Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В системе социально-нормативного регулирования важны все виды регулиро-вания, но в цивилизованном обществе центральное место занимает право и, соответственно, пра-вовое регулирование как упорядочение общественных отношений путем государственно санкцио-нированных норм (правил поведения).
Современное понимание права заключается в понимании его как основного средства реализации социальной целесообразности и справедливости. Справедливо - это социально должное, поэтому такой общечеловеческий эталон социально должного и лежит в основе права, является его сущно-стью.
Объектом правового регулирования является поведение людей, зависящее от социально-психологического состояния среды, уровня социальных притязаний в обществе, исторического наследия данного общества. Эффективность правового регулирования зависит не только от его «жесткости», но и от его соотнесенности со свойствами объекта регуляции.
В настоящее время российское общество вовлечено в процессы социокультурной реформации. Первоочередной социальной задачей является легитимизация общества, то есть неукоснительное подчинение всей его жизнедеятельности требованиям Конституции России и других законов.
Таким образом, изучение динамики и траектории развития систем социально-нормативного регу-лирования в их историческом времени и пространстве является актуальным. Этим объясняется вы-бор данной темы для исследования в рамках настоящей курсовой работы.
Цель данной работы – рассмотреть право в системе социального регулирования.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и значение системы социально-нормативного регулирования;
- изучить место и роль права в системе социального регулирования;
- рассмотреть понятие и сущность социальных норм;
- раскрыть проблему взаимосвязи социального и правового регулирования.
Объектом работы является социально-нормативное регулирование общественной жизни.
Предметом - социальные и технические нормы как социальные регуляторы.
Теоретической основой настоящей работы являются работы таких известных специалистов теории права и философии права как А.И. Абрамова, С.С. Алексеев, С.А. Боголюбов, З.З.Зинатуллин, Т.З. Зинатуллин, Н.Ф. Кузнецова, М.В. Кузьмина, В.С. Нерсесянц, М.Н. Марченко, А.В. Мицкевич, А.С. Пашков, В.Д. Плахов, А.С. Пиголкин, С.В. Тасаков, Р.М. Усманова, Т.Я. Хабриева, Л.С. Явич и др. В них рассматривается понятие и сущность социального и нормативного регулирования, а также соотно-шение различных видов регулирования.
Методология работы. При написании работы использовались такие методы исследования как ме-тод теоретического анализа и синтеза, индуктивные и дедуктивные методы, методы обобщения данных, классификации, сравнительный метод и др.
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие социально-нормативного регулирования
Как известно, управление в рамках любой системы, включая человеческое общество, направлено на упорядочение отдельных элементов, образующих эту систему, с помощью различных регулято-ров.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разно-образных факторов. При этом регулирование в человеческом обществе может быть индивидуаль-ным (казуальным), нормативным (путем создания социальных норм) и стихийным .
«Стихийные» регуляторы выступают как непосредственное проявление естественных законов природы и общества, то есть факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономическо-го порядка, феноменов массового поведения и т.п., к примеру, увеличение (снижение) продолжи-тельности жизни, всплеск сезонных заболеваний, демографические явления, миграция, и т. д.
В стремлении к порядку, в зависимости от степени их дестабилизирующего влияния этих факторов, общество стремится взять их под контроль. Тогда для согласования интересов различных субъектов вырабатывается однократно применяемый способ разрешения проблемной ситуации - модель по-ведения, приемлемая для сложившегося положения, но это решение не становится общим прави-лом и не может применяться даже в схожих ситуациях.
Подобное регулирование встречается в бытовых отношениях и личной жизни человека. Однако многие правила в первоначальном виде были итогом стихийного регулирования, изменение их ка-чества произошло по причине их сознательного распространения на регулирование не единичных, а типичных случаев и жизненных ситуаций.
Итак, в процессе стихийного регулирования создаваемая модель поведения изначально не рассчи-тана на ее применение в иных подобных случаях. Упорядочение общественных отношений приня-то связывать с действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов - относить к дестабилизирующим факторам. Вместе с тем, исходя из крите-рия устойчивого функционирования общества, все регулятивные факторы имеют относительный характер, то есть могут оказывать и позитивное, и негативное влияние.
Однако, не вызывает сомнения тот факт, что функциональная характеристика стабилизации обще-ственных отношений относится, прежде всего, к социальным нормам.
Акты индивидуального регулирования выступают в виде целевого, адресного воздействия субъек-тов друг на друга.
Индивидуальное (казуальное) регулирование осуществляется путем установления для объекта нужного результата, а также путей его достижения. Индивидуальное регулирование предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия. К признакам казуального регулирования относится, во-первых, то, что оно относится к конкретному лицу (группе конкретных лиц), т.е. их адресат персонифицирован. Во-вторых, индивидуальное ре-гулирование рассчитано на урегулирование одной конкретной жизненной ситуации, то есть рассчи-тано на разовое применение и не относится ко всем подобным ситуациям, которые потенциально могут возникнуть в будущем. Казуальное регулирование предназначено для учета специфики каж-дой отдельной ситуации, всех случайных элементов, которые не укладываются в схему общих предписаний нормативного регулирования.
Очевидно, что нормативное регулирование является более предпочтительным, чем казуальное. Благодаря появлению общих норм, общество получило возможность, прогнозируя типичные ситу-ации путем практического применения определенных образцов поведения, обеспечивать нужную социальную направленность поведения людей, сохранять его организованность и динамичность.
Нормативное регулирование - это особая форма деятельности, направленная на создание, реали-зацию и обеспечение различных общих правил (норм) поведения людей с целью упорядочения их отношений и, тем самым, достижения общественной стабильности.
Нормативное регулирование состоит в выработке социальных норм (масштабов, образцов поведе-ния), отражающих типичные формы общественных отношений, реализации их в деятельности субъектов отношений и обеспечении принудительными мерами в необходимых случаях, то есть при отклонении от установленного нормой правила.
Социальная норма — это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества. Как писал И.А. Ильин, «ограничивая непомерные притязания каждого отдельного человека... социаль-ные (т.е. общественные) нормы необходимы для поддержания мирного сожительства и сотрудни-чества людей» .
Итак, социальные нормы - это связанные с волей и сознанием людей общие правила регламента-ции формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.
Основным признаком нормативного регулирования является его системность и целостность. При этом нормативная система представляет собой не просто сумму видов нормативного регулирова-ния, а именно систему.
Нормативное регулирование не учитывает специфику конкретных ситуаций, поэтому на практике обобщенные требования норм дополняются индивидуальным регулированием.
Нормативность - это «свойство социальной материи вообще. Полиструктурность и цикличность ма-териального мира в определенной степени предопределяют мерность, нормативность социаль-ных связей и отношений. Поэтому нормативная характеристика тех реальных явлений и процессов, с которыми человек имеет дело, представляет собой наиболее существенную черту социального мира, которая обеспечивает индивидуальное и коллективное взаимодействие» .
Социальное регулирование рассматривается как процесс, имманентный (внутренне присущий) обществу и определяющий социальный порядок.
На определенном этапе развития социальное регулирование в обществе совершенствуется путем сочетания соответствующих иных регулятивных механизмов с нормативным регулированием, что неизбежно порождает новые черты социально-нормативного регулирования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с уче-том поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
Научная литература
2. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2004. 410 с.
3. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001. 752 с.
4. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М.: Юрид. лит., 1981. Т. 1. 360 с.
5. Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 1995. 311 с.
6. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. 311 с.
7. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: ИКФ Омега-Л, 2002. 800 с.
8. Власенко Н.А. Неопределенность в праве: природа и формы выражения // Журнал россий-ского права. 2013. № 2. С. 32 - 44.
9. Демидов А. Ю. Пределы правового регулирования: понятие и виды // Вестник Омского уни-верситета. Серия «Право». 2011. № 4 (29). С. 6-18.
10. Демиева А.Г. О соотношении понятий «правовое регулирование», «саморегулирование» и «координация» экономической деятельности // Гражданское право. 2015. № 4. С. 9 - 11.
11. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Ильин И. А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 4. М.: Русская книга, 1994. 400 с.
12. Карцев В.А. Методологический смысл идеи взаимосвязи права и морали // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 8. С. 3 - 7.
13. Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право: учебник. М., 2013.
14. Лукашева Е.А. Право в системе социального регулирования. Теория государства и права / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. 336 с.
15. Мальцев Г.В. Социальные основания в праве. М.: Норма, 2007. 470 с.
16. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и фа-культетов. М., 2000. 560 с.
17. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1999. 652 с.
18. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марчен-ко. Т. 2. Теория права. М.: Изд-во «Зерцало», 1998. 622 с.
19. Перевалов В.Д. Взаимодействие правовых систем: теоретические аспекты // Российский юридический журнал. 2014. № 5. С. 7 - 14.
20. Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М.: Мысль, 1985. 251 с.
21. Погодин А.В. Социальное содержание права и правореализация // История государства и права. 2014. № 6. С. 6 - 9.
22. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. 145 с.
23. Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2001. 642 с.
24. Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. В.М. Сырых. - М.: Эксмо, 2008. 520 с.
25. Сигалов К.Е. Взаимосвязь моральных и правовых ценностей // Гражданское общество в Рос-сии и за рубежом. 2013. № 2. С. 12 - 15.
26. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1998. 616 с.
27. Усманова Р.М. К вопросу о сфере и пределах муниципально-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 40 - 44.
28. Усманова Р.М. Традиции как социальные регуляторы общественных процессов // Конститу-ционное и муниципальное право. 2017. № 3. С. 11 - 15.
29. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. 650 с.
30. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. 432 с.
31. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие: В 2 т. Т. 1. Вып. 1. М., 1995. 805 с.