Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике. По данным отчета Всемирного совета по туризму и путешествиям, совокупный вклад туризма в мировой валовой внутренний продукт оценивается на уровне 10,4 %. Туризм остается одной из крупнейших статей международной торговли в несырьевом секторе. В Российской Федерации динамика развития отрасли в последние годы характеризуется ростом большинства показателей. Например, по данным Федеральной службы государственной статистики, номерной фонд и вместимость коллективных средств размещения по сравнению с 2011 годом выросли почти в 1,7 раза. Туристский сектор России сохраняет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики.
Туризм – это многоплановая явление, которое решает в обществе задачи экономического, социального и культурного развития.
За годы экономических реформ система социального туризма, в том числе и детско-юношеского подверглась разрушительному удару. На государственном уровне резко сократилось финансирование детских путешествий всех видов – экскурсионно-туристских, спортивных, оздоровительных и т.д. Закрывались и перепрофилировались учреждения дополнительного образования – Станции юных туристов, Центры детско-юношеского туризма, кружки и секции юных краеведов, юных натуралистов, юных экологов и т.д. Резко подорожали экипировка и снаряжение для спортивно-туристских походов. Практически прекратилось издание методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных маршрутов.
Тем не менее, специалисты считают, что в перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в России. «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации 20 сентября 2019 года, четко определила - «с учетом высокой социальной значимости, существенного влияния на развитие российского общества необходима выработка специальных мер по поддержке детского туризма» .
Задачи прогнозируемых мероприятий по развитию детского туризма:
- разработка и внедрение классификации видов детского туризма;
- систематизация нормативно-правового законодательства в сфере туризма;
- снятие излишних ограничений на транспортное обслуживание, организацию проживания и питания детских групп;
- выстраивание взаимодействия между туроператорами, образовательными учреждениями и детьми, что позволит расширить возможности по использованию существующей инфраструктуры для детского туризма;
- развитие и совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для детского туризма, специалистов по работе с детьми в музеях и парках и других организациях отдыха детей и подростков;
- интеграция детского туризма в учебные виды деятельности;
- использование туристских программ во внеурочных занятиях;
- разработка экскурсионных программ на базе музеев, которые будут интегрированы с образовательными программами и т.д.
В Псковской области детский туризм – одно из наиболее популярных туристских направлений. На сегодняшний день туристский рынок региона имеет огромное количество специализированных предложений как для семей с детьми, так и для организованных школьных групп. Одним из популярных направлений детского отдыха является экскурсионно-образовательный туризм. Данный вид детского туризма позволяет совместить отдых ребенка с получением новых знаний и умений.
Цель данной работы – изучить и проанализировать особенности технологии формирования и продажи школьных туров на примере туроператоров г. Пскова.
Объект исследования – туроператор «Славянский тур», туроператор «Континент».
Предмет исследования – технология разработки и формирования турпродуктов для школьников на примере туроператоров г. Пскова.
Задачи курсовой работы:
1) исследовать специфику «школьного туризма», виды, направления деятельности, формы и методы организации;
2) изучить особенности, принципы и выявить проблемы организации школьных туров;
3) классифицировать данный вид туризма по различным критериям (специфика, форма организации и т.д.);
4) актуализировать нормативно-правовое обеспечение организации детско-юношеского туризма;
5) проанализировать особенности формирования и продвижения данного вида туров в Российской Федерации в целом и в регионе в частности,
6) разработать предложения по совершенствованию системы разработки нового туристического продукта сегмента «школьный туризм».
Для достижения поставленной цели и решения задач исследования, были использованы следующие методы:
- теоретические методы: анализ методической литературы о детском туризме, анализ статистических данных, размещенных в сети интернет, анализ актуальных нормативно-правовых актов, методы конкретизации, обобщения, анализа, сравнения;
- эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость работы предполагает использование соответствующих выводов по проведенному анализу формирования и продвижения детского туризма и применение в различных научно-исследовательских работах по изучению проблемы и специфики развития туризма для детей и молодежи в Российской Федерации.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования туристического продукта – школьный туризм на рынке услуг Псковского региона.
С целью практического выполнения поставленных задач по данной теме, необходимо первую очередь необходимо изучить и исследовать туристский продукт в целом.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРПРОДУКТА
1.1 Понятие турпродукта, его особенности
Туристский продукт — комплекс услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его туристского путешествия. Турпродукт является уникальным товаром, продвигается на рынок как единое целое. При этом турпродукт занимает четкое место в уже сложившейся системе продаж.
Туристический продукт состоит из трех элементов:
- тур (программа, маршрут);
- дополнительные туристско-экскурсионные услуги (анимация, прокат снаряжения);
- сувениры.
К дополнительным компонентам турпродукта относят:
- размещение;
- питание;
- транспорт;
- досуг.
В туристический досуг входят дополнительные и основные услуги:
- к основным относят услуги, которые приобретаются туристом по месту проживания и входят в туристический пакет. Они образуют базовую стоимость.
- дополнительные услуги в ваучере или путевке не предусмотрены, в основную стоимость не входят, доводятся до потребления в режиме свободного выбора.
Турпродукты можно разделить на индивидуальные, когда для конкретного клиента создается специальная программа, учитывающая его интересы и потребности, и массовые, когда один и тот же определенный набор услуг продают определённому количеству людей. Чаще всего массовым турпродуктом является тур-пакет, который может быть расширен, необходимыми для туриста товарами и услугами, в том числе, непосредственно, на месте их реализации.
Кроме того, турпродукты классифицируются по стоимости, сезонности, виду туризма, к которому они принадлежат (санаторно-курортный, культурно-познавательный, рекреационный, экологический, спортивный), по транспорту (автобусный, автомобильный), по массовости, по временной продолжительности.
1.2 Современны технологии продвижения турпродукта
Рассмотрим технологии продвижения турпродукта на макро, мезо и микроуровне.
Рассмотрим мероприятия, способствующие продвижению турподукта на макроуровне:
1. Необходимо модернизировать законодательную базу с целью развития внутреннего туризма: признать размещение туристов на фермерских хозяйствах законным видом деятельности, разрешить строительство минимально необходимой инфраструктуры для организации мест отдыха на территориях природных парков после проведения экологической экспертизы проектов;
2. Отменить НДС на все внутренние авиарейсы без ограничения срока действия. Сейчас на внутренних рейсах действует ставка в 10% (за исключением маршрутов в Калининград, Симферополь и на дальний Восток – по этим направлениям НДС отменён до 2025 года). Но льготный НДС действует только до конца 2020 года. Отмена НДС приведёт к недополучению бюджетом до 60 млрд. рублей, зато позволит увеличить пассажиропоток более, чем на 250 млн. человек в течение последующих 12 лет.
3. Разработать и принять федеральную программу развития малой авиации. Количество малых посадочных площадок в России на данный момент в 20 раз меньше, чем было в 1985 году, а малая авиация развивается кустарно без единой программы. Авиационная промышленность находится в ведении госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы», которая делает упор на развитие отечественных магистральных лайнеров, а аэропорты и аэродромы находятся в ведении регионов без должного финансирования. Малая авиация должна развиваться комплексно и согласованно с привлечением средств федерального бюджета.
4. Принять «виртуальные» ОЭЗ в сфере туризма. Территориальный принцип организации ОЭЗ оказался неэффективным. ОЭЗ должна быть там, где предприниматели видят стабильный спрос и готовы инвестировать средства. Поэтому применение правил работы ОЭЗ должно применяться к предприятиям отрасли, не зависимо от их местоположения.
5. Усилить мониторинг за исполнением инвестконтрактов резидентов ОЭЗ. Большинство ОЭЗ туристско-рекреационного типа на данный момент имеют резидентов, которые не ведут профильной деятельности и не выполняют инвестконтракты.
6. Упростить получение виз и распространить механизм электронных виз на иностранных туристов, прибывающих в аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга.
7. Расширить список приоритетных направлений развития туризма в будущей федеральной целевой программе по развития внутреннего и въездного туризма. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)» предусматривала 5 приоритетных видов туризма: активный отдых, оздоровительный, круизный, экологический и культурно-познавательный. Но при этом в многонациональной России есть потенциал для гастрономического и сельского туризма, которые на данный момент остаются без должного внимания.
Данные меры позволят эффективнее реализовать туристический потенциал России, поддержать въездной поток иностранных туристов на
Фрагмент для ознакомления
3
1) https://pskovcontinent.ru
2) https://www.slavtour.ru
3) Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие/А.Ю. Александрова – М.: Аспект Пресс, 2011-257с.
4) Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учебное пособие/И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2003-452с.
5) География туризма. Центральная Европа: учебник для среднего профессионального образования / под научной редакцией Ю. Л. Кужеля. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 513 с.
6) Гостиничный и туристический бизнес. / Под ред. Чудновского А. Д. – М: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 2012.-247с.
7) Джанджугазова, Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 208 с.
8) Дурович А.П., Компанев А.С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие/А.П. Дурович, А.С. Компаев. - Минск: Новое знание, 2014-347с.
9) Ильина Е. Н. Туропрейтинг: организация деятельности/Е.Н.Ильина. – М: Финансы и статистика, 2011-489с.
10) Золотовский, В. А. Правовое регулирование в сфере туризма: учебное пособие для вузов / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 247 с.
11) Квартальнов В.А. Туризм: Учебник/В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003-547с.
12) Комарова, Л. К. Основы выставочной деятельности: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. К. Комарова; отв. ред. В. П. Нехорошков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 194 с.
13) Кужель, Ю. Л. География туризма. Центральная и Южная Европа (Венгрия, Хорватия, Словения, Албания): учебник для среднего профессионального образования / А. А. Крючков, А. Г. Граве ; под редакцией Ю. Л. Кужеля. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 400 с.
14) Морозова Е. Я., Тихонова Э. Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы: Учебн. пособие/Е.Я. Морозов. – СПб: Издательство Михайлова В. А., 2012. – 318 с.
15) Никитина, О. А. История курортного дела и спа-индустрии: учебное пособие для академического бакалавриата / О. А. Никитина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 139 с.
16) Образовательный туризм в России : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. С. Путрик [и др.] ; под ред. С. Ю. Житенёва. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 198 с.
17) Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. Л. Писаревского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 384 с.
18) Севастьянов, Д. В. Страноведение и международный туризм: учебник для вузов / Д. В. Севастьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 327 с.
19) Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник/В.С. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2010. -345с.
20) Скобкин, С. С. Менеджмент в туризме: учебник и практикум для вузов / С. С. Скобкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 366 с.
21) Сухов Р.И. Организация работы туристического агентства: Учебное пособие/Р.И. Сухов. – М.: ИКЦ “Март”, 2005-247с.
22) Сущинская, М. Д. Культурный туризм: учебное пособие для вузов / М. Д. Сущинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 157 с.
23) Тимохина Т. Л. Организация приема и обслуживания туристов/Т.Л. Тимохина. – М: Книгодел, 2004-357с.
24) Феденева, И. Н. Организация туристской индустрии: учебное пособие для СПО / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова; отв. ред. В. П. Нехорошков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 205 с.