Фрагмент для ознакомления
2
Если говорить конкретно, то одаряемый, как полноценный и полноправный собственник вещи, действуя своей волей и в своих интересах, в любой момент может совершить с принадлежащей ему вещью такие гражданско-правовые сделки, как купля-продажа, мена, дарение (последующее дарение), рента, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал юридического лица. В результате совершения подобных сделок произойдет переход права собственности на вещь с одаряемого на новое лицо. И естественно, что для совершения обозначенных сделок одаряемому не нужно будет получать какого-либо специального согласия или одобрения со стороны дарителя.
Если даритель узнает, что одаряемый совершил сделку по переносу права собственности на вещь к новому лицу, у дарителя не будет правовых возможностей по оспариванию совершенной сделки либо по виндикации вещи в первоначальное правообладание одаряемого. Не появится такое право у дарителя и после смерти одаряемого. Противоположное решение этого вопроса может нанести крайне тяжелый удар по стабильности гражданского оборота.
Также нужно отметить то важное обстоятельство, что одаряемый, будучи собственником вещи, может совершать не только сделки по передаче (переносу) права собственности. Например, вещь может быть передана в аренду во временное владение и (или) пользование арендатора. Если речь идет о жилом помещении, то такое помещение может быть передано его собственником по договору коммерческого найма для проживания нанимателя и членов его семьи. Как же будет осуществляться отмена дарения в этих случаях?
В первую очередь необходимо отметить, что у дарителя сохранится право на отмену дарения. Если одаряемый умрет раньше дарителя, вещь сохранится в натуре (в собственности) одаряемого, так как передача вещи во временное владение и пользование в рамках договора аренды (коммерческого найма), естественно, не повлечет перехода права собственности к другому лицу; собственником такой вещи по-прежнему будет оставаться одаряемый. Даритель в этой ситуации на полном юридическом основании сможет поставить вопрос об отмене дарения. Но что произойдет с договором аренды (коммерческого найма) в этой случае? Применительно к договору аренды прямой ответ на этот вопрос содержится в ст. 617 ГК РФ, которая устанавливает, что переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. В отношении договора коммерческого найма жилого помещения аналогичные гражданско-правовые предписания содержатся в ст. 675 ГК РФ.
Таким образом, если даритель и одаряемый заключили договор дарения вещи с условием о праве дарителя на отмену дарения в случае пережития одаряемого, а одаряемый, как собственник вещи, сдал при жизни принадлежащее ему имущество в аренду или в коммерческий наем, разрешение описанной юридической коллизии будет выглядеть следующим образом. У дарителя сохранится право на отмену дарения, так как вещь к моменту смерти одаряемого будет принадлежать последнему на праве собственности. Однако ни договор аренды, ни договор коммерческого найма не прекратят своего юридического существования. Все права и обязанности, вытекающие из таких договоров, в полной мере перейдут к дарителю. Даритель, вновь ставший собственником принадлежащей ему когда-то вещи, автоматически станет и арендодателем (наймодателем). И у такого дарителя-собственника не будет правовых оснований по одностороннему расторжению или изменению раннее заключенного договора. Даритель не сможет поставить вопрос о произвольном выселении арендатора (коммерческого нанимателя) ранее истечения срока действия договора аренды (найма). Не сможет даритель односторонним образом и увеличить размер арендной (наемной) платы. Любые последующие изменения договора либо его полное расторжение должны осуществляться исключительно по соглашению сторон. И у дарителя не будет юридических возможностей просто так «стряхнуть» с себя правоотношение по владению и пользованию вещью, установленное в результате волевых действий умершего одаряемого.
2.2. Соотношение договора дарения с другими сделками
Похожее положение вещей (с описанным в предыдущем параграфе) будет наблюдаться и в сфере залоговых правоотношений. Одаряемый при жизни может заложить принадлежащую (подаренную) ему вещь в обеспечение исполнения как своего, так и чужого обязательства. В случае отмены дарения после смерти одаряемого даритель не сможет поставить вопрос о прекращении договора залога. Юридическое обоснование именно такого подхода закреплено в ст. 353 ГК РФ. Указанная норма устанавливает, что в случае перехода прав на заложенное имущество от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества либо в порядке универсального правопреемства залог сохраняется, а правопреемник залогодателя приобретает права и несет обязанности залогодателя, за исключением прав и обязанностей, которые в силу закона или существа отношений между сторонами связаны с первоначальным залогодателем.
Не «уничтожит» залог и подп. 2 п. 1 ст. 352 ГК РФ, так как указанная норма гласит, что залог прекращается, если заложенное имущество возмездно приобретено лицом, которое не знало и не должно было знать, что это имущество является предметом залога. Вполне очевидно, что отмена дарения, произведенная по воле дарителя, является для него безвозмездным способом приобретения права собственности на вещь.
Один из самых сложных вопросов связан с соотношением договора дарения, предусматривающего право дарителя отменить произведенное дарение в случае смерти одаряемого, с завещанием, которое может составить одаряемый в любой момент. Итак, одаряемый стал собственником подаренной вещи в силу договора дарения, предусматривающего право дарителя на отмену дарения. Одаряемый, будучи собственником вещи, вполне свободно может завещать эту вещь в пользу совершенно любого лица на случай собственной смерти. Но тогда невольно возникает вопрос: какому из этих двух юридических документов (договору дарения или завещанию) необходимо отдавать предпочтение?
На наш взгляд, разрешение этого вопроса должно выглядеть следующим образом. В случае гражданско-правового «столкновения» договора дарения и завещания одаряемого приоритет должен быть отдан договору дарения. Объяснение именно такого положения вещей видится в следующем. Договор дарения является двусторонней сделкой, для совершения которой необходимо взаимное волеизъявление как дарителя, так и одаряемого. Если даритель в тексте совершенного договора дарения выговорил себе право отменить дарение в случае смерти одаряемого, одаряемый, согласившись на такое условие, станет связанным этим условием. И это условие не может быть аннулировано либо как-то изменено одаряемым в одностороннем порядке, так как любое изменение или расторжение договора, по общему правилу, должно производиться только по взаимному соглашению сторон. Завещание же является классическим примером односторонней сделки. Для совершения завещания завещателю не нужно получать чьего-либо согласия, одобрения либо разрешения. И завещание, будучи односторонней сделкой, не может изменить или отменить двусторонний договор дарения без согласия на то дарителя. Такое поведение одаряемого может быть квалифицировано как недобросовестное поведение, несовместимое с одним из центральных принципов гражданского законодательства - принципом добросовестности участников гражданского оборота.
Поэтому, если подаренная одаряемому вещь в последующем станет предметом его завещания, у дарителя все равно сохранится право на отмену дарения. Такая вещь к моменту смерти одаряемого будет находиться в натуре в его правообладании (он будет оставаться ее собственником). Совершенное одаряемым завещание не повлияет на гражданско-правовое положение дарителя. Завещание в части распоряжения подаренной вещью в пользу постороннего лица (наследника) будет признано недействительным.
Более того, может сложиться так, что наследником по завещанию подаренной когда-то вещи окажется сам даритель, т.е. одаряемый составит завещание в пользу своего дарителя. В этом случае у дарителя появится право выбора: либо требовать отмены дарения, либо стать собственником вещи в качестве наследника по завещанию. В обоих случаях конечная правовая цель будет одинаковой - даритель вернет себе право собственности на вещь, которая когда-то была подарена одаряемому. Однако с практической точки зрения между этими двумя правовыми формами будет существовать принципиальное различие.
В соответствии с п. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники отвечают по долгам умершего наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Поэтому, если даритель решит стать собственником вещи именно как наследник по завещанию, указанная вещь войдет в состав наследственной массы умершего одаряемого. И на такую вещь кредиторы умершего смогут обратить взыскание; даритель будет нести ответственность по обязательствам умершего одаряемого в пределах стоимости перешедшей к нему вещи. Если же даритель решит отменить дарение, такая вещь в состав наследственной массы умершего не войдет, а для кредиторов умершего одаряемого указанная вещь будет «закрыта» для обращения взыскания на нее.
Теперь о некоторых технических аспектах, связанных с отменой дарения. П. 4 ст. 578 ГК РФ устанавливает, что договор дарения может предусматривать отмену произведенного дарения на случай, если даритель
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
3. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
4. Гражданский кодекс РСФСР. Утв. ВС РСФСР 11.06.1964. Свод законов РСФСР, т. 2, с. 7. Утратил силу.
5. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге» // Вестник ВАС РФ, N 4, апрель, 2011.
6. Определение Верховного Суда Российской Федерации N 4-КГ16-3 (утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017) // Обзор судебной практики Верховного Суда РФ. 2017. N 1.
7. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2014 по делу N 4-КГ13-40 // СПС «КонсультантПлюс».
8. Определение ВАС РФ от 29 января 2007 г. N 455/07 по делу N А04-1948/05-4/85. СПС «КонсультантПлюс».
9. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 04.09.2014 N 33-12530/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 марта 2015 г. по делу N 33-2632/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Определение Свердловского областного суда от 08.11.2011 N 33-15921/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Определение Свердловского областного суда от 21.06.2011 N 33-8597/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 03.03.2014 N 33-1980/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Апелляционное определение Московского городского суда от 20.06.2013 N 11-19226 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.08.2014 N 33-29854 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Апелляционные определения Ульяновского областного суда от 08.04.2014 N 33-1127/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Определение Приморского краевого суда от 27.04.2011 N 33-3988 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Решение Ленинского районного суда г. Красноярска N 2-2558/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств». Вестник ВАС РФ, N 4, 2006.
20. Бердегулова Л.А. Соотношение сделок дарения и завещания: проблемы правопреемства // Наследственное право. 2019. N 1. С. 3 - 6.
21. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. 3-е изд., стереотипное. М.: Статут, 2011. Кн. 1. С. 154.
22. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 2.
23. Денисов С.А. Некоторые общие вопросы о порядке заключения договора // Актуальные проблемы гражданского права. – М., 2016. – С. 229.
24. Зуйкова Н.В. Договор дарения с участием юридических лиц // СПС КонсультантПлюс. 2020.
25. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М.: ИНФРА-М, 2006.
26. Мирoнoвa С.Н. Грaждaнскoe прaвo. М.: Вoлтeрс Клувeр, 2010. С. 248.
27. Мыскин А.В. Отмена дарения и вопросы наследственного права // Нотариус. 2018. N 4. С. 39.
28. Пристанскова Н.И. Дарение доли жилого помещения: проблемы правового регулирования // Ленинградский юридический журнал. 2018. N 2. С. 125 - 130.
29. Симич И. Оспаривание дарения недвижимости: подводные камни безвозмездных сделок, или «Благими намерениями...» // Жилищное право. 2019. N 8. С. 15
30. Слесарев С.А. Признание договора дарения недействительным // СПС КонсультантПлюс. 2020.