Фрагмент для ознакомления
2
В узком смысле УУД по А.Г. Асмолову – это совокупность способов действий учащихся, направленных на самостоятельное усвоение ими новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [27].
В соответствии с моделью Программы развития универсальных учебных действий, разработанной авторским коллективом А.Г. Асмолова, выделяется четыре блока УУД:
1 блок - Личностный.
2 блок - Познавательный.
3 блок - Регулятивный.
4 блок – Коммуникативный [17].
А.Г. Асмолов определяет данные блоки УУД следующим образом:
˗ регулятивные – целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;
˗ познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления [27, C. 12-13].
В рамках темы нашего исследования ,остановимся более подробно на коммуникативных УУД, так как они в общей системе УУД занимают особое место.
Во-первых, в мыслительной деятельности школьников основной является способность правильно и точно улавливать информацию и транслировать её другим. Успеваемость ученика зависит от качества коммуникации и от способности работать с различными видами текстов. Во-вторых, данные умения становятся особенно существенными, если организованы разные сотрудничества между учащимися, способствующие формированию всех видов УУД.
Коммуникативность, по определению М.А. Козюренко, – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, формируются проявляются межличностные отношения; коммуникативность предполагает так же обмен чувствами, мыслями, переживаниями, интересами между партнёрами по общению [7].
Следовательно, коммуникативные УУД – это умения учащихся реализовывать взаимодействие, устанавливать взаимоотношения друг с другом в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникативные УУД ученика включают следующие группы умений: умения выстраивать плодотворное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками (в командах, группах или парах) и взрослыми, умения коммуникации, характеризующиеся умениями работать с информацией, выражать свои мысли в письменной и устной форме, читать и слушать внимательно и с пониманием.
Коммуникативные действия предоставляют учащимся социальную компетентность и учёт позиции партнёра по общению или деятельности, умения слушать и поддерживать диалог. Коммуникативные универсальные действия предоставляют ученикам умения участвовать в групповом обсуждении проблем и умения интегрироваться в группу сверстников. К коммуникативным УУД являются действия, изображенные на рисунке 1 [17].
Для достижения целей способствующих формированию коммуникативных умений, необходимо изменить роль учителя в образовательной деятельности. Педагог должен быть не только транслятором знаний, но и должен организовать совместную работу с учениками
Рис.1. Виды коммуникативных УУД
Таким образом, на учебных занятиях коммуникативным универсальным действиям должно быть уделено особое значение. Во-первых, умения точно воспринимать информацию и передавать её другим составляет основу мыслительной деятельности обучаемых. Наблюдения исследователей показал, что умения коммуникации представляют основное условие освоения содержания школьных дисциплин. Успешность обучения, прежде всего, зависит от уровня качества коммуникации участников занятий, от умения ученика выполнять действия с разными типами текстов (письменными и устными), так как ученику приходится с ними постоянно работать в процессе обучения. Поэтому формирование умений коммуникации должно стать основной задачей для каждого педагога. Во-вторых, эти умения станут приоритетными в условиях организации различных видов взаимодействий учащихся. Это требует от субъектов образовательного процесса наличия умений взаимодействовать с другими, организовывать не только собственную деятельность, но и деятельность других [8].
1.2. Возможности курса информатики для формирования коммуникативных универсальных умений
Информатика как учебный предмет и естественно-научная дисциплина, имеет ряд особенностей и условий, которые позволяют успешно формировать коммуникативные УУД.
В этот ряд особенностей входит:
˗ наличие специальных технических средств (ИКТ технологий);
˗ ученик, имеет, индивидуальное рабочее место, и тут же имеет выход к общим ресурсам;
˗ ответы у доски практикуются намного реже, чем на других уроках, зато больше значение имеют ответы с места;
˗ на уроках информатики самостоятельная деятельность учащихся формируется инициативнее,
˗ формируется организация собственного, личностно-значимого продукта но и с помощью педагога. [1].
Рассмотрим возможности курса информатики для формирования коммуникативных УУД. Результаты анализа возможностей курса информатики позволили сделать предположение, что освоение всего курса информатики в школе может способствовать эффективному формированию у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий.
Информатика как школьный учебный предмет и как наука в целом играет важную роль в комплексном процессе формирования УУД. Все учебные действия, которые формируются на уроках информатики и ИКТ, могут быть перенесены на изучение других предметов. Целью этого переноса является создание целостного информационного пространства знаний школьников.
Отечественные исследователи отмечают, что информатика как учебный предмет имеет ряд отличительных особенностей от других дисциплин, а также условий, которые позволяют формировать коммуникативные УУД особенно эффективно. В их число входят:
˗ наличие специальных технических средств;
˗ обеспечение каждого ученика персональным рабочим местом и доступом к общим ресурсам;
˗ предоставление учащимся возможности чаще давать ответ с места, чем у доски;
˗ возможность организации активной самостоятельной деятельности.
Эти особенности позволяют учителю информатики использовать различные методы и приемы на своих уроках. Совокупность методов и приёмов рассмотрим немного позже. В процессе изучения курса информатики и ИКТ высокоэффективно развивается целый ряд УУД. Например, к таким действиям относятся: личностные и коммуникативные универсальные умения.
Для того чтобы у школьников формировались и развивались личностные УУД, эффективны не только уроки, но и предоставление возможности ученикам проявлять себя вне школьной деятельности:
˗ создание комфортной здоровосберегающей среды (школьник должен знать правила техники безопасности в кабинете информатики, а также должен адекватно оценивать пользу и вред от работы за компьютером, уметь распределять силы и организовывать своё рабочее время) [10];
˗ создание условий для самореализации и самопознания (школьник может использовать компьютер как средство самопознания (тренажёры, тестирование в режиме on-line); находить новые способы самореализации - создание своего собственного сайта, публикации творческих работ);
˗ создание условий необходимых для получения новых знаний и навыков, которые выходят за пределы учебной темы (выбор литературы, обращение за помощью на различные информационные форумы).
Формирование и развитие коммуникативных УУД может происходить в процессе выполнения практических учебных заданий, которые
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов.– СПб: Реноме, 2012. – С. 140-142,.
2. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2018. - 478 c.
3. Бутурлакина Т. Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС.
4. Игровые и активные методы обучения / под ред. В. А. Трайнева. – М.: Прометей, 1991. – 182 с.
5. .Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.– № 2. –С. 11-12.
6. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС //Интеграция образования. – 2011.– № 10. – С. 50-51.
7. Козюренко М.А. Базанова Г.С. Сальникова Е.И. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 11. – С. 15-19.
8. Кухтинская И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся// Педагогическое образование в России. – 2012. - № 2. – С. 13-15.
9. Кыстаубаева К.Т. Интерактивные методы обучения на уроках информатики как один из средств развития обучающихся // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань : Бук, 2014. — С. 272-274.
10. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении// Педагогическое образование в России – 2010. - № 12. – С. 4-9.
11. Марцинковская Т.Д. Возрастная психология – М.: Академия, 2017. – 319 c.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник – М.: Академия, 2016. – 272 c.
13. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. – 1992. – № 2. С. 5-6.
14. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студ. Высших учебных заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006.– 368 с.
15. Петричук И. И. Еще раз об игре. // Педагогика. – 2007. – № 7. – С. 57-63.
16. Пак Т.С. Психология развития и возрастная психология – М.: Человек, 2010. – 48 c.
17. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина // Национальный психологический журнал.– 2011.– №1(5).– С. 104-110
18. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / Под общ. ред. Л.И. Щербакова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 220 c.
19. Сейдаметова С. М., Романовская С. Н. Игра как активная форма обучения на уроках информатики и ИКТ //Проблемы педагогики.– 2016. – №2(30).– С. 32-36
20. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1 – М.: Народное образование, 2019. – 818 с.
21. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 2 – М.: Народное образование, 2019. – 816 с.
22. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В.А. Сластенина. – 11-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012 – 608 с. – (Сер. Бакалавриат).
23. Современные образовательные технологии : [учеб. пособие] / под общ. ред. Л. Л. Рыбцовой ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. ун-т. – Екатеринбург :изд-во Урал. ун-та, 2014. – 92 с.
24. Столяренко Л.Д. Возрастная психология: Учебник. – Рн/Д: Феникс, 2011. – 288 c.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации . –. М.: Просвещение, 2011.– 48 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. –. М.: Просвещение, 2018.– 64 с.
27. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред. А. Г. Асмо-лова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
28. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества // Педагогическое образование в России – 2012. - № 5. – С. 17-22.
29. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – 567 c.