Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время можно наблюдать распространение предпринимательства на рынке образовательных услуг. Инновационные формы развития и деятельности используются системой образования, что вносит в образовательный процесс новые знания и компетенции, а также способствует совершенствованию самой организации, развивая методические подходы образования. Кроме того, формируются направления различных образовательных услуг.
Образовательное предпринимательство – это процесс, который формирует создание нового товара – знаний, применения новых возможностей активизации преподавательского состава. В настоящее время предпринимательство в сфере образования реализуется в самых разнообразных формах: создание образовательных центров и студий, репетиторство, онлайн-школы и многое другое. Следует отметить, что реализация собственного стартапа в сфере образования является актуальным, поскольку, как правило, серьёзных первоначальных вложений не требует.
Цель работы: определить возможности реализации собственного стартапа в сфере образования на примере создания онлайн-платформы по изучению иностранных языков.
Задачи:
1. Провести обзор текущего состояния рынка и основных методик обучения иностранным языкам в России
2. Провести анализ глобальных трендов изучения иностранных языков.
3. Определить особенности разработки стартапа в сфере образования на примере создании онлайн-платформы по изучению иностранных языков.
4. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект исследования – предпринимательство в сфере образования
Предмет исследования – реализация собственного стартапа в сфере образовательных услуг.
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-ресурсов, анализ предпринимательской деятельности.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации собственного стартапа в сфере образования (на примере онлайн-платформы изучения иностранного языка)
1.1. Текущее состояние рынка и основные методики обучения иностранным языкам в России
Рынок коммерческих услуг по изучению иностранных языков начал формироваться в России одним из первых. Ведь ещё в советское время, несмотря на то что для государства характерной была плановая экономика и частного предпринимательства не существовало, работали курсы платного изучения иностранных языков при различных организациях. Большинство из них были «прикреплены» к государственным учреждениям или университетам. Например, хорошо известны курсы дипломатического корпуса Министерства иностранных дел, Высшие курсы иностранных языков при Министерстве торговли, курсы Мосгороно, общественные курсы № 10 (Старый Арбат), № 2 (рядом с Киевским вокзалом), которые были включены в городскую систему образования. Стандартный курс обучения включал в себя 4 семестра по 4,5 месяца, а совершенствование языка было дополнительным курсом [17].
С 90-х годов прошлого века «советские» институты с многолетней историей стали активно вытеснять коммерческие школы и курсы новых форматов, предлагающие современные, хорошо зарекомендовавшие себя на Западе, или оригинальные авторские методики преподавания языков. Однако накопленный опыт, сильные преподавательские кадры и проверенные методы преподавания также позволили всем старым школам остаться актуальными.
В современных условиях развития российского общества рынок иностранных языков значительно изменился. Сейчас существует множество форм изучения иностранных языков. На основе проведённого анализа источников нами была разработана следующая классификация коммерческих предложений по изучению иностранных языков:
1. По содержанию образования: курсы в помощь школьнику и студенту, бизнес-курсы, курсы для туристов, курсы для различных специалистов (менеджеров, педагогов, медицинских сотрудников, переводчиков, научных профессионалов и т.п), курсы разговорного английского языка.
2. По времени: экспресс-курсы, интенсивные курсы, курсы с целью глубокого изучения языка.
3. По видам и количеству изучаемых языков:
– изучение одного языка
- изучение двух иностранных языков
- изучение трёх и более иностранных языков
4. По форме обучения: очные и дистанционные [22]
5. По характеру реализуемых программ: с использованием авторских программ и методик, основанные на традиционных методах.
6. По возрастным характеристикам: образовательные услуги для дошкольников, для детей младшего школьного возраста, для подростков, для старшеклассников и абитуриентов, для студентов, для взрослых, для людей пожилого возраста.
7. По масштабности: услуги репетитора, образовательные микропредприятия, сетевые курсы и т.п.
Далее рассмотрим наиболее популярные формы обучения, используемые коммерческими компаниями. Так называемый клубный формат хорошо зарекомендовал себя среди местных школ и курсов в России. Обучение в клубах не является основной задачей студентов, основное внимание уделяется живому общению на самые разные темы. В то время как школы-клубы, скорее, единичные явления.
Клубная система имеет много преимуществ. Во-первых, можно продавать встречи на ближайшие полгода, обеспечив оплату и гарантировав посещаемость. Во-вторых, можно предлагать участникам множество дополнительных услуг, что позволит значительно увеличить доход. Например, можно создать видеотеку, организовать мероприятия за рубежом и так далее [2].
Образовательная деятельность в клубном формате получила активное распространение в крупных российских городах. Москва располагает большим количеством клубов по изучению иностранных языков: Московский английский разговорный клуб, новый английский коммуникационный клуб, английский разговорный клуб Edelways.com, Московский международный коммуникационный клуб, московский клуб свободных спикеров и т.п.
В Санкт-Петербурге таких заведений стало меньше: English communication club, Orange, Orange Orange Language Centre, Hub Hubble-Bubble [4].
Тенденция к клубным форматам заметна и в различных российских регионах.
Городские сети также являются популярной формой изучения иностранного языка. В начале 90-х годов городские сети, работающие под одним брендом, начали активно развиваться в крупных городах с миллионным населением. Ещё в 1992 году в Челябинске был открыт английский клуб, который до сих пор успешно работает в городе как городская сеть курсов иностранных языков. В Челябинске и Челябинской области работают более 20 клубов, такие как: «TheEnglishClub», «Go!English», «OKEY» и другие.
Курсы лингвистов вошли в расширение отечественного коммерческого образования ещё в 1993 году и к настоящему времени охватили всю территорию Москвы густой сетью филиалов. Центр английского языка, основанный в столице в 1994 году, и сейчас имеет более двух десятков филиалов в столице.
Гораздо более редким явлением в Российской Федерации являются межрегиональные отечественные проекты, передающие свой опыт обучения из региона в регион. Кроме того, им часто приходится конкурировать с мощными международными сетями, которые, помимо опыта и хорошо развитой методологической базы, могут противопоставить своим российским коллегам стабильные инвестиции, мощную рекламную поддержку и лоббирование интересов сети среди своих коллег-компаний [20].
К числу «старейших» межрегиональных сетей относятся школы Шехтера, которые в настоящее время насчитывают более 90 школ, работающих по одному и тому же методу. Однако следует отметить, что эти учреждения не являются филиалами или представительствами даже одной и той же школы. Учитывая форму организации учебного процесса и экономическое взаимодействие между региональными школами, их скорее можно отнести к франчайзи.
Курсы мосиняза при Московском институте иностранных языков в Москве начали работать в 1991 году, и довольно скоро открыли свои филиалы на базе родственных вузов во многих регионах. До сих пор эти курсы популярны среди студентов.
Особое внимание следует уделить молодому и очень динамично развивающемуся межрегиональному проекту YES. Первая школа под таким названием начала работать в 2002 году в Екатеринбурге. Затем были открыты филиалы школы в Челябинске и Москве. На конец 2008 года общее количество филиалов в этих городах, а также В Тюмени, Уфе, Новосибирске, Перми, Казани и Набережных Челнах составляло 31. И сеть на этом останавливаться не собирается, она планирует расширить зону своего покрытия в регионах.
Впервые сеть международных школ с большим опытом обучения студентов по всему миру появилась в России в начале и середине 90-х гг. В настоящее время они занимают значительную долю российского рынка коммерческого обучения иностранным языкам [13].
VKS-international house вышелнанашрынокв 1990 году, 4 годаспустя, в 1994 году, Language Language Link, English English First в 1995 году.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаев А.Л., Алексунин В.А., Гуриева М.Т. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебники и учеб. пособ.д/ высшей школы, Дашков и К, 2019. С 432.
2. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник для экономических специальностей/М.И. Баканов, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет; под ред. М.И. Баканова.–М.: Финансы и статистика, 2007.–534с.:ил.
3. Байкова, А.С. Изучение тематической лексики английского языка на базе онлайн-платформы Lingualeo» // Образование в цифровую эпоху. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. 2019. С. 17-19.
4. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для вузов по экономическим и управленческим специальностям/ Т.Б.Бердникова.–М.:ИНФРА–М, 2007.–212с. (Серия «Высшее образование»).
5. Бердышев С.Н. Информационный маркетинг: Практическое пособие,- 2-е изд.- М.: Дашков и К, 2017. — 216 с.
6. Березин И.С. Маркетинговый анализ: Рынок. Фирма. Товар. Продвижение - М.: Вершина, 2016г. - 480 с.
7. Богданов, В. Управление проектами:- М. Манн, Иванов и Фербер, 2012г. - 248 с.
8. Бочаров, В.В. Финансовый анализ. Краткий курс. 2–е изд./В.В. Бочаров.–СПб.: Питер, 2009.–240 с.: ил.9.Гиляровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник/Л.Т. Гиляровская и др.–М.: Проспект, 2007.–360 с.
9. Бушев, А. Б. Российская социальная реклама: инициатор, коммуникатор, подходы и креативная стратегия / А. Б. Бушев. О. А. Круглова // Человек в информационном пространстве: понимание в коммуникации. Сборник научных трудов в 2 томах. Под общей редакцией Н.В. Аниськиной, Л.В. Уховой. 2017. С. 232-244.
10. Вознесенская, Н.В. Особенности разработки онлайн-курсов для реализации обучения с применением дистанционных образовательных технологий // Учебный эксперимент в образовании. 2018. № 2 (86). С. 60-70.
11. Ермаков, Ю. В. Креативная реклама: понятие, стратегии, реализация / Ю. В. Ермаков, Н. М. Старобинская // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2017. Т. 8. № 1. С. 57-77.
12. Ерохина, Е.А. Дидактический потенциал образовательных онлайн-платформ для обучения немецкому языку // СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 158-160.
13. Земляк С. В. Управление продажами: учебник / под общ.ред. проф. С.В. Земляк. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 300 с.
14. Исионова, Е.Ю. Искусственный интеллект как альтернатвный ресурс для изучения иностранного языка // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 3. С. 155-166..
15. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.: Вильямс, 2016. — 496 c.
16. Мазилкина Е.И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебник, 2-е изд.- М.: Дашков и К, 2017 — 300 с.
17. Меликян О.М. Поведение потребителей: учебник - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. С. 138 – 139
18. Минеева, Н.А. Особенности создания онлайн-платформы для изучения иностранного языка дистанционно // Язык. Культура. Коммуникация. 2019. № 22. С. 186-191.
19. Подвигина, А.Л. Возможности онлайн-курсов для дистанционного бучения иностранным языкам // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 201-204.
20. Рольгайзер, А.А. Преподавание иностранного языка в эпоху цифровизации // Информация и образование: границы коммуникаций. 2019. № 11 (19). С. 32-33.
21. Рябухина, В.Е. Изучение иностранного языка с помощью песен и фильмов, используя онлайн-платформы // Информационные и графические технологии в профессиональной и научной деятельности. Сборник статей III Международной научно-практической конференции.отв. ред. Н. И. Красовская. 2019. С. 260-263.
22. Семёнова, Т.В. и др. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 173-197.
23. Синельникова, А.П. Мобильные приложения для изучения иностранного языка: обзор и анализ возможностей // Лингвистика и лингводидактика в свете современных научных парадигм. Сборник научных трудов. Иркутск, 2019. С. 214-220.
24. Синяева И. М. Система управления поведением потребителей на рынке инновационных услуг // Маркетинг и логистика. – 2017. – №1 (9). – с. 106-115.
25. Табакова, Н.Д. Образовательные онлайн-технологии и обучение иностранным языкам при помощи компьютера: значение, объёмы, возможности рынка // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2018. № 6 (65). С. 105-109.