 4 ст. 40 Закона N 67-ФЗ.
Исключая возможные способы реализации административного ресурса, законодатель закрепил обширный перечень действий, квалифицируемых как использование преимуществ должностного или служебного положения. Согласно Определению Верховного Суда РФ от 29.08.2003 по делу N 45-Г03-10 перечень, изложенный в п. 5 ст. 40 Закона N 67-ФЗ, является исчерпывающим.
Избирательное право закрепляет конституционно-правовую ответственность кандидата в виде отмены его регистрации. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 31.03.2011 N 5 указал: «Основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, для отказа в проведении референдума, для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов, для отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может служить только неоднократное (не менее двух раз) использование преимуществ должностного или служебного положения...».
Еще одним избирательно-правовым способом нейтрализации неправомерного использования административного ресурса является ограничение применения досрочного голосования, поскольку именно в его ходе фиксировались многочисленные нарушения в отношении влияния на явку (прежде всего военнослужащих, государственных и муниципальных служащих, работников государственных и муниципальных учреждений).
Несмотря на наличие обширных законодательных норм-запретов, эффективность их применения остается на достаточно низком уровне. По мнению судей, процесс вменения лицу использования преимуществ должностного или служебного положения представляется сложным.
К сожалению, приходится констатировать, что действенных механизмов исключения или хотя бы сдерживания использования административного ресурса в ходе избирательных кампаний действующее российское законодательство не имеет, а науке сложно предложить адекватное решение проблемы.
Таким образом, решение вопроса о снижении абсентеистических настроений избирателей, о повышении явки избирателей в связи с повышением уровня доверия к избирательной системе видится нам в предоставлении возможности гражданам легально высказать свое протестное настроение.
Протестное поведение граждан выражается как в активной, так и в пассивной форме. Непосредственное выражение протестного мнения избирателя осуществляется путем предоставления ему возможности реализовать свое право голоса «против всех», а также осуществить право на отзыв выборного должностного лица. В целях урегулирования данного вопроса на законодательном уровне существует ряд нормативных актов, закрепляющих предоставленное право и возможность реализации этого права. Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.01.2002 N 1-П разъяснен ряд положений, касающихся выражения протестного мнения путем протестного голосования.
Альтернативой введению графы «Против всех» на выборах любого уровня и изменению законодательства в отношении института отзыва могла бы стать законотворческая и правоприменительная работа, направленная на снижение негативного эффекта от использования административного ресурса на выборах в целях повышения доверия избирателей к основным политическим силам, удовлетворенности избирательными правилами и процедурами, веры в возможность повлиять на процесс принятия политических решений. Подтверждением такого вывода, в частности, являются результаты проведенного нами анкетирования. Полученные результаты демонстрируют хороший потенциал для повышения явки избирателей посредством повышения доверия к выборам путем строгого соблюдения законности проведения выборов, в том числе применения возможных способов нейтрализации возможностей использования административного ресурса.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список использованных источников
Нормативные и иные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 27.02.2020) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, N 8, ст. 740.
4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. 2010. 30 июля.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
6. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 27.02.2020) «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, N 2, ст. 171.
7. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.02.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
8. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 861 (ред. от 18.11.2019) «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. 2011. 2 ноября.
9. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 (ред. от 20.11.2018) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» // СЗ РФ. 2010. N 38. Ст. 4823.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2013 г. N 8 // Российская газета. 2013. 30 апреля. // СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.2002 N 1-П // Собрание законодательства РФ, 11.02.2002, N 6, ст. 626.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 6, июнь, 2011.
13. Определение Верховного Суда РФ от 29.08.2003 N 45-Г03-10 // СПС «КонсультантПлюс».
Литература:
14. Антонов Я.В. Развитие правового регулирования электронного голосования в России // Управленческое консультирование. 2015. N 5. С. 68.
15. Бирюков С.В., Кисляков М.М. и др. Электоральный абсентеизм в контексте современных социально-политических трансформаций // Вестник Томского государственного университета. 2018. N 43. С. 172.
16. Бузин А.Ю., Любарев А.Е. Преступление без наказания: Административные избирательные технологии федеральных выборов 2007 - 2008 годов. М.: ЦПК «Никколо М»; Центр «Панорама», 2008. С. 176.
17. Вискулова В.В. Голосование «против всех»: исключить нельзя оставить (в свете решений Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 5. С. 28 - 34.
18. Гмырин А.А. Графа «Против всех» // Инновационная наука. 2016. N 2. С. 173 - 177.
19. Дербишайр Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. / Пер. с англ. М.: Рипол Классик, 2004. Т. 1. С. 108.
20. Загайнова Н.Н. Избирательные цензы в зеркале международных стандартов избирательного права // Известия Алтайского государственного университета. 2012. N 2-1. С. 83.
21. Климова Ю.Н. Диспозиции и санкции российских и зарубежных уголовно-правовых норм об ответственности за фальсификацию результатов выборов // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. N 3. С. 550.
22. Климова Ю.Н. Злоупотребление административным ресурсом как фактор, влияющий на участие в голосовании // Современное право. 2019. N 7-8. С. 38.
23. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.
24. Комкова Г.Н. Конституционные принципы избирательного права // Избирательное право и избирательный процесс в России: курс лекций / под ред. В.Т. Кабышева. Саратов: СГЮА, 2013. С. 47.
25. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1998. Т. 3. С. 46.
26. Кравченко О.А. Понятие и основания классификации искажений волеизъявления народа при голосовании // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 9. С. 89.
27. Любарев А.Е., Бузин А.Ю., Кынев А.В. Мертвые души: Методы фальсификации итогов голосования и борьба с ними. М., 2007. С. 10.
28. Матренина К.Ю. Принцип тайного голосования при использовании современных информационных технологий // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. N 3. С. 206.
29. Миронов Р.Г. Соблюдение прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых - правовая основа обеспечения безопасности лиц, содержащихся под стражей // Адвокатская практика. 2014. N 6. С. 38 - 43.
30. Митяева Ю.В. Опыт проведения интернет-голосования на выборах и референдумах в России и за рубежом // Выборы: теория и практика. 2013. N 2 (26). С. 15.
31. Нисневич Ю.А. Электоральная коррупция в России: политико-правовой анализ федеральных избирательных кампаний в 2003 - 2012 годах. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2014. С. 155.
32. Павлушкин А.В., Постников А.Е. Правовой механизм дистанционного электронного голосования (анализ возможной модели) // Журнал российского права. 2009. N 11. С. 8.
33. Парамонов Д.О., Кириченко В.В. Методы фальсификации выборов. М.: Южно-Росс. ин-т информ. технологий, 2003. С. 12.
34. Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. М., 2006. С. 168.
35. Соколов А.А. Проблемы реализации законных интересов осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. N 1. С. 12 - 15.
36. Смирнов А.М. Активное избирательное право для лиц, лишенных свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. N 1. С. 15.
37. Старовойтова Е.И. Принцип всеобщности избирательного права в мировой практике: гарантии и ограничения // Сибирский юридический вестник. 2013. N 4. С. 116.
38. Сухова С. Открытие закончилось // Огонек. 2018. N 22 (5518).
39. Цаплин А.Ю. Перспективы дистанционного электронного голосования в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. 2016. Т. 16. N 3. С. 346.