Фрагмент для ознакомления
2
Подростковый возраст — период интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. В это время резко возрастает ценность для подростка коллектива сверстников, развивается устойчивая потребность в общении с ними.
С 18 – 19-летним возрастом массовое сознание соотносит пору женской любовной зрелости.
К этому возрасту «накапливаются» эмоциональные ресурсы, достаточные для пробуждения любовного чувства. И все же автоматически потенция не может реализоваться – для этого необходимо некое «пусковое устройство».
Loucks S. [56] отмечает, что сегодня восемнадцатилетие – пора личностного становления. Девушка в семнадцать лет, так же как и восемнадцатилетняя, физически и эмоционально сформирована, но основополагающие ценности – экзистенциональнонравственные, характеризующие социальную зрелость, - складываются за пределами этого возраста. Без них принципиально невозможен «запуск» любовного механизма: свобода выбора – интернальная ответственность .
Лютова Е.К., Монина Г.Б. [23] говорит, что юноши и девушки, любящие и ценящие своих родителей, испытывают меньшую потребность подстраиваться под требования сверстников, поэтому, когда им предстоит принимать какое-либо решение, они ориентируются в первую очередь на мнение своих родителей .
Поскольку все юношеские привязанности осознанно или неосознанно связаны с сексуальными влечениями, большое значение приобретают особенности психосексуального развития юношей и девушек.
Многие ученые полагают, что мужчины и женщины развиваются в этом отношении не совсем одинаково: у мальчиков раньше пробуждаются эротические интересы и лишь, затем появляется способность сочетать их глубокой эмоциональной близостью, у девушек наоборот, потребность в интимности, ласке, эмоциональном тепле выражена сильнее и пробуждается раньше, чем чувственно – эротические влечения (39).
Лэндрет Г.Л. [22] говорит, что известно, что у мужчин максимальная половая возбудимость, так называемая юношеская гиперсексуальность, приходится именно на 16 – 19 лет, тогда как у ранее созревающих женщин «пик» наступает много позже. Сочетание повышенной половой чувствительности с незавершенностью общего формирования личности проявляется в своеобразной раздвоенности 37 юношеских психосексуальных ориентаций.
Долгинова О.Б. [13] отмечает, что с одной стороны, юноша мечтает о большой любви, образ которой у него предельно десексуализирован; девушка, к которой он испытывает нежные чувства, не вызывает у него никаких чувственных ассоциаций.
С другой стороны, его эротические фантазии часто проецируются на какой-то реальный или воображаемый образ, который воспринимается исключительно как сексуальный объект, лишенный всяких иных человеческих качеств.
Способность видеть в сексуальном партнере человека – необходимая предпосылка романтической любви .
Мустакас К. [29] отмечает, что жажда любви нередко сочетается со страхом «потерять себя», «подчиниться» и т.д. подобные сложные переживании делают взаимоотношения юношей и девушек психически весьма напряженными. Такое разнообразие оттенков взаимоотношений, наполняющих жизнь человека в юности, в очередной раз подтверждает ошибочность мнения, что, пройдя бунтарский период подростничества, человек попадает в спокойно русло юношества.
Одна из важных физиологических особенностей раннего подросткового периода – быстрая утомляемость. Им физически становится трудно сидеть спокойно целый урок, они начинают «ерзать», отвлекаться, теребить соседа, что сказывается на успеваемости. Куртиян, C.B. [20] отмечает, что от родителей 10-11 летних подростков часто слышу, что ребенка будто подменили, отлично все было в младшей школе, а теперь учителя жалуются на поведение и отсутствие выдержки у школьника.
Это нормальный процесс, который сопровождает рост и физиологические изменения в юном подростке, и скорее всего, это скоро пройдет вместе с повышенной утомляемостью.
Петровский В.А., Полевая М.В. [37] говорят, что монотонная деятельность быстро надоедает, однообразие вызывает скуку, дети быстро отвлекаются от всего понятного, их нужно удивлять. В этом возрасте в приоритете динамичная, более активная деятельность, которая вызывает интерес у ребенка и дает возможность выразить себя, ведь всем хочется быть замеченным, особенным, чтоб хвалили и учителя, и сверстники.
Результаты большинства сравнительно-возрастных исследований подтверждают, что подростковый возраст сопровождается серьезными изменениями именно в структуре Я-концепции. Буяновd М.И. приводит исследования содержания Я-концепции необходимо отметить эксперимент, проведенный У. Ливсли и Д. Броумли в 1973 году. В ходе эксперимента участвовало 320 подростков в возрасте от 7 до 14 лет, которые по инструкции должны были написать сочинения под названием «Я». По полученным результатам экспериментаторы выделили 30 категорий, которые использовались детьми для самоописания. Им удалось выявить закономерность относительно некоторых категорий, менее характерных для описаний подростков старшего возраста [7]
Получились следующие результаты:
Категории, менее используемые детьми по мере взросления:
• Внешность
• Общие сведения и идентичность (половая, расовая и пр.)
• Друзья и приятели
• Семья и родственники
• Вещи, принадлежащие ребенку
Категории, чаще используемые детьми по мере взросления:
• Обобщенные личностные качества
• Устойчивые особенности поведения
• Направленность
• Интересы и увлечения
• Убеждения и ценностные установки
• Отношение к себе
• Отношение к лицам противоположного пола
• Сопоставление себя с другими людьми
• Другие идеи и факты
Дети старшего возраста чаще использовали субъективные описания, подчеркивая свои качества, ценности и установки, т.е. внутренний аспект.
Пузанова Ж.В. [41] указывает, что в описаниях младших подростков были зафиксированы объективные характеристики с указанием физических данных (принадлежность к определенному полу, например). Таким образом, исследователи сделали вывод о том, что по мере взросления увеличивается способность подростков к абстрактному описанию самого себя. Самоописания подростков в подростковом возрасте характеризуются, как правило, субъективностью описаний, преувеличением достоинств или преуменьшением своих недостатков.
Тем не менее, самоописания могут содержать и негативную оценку, это может происходить при отрицательной оценке значимых взрослых или близких друзей.
С возрастом как завышенная, так и заниженная самооценка при благоприятных обстоятельствах становится более стабильной и в целом положительной.
Также с возрастом в самоописаниях подростков уменьшается частота использования категорий, касающихся каких-либо конкретных биографических сведениях, например, данных о внешности, о семье, о половой идентичности. Эти сведения заменяются обобщенными высказываниями о чертах личности, характере, об увлечениях, в которых ребенок уже сориентировался.
Кондратьев М.Ю. [18] отмечает, что основой тенденцией подросткового возраста является смена круга общения – вместо родителей и учителей приоритетные позиции теперь занимают сверстники.
Общение со сверстниками выполняет важную роль эмоционального контакта.
Чувство принадлежности к какой-либо группе, создание условий взаимопомощи среди подростков дают ему возможность ощутить свой статус, свою значимость и место в обществе.
1.3. Локус контроля
Локус контроля (лат. locus – местоположение, франц. contrуle - проверка) – склонность человека приписывать успех или неудачи в его жизни внешним обстоятельствам или своим собственным способностям.
В первом случае говорят об экстернальном (внешнем) локусе, во втором – об интериальном (внутреннем) локусе. Терминологию предложил в 1954 году американский психолог Джулиан Роттер, позже был создан так называемый «опросник Роттера», который позволяет определить локус контроля.
Простой пример локуса контроля – школьник, который получил неудовлетворительную оценку. Экстернал (человек с экстернальным локусом) опишет эту ситуацию как результат стечения обстоятельств, на которые он не мог повлиять. Например, в гости к родителям пришли друзья семьи и постоянно отвлекали его от чтения учебника. Интернал (личность с интериальным локусом контроля) объяснит эту неудачу своей личной несостоятельностью: например, он недостаточно интересуется этим
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аминов, И.И. Психология делового общения: Учебник / И.И. Аминов. - М.: Юнити, 2018. - 270 c.
2. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
3. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
4. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
5. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
6. Бордовская, Н.В. Психология делового общения (для бакалавров) / Н.В. Бордовская; под ред. С.Н. Костромина. - М.: КноРус, 2018. - 439 c.
7. Бордовская, Н.В. Психология делового общения. практикум (для бакалавров) / Н.В. Бордовская и др. - М.: КноРус, 2018. - 384 c.
8. Бороздина, Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
9. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
10. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - М.: Инфра-М, 2017. - 224 c.
11. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - М.: Инфра-М, 2017. - 352 c.
12. Виговская, М.Е. Психология делового общения: Учебное пособие для бакалавров / М.Е. Виговская, А.В. Лисевич. - М.: Дашков и К, 2016. - 140 c.
13. Волков, Б.С. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 335 c.
14. Дмитриева, Л.А. Психология профессионального общения в следственной деятельности: Учебное пособие / Л.А. Дмитриева. - М.: Юнити, 2015. - 191 c.
15. Дмитриева, Л.А. Психология профессионального общения в следственной деятельности: Учебное пособие / Л.А. Дмитриева. - М.: Юнити, 2018. - 208 c.
16. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: Форум, 2018. - 288 c.
17. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: Форум, 2017. - 128 c.
18. Жарова, М.Н. Психология общения: Учебник / М.Н. Жарова. - М.: Academia, 2017. - 100 c.
19. Жарова, М.Н. Психология общения: Учебник / М.Н. Жарова. - М.: Академия, 2018. - 208 c.
20. Земедлина, Е.А. Этика и психология делового общения: Учебное пособие / Е.А. Земедлина. - М.: Риор, 2017. - 512 c.
21. Ильин, Е. Психология делового общения / Е. Ильин. - СПб.: Питер, 2017. - 240 c.
22. Ильин, Е.П. Психология делового общения / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2019. - 127 c.
23. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: Учебное пособие / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. - М.: Юнити, 2015. - 247 c.
24. Коноваленко, М.Ю. Психология общения: Учебник / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 468 c.
25. Коноваленко, М.Ю. Психология общения: Учебник для СПО / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 468 c.
26. Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 440 c.
27. Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 437 c.
28. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: Форум, 2018. - 384 c.
29. Лаундес, Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Л. Лаундес. - М.: Добрая книга, 2016. - 384 c.
30. Макеев, В.А. Психология делового общения. Имидж и нормы этикета / В.А. Макеев. - М.: КД Либроком, 2015. - 272 c.
31. Панфилова, А.П. Психология общения: Учебник / А.П. Панфилова. - М.: Academia, 2016. - 384 c.
32. Рогов, Е.И. Психология общения: тесты / Е.И. Рогов. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
33. Руденко, А.М. Психология делового общения: Учебное пособие для бакалавров / А.М. Руденко. - М.: Дашков и К, 2015. - 264 c.
34. Самыгин, С.И. Психология делового общения. Зачет и экзамен / С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 88 c.
35. Самыгин, С.И. Психология делового общения / С.И. Самыгин. - РнД: Феникс, 2016. - 222 c.
36. Сахарчук, Е.С. Психология делового общения (спо) / Е.С. Сахарчук. - М.: КноРус, 2017. - 100 c.
37. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология общения: Монография / А.Л. Свенцицкий, В.Н. Панфёров, Л.В. Куликов и др. - М.: Инфра-М, 2017. - 64 c.
38. Столяренко, Л.Д. Психология общения: учебник для колледжей / Л.Д. Столяренко. - РнД: Феникс, 2019. - 317 c.
39. Столяренко, Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2015. - 288 c.
40. Столяренко, Л.Д. Психология общения: учебник / Л.Д. Столяренко. - РнД: Феникс, 2015. - 317 c.
41. Чернова, Г.Р. Психология общения: Учебное пособие / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. - СПб.: Питер, 2018. - 248 c.
42. Чеховских, М.И. Психология делового общения: Учебное пособие / М.И. Чеховских. - М.: Инфра-М, 2016. - 432 c.
43. Шарухин, А.П. Психология делового общения / А.П. Шарухин. - М.: Academia, 2017. - 336 c.
44. Шейнов, В.П. Поссорься со мной, если сможешь. Психология бесконфликтного общения / В.П. Шейнов. - СПб.: Питер, 2017. - 320 c.
45. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник / Г.М. Шеламова. - М.: Academia, 2016. - 157 c.
46. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник / Г.М. Шеламова. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
47. Шеламова, Г.М. Психология общения: Учебное пособие / Г.М. Шеламова. - М.: Academia, 2017. - 303 c.
48. Шеламова, Г.М. Психология общения: Учебное пособие / Г.М. Шеламова. - М.: Академия, 2015. - 288 c.