Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования вопросов планирования деятельности в таможенных органах заключается в грамотном и эффективном планировании всех направлений работы таможенных органов с целью повышения внешнеторгового оборота нашей страны, что способствовало бы улучшению международной инвестиционной привлекательности.
Целью настоящей курсовой работы заключается в исследовании вопросов планирования деятельности в системе таможенного планирования.
Достижение поставленной цели заключается в реализации следующих задач:
1. Определение сущности таможенного планирования;
2. Анализ деятельности таможенных органов на основе экономических показателей;
3. Изучение сущности методик планирования применяемых в таможенных органах.
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
1.1 Особенности планирования в таможенном деле
Планирование — это функция управления, при которой в таможенных органах вырабатываются ключевые цели и задачи деятельности[1, с. 12]. Определяются также методология и проектирование дальнейшей деятельности. Вся сущность планирования сводится к реализации следующих управленческих действий[1, с. 12]:
1. Определение целей и задач управления;
2. Поиск и выявление проблемных моментов при реализации планов и перспективных направлений деятельности;
3. Разработка плана реализации поставленных целей и задач;
4. Согласование и утверждение намеченного плана.
Следует иметь ввиду, что планирование деятельности осуществляется на всех уровнях государственного управления: стратегическом; оператив-ном; тактическом [6, c.11-15].
Более того, существует и градация планов по срокам их реализации — долгосроч¬ное планирование (от 5 и более лет), среднесрочное планирование (от 1 года до 5 лет) и оперативное планирование (до одного года). Такой подход требует особой осведомленности в вопросах объективности и адекватности оценки, наличие многолетнего опыта, соответствующих навыков и способности к творческому мышлению. На успешность результатов управленческой деятельности влияют также способность качественно обосновать принимаемые решения[6,c.11-15].
Естественно, разработанный план не обязательно будет выполнен и что руководству в полном объеме удастся реализовать план. Для этого существует еще одна очень важная функция – организация, сущность которой сводится к поиску средств и механизмов, выведении определенных взаимоотношений между исполнителями, поиске и подборе наиболее эффективных инструментов деятельности[6,c.11-15].
Еще одна важная функция – «организация», сущность которой в системе таможенного регулирования сводится к выработке задач, направленных на реализацию намеченных целей и задач; особенности взаимодействия с ключевыми органами; мероприятия по подготовке исполнителей, а также иные меры и мероприятия, направленные на реализацию целей и задач[6,c.11-15].
Под регулированием следует понимать основную функ¬цию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании. Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи. Оно может реализовываться путем поддержа¬ния взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулированием отдельных сотрудников и коллективов[6,c.11-15].
Также в системе таможни используется метод учета, с помощью которого накапливается и систематизируется вся имеющаяся информация об объектах управления, анализируются темпы развития.
А вот для того, чтобы проверить правильность и корректность исполнения планов используется еще одна функция – контроль, с помощью которой отслеживается полный процесс деятельности таможенной системы, сбор, обработка данных, а также актуальная информация о результатах деятельности органов таможни.
Главная задача контрольного процесса заключается в выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие при-чин, их порождающих, а также выделение сильных и слабых сторон дальнейшей деятельности таможенного органа[8.c.14-19].
Контроль ведется в двух направлениях[10, с. 11]:
1. «с одной стороны, контроль работы непосредственных заместителей и иных начальников отделов, находящихся в подчинении»[1],
2. « с другой стороны совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений»[1].
Следовательно, можно сделать вывод о том, что все функции по управлению и планированию деятельности в таможенной системе находятся в сильной взаимосвязи, а также то, что ни одна из функций управления не должна упускаться из виду в процессе планирования в таможенной системе.
1.2 Анализ планирования деятельности таможенных органов
Некоторые руководители недостаточно уделяют внимания планированию деятельности. В результате планы формируются некорректно и неправильно ставятся задачи, не поддерживают инициативы, отсутствуют механизмы совершенствования, а также отсутствие заинтересованности в результатах деятельности некоторых таможенных участков.
К сожалению, в практике управленцев упускается из виду способность блочного планирования и анализа деятельности, что вызывает острую необходимость в проведении ряд дополнительных мероприятий.
При правильном планировании существует возможность своевременно реагировать на ситуацию, принимать дополнительные решения по ходу развития. Важно отметить, что лишь при правильном подходе к планированию деятельности представляется возможным сделать акценты на наиболее уязвимые сферы деятельности таможенного органа.
В этой связи под планированием следует понимать определенную управленческую деятельность, направленную на выработку определенных целей и задач текущего и стратегического планирования, определения сроков реализации намеченных планов, механизмов оценки и анализа качества реализации намеченных планов и задач.
«Организационные планы работы таможенного органа бывают как годовые, так и квартальные планы. Основным документом является план работы таможенного органа на год. К организационным планам относятся также полугодовые планы, квартальные планы основных мероприятий ФТС, планы профессионального обучения[14, c.95-103]».
Разовые планы составляются по мере необходимости. К ним относятся:
1) «планы, которые могут разрабатываться ФТС и таможенными органами региона в исполнении решений федеральных органов представительной и исполнительной власти;
2) комплексные планы, которые предусматривают участие некоторого числа подразделений для решения отдельно взятых задач;
3) «планы по проведению оперативно - поисковых мероприятий и широкомасштабных специальных операций»;
4) планы проведения семинаров, совещаний[11,c.123]».
1.3. Сущность методики планирования
«Исходными документами для планирования деятельности таможенных органов ФТС являются:
- Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
- Закон Российской Федерации "О службе в таможенных органах РФ";
- нормативные и иные документы вышестоящих таможенных органов;
- аналитические материалы, сформированные по методике анализа и оценки деятельности таможенных органов РФ[16,13-15 с]».
При планировании деятельности орган ФТС осуществляется:
• оценка ситуации в регионе;
• оценка запланированных мероприятий: изменения и динамика;
• поиск основных направлений будущей деятельности;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипов А.Ю., Черковец О.В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов – Ростов –на-Дону: «Феникс», 2007. -518с.
2. Бакаева О. Ю., Матвиенко Т.В. Таможенное право России. – М.: Юрист, 2006 – 427 с.
3. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. Перераб. и дополн. изд.-М.: АОЗТ «Интерэксперт», «ИНФРА-М», 2006. – 344с.
4. Буров А.С. Эффективность внешней торговли России: методология расчетов. - .: Финансы и статистика, 2006.- 278с.
5. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление.-М.:Наука, 2008.- 231с.
6. Диденко Н.И. Таможенное дело РФ: Учеб. Пособие.2-е изд.- СПб.: Питер, 2004. – 347с.
7. Додонкин Ю.В. Таможенная экспертиза товаров. – М: Академия, 2007 – 272 с.
8. Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003, № 164 – ФЗ.
9. Заманитова П.Я. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дело, 2007. – 745с.
10. Иванова М.Б. Таможенное дело. – М.:РИОР,2004. – 374с.
11. Игнатова Т.В. Управление внешнеэкономической деятельностью. - Ростов-на-Дону:Кронус, 2007.- 264с.
12. Крюков И.А. Особенности государственного регулирования ВЭД. – М.: Инфра-М, 2007.- 254с
13. Матвеева О.П. Организация и технология внешнеторговых операций: Учебное пособие. – М.:Инфра, 2005.- 314с.
14. Миляков Н.В. Таможенная пошлина– М.: Финансы и статистика – 2007 – 205с.
15. Молчанова О.В. Коган М.В. Таможенное дело– Ростов на Дону: Феникс, 2007 –318с.
16. Муромов С.А. Таможенное дело. – М: Инфра, 2007. – 267с.
17. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: Учеб. Пособие. – М.: Дело, 2006. – 333с.
18. Погожин П.И. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 518с.
19. Приказ ФТС России от 23 мая 2002 №512 «Об утверждении положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» // Российская газета, 2003, 23 декабря, № 257.
20. Таможенный кодекс РФ. – М: Инфра –М, 2008 – 288 с.
21. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. – М.: Бератор Пресс, 2006. – 218 с.
22. Тимошенко И.В. Таможенные режимы. – М.: Бератор Пресс, 2008 – 304 с.
23. Фролова Н.В. Таможенное дело. – М.: Пегас, 2007. – 371с.
24. Халипов С.В. Таможенное право.– М.:Инфра, 2007 – 344 с.
25. Шевелев М.Ю. Таможенное дело.– М.:Дело, 2006. – 118 с.