Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности (далее ВЭД). Она используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, которые рассчитываются исключительно по адвалорным ставкам. Таможенная стоимость используется в качестве расчетной основы для взимания налога на добавленную стоимость (далее НДС), а также других пошлин и налогов. Она является исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли.
На современном этапе развития мировой экономике наиболее значимое место отводится определению и контролю таможенной стоимости. При этом достаточно острой проблемой для всех стран Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) является существенное занижение таможенной стоимости. Последствиями данного процесса являются:
– недополучение государством значительной суммы таможенных платежей;
– снижение эффективности таможенного регулирования;
– искажение информации о стоимостном объеме внешней торговли;
– легализация денежных средств, полученных незаконным путем;
– нелегальный вывоз товаров и денежных средств с таможенной территории ЕАЭС.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что тема работы является актуальной. Это в первую очередь связано с тем, что в условиях рыночной экономики, а также подписанием договора о ЕАЭС необходимо доскональное изучение всех методов определения и контроля таможенной стоимости.
Цель работы - рассмотреть таможенную стоимость товара как объект международных соглашений.
Объект исследования - таможенная стоимость товаров как объект международных соглашений.
Предмет исследования - особенности определения таможенной стоимости товаров при различных таможенных процедурах.
Задачи исследования:
- привести определение и значение таможенной стоимости товаров;
- рассмотреть особенности таможенной стоимости товаров при различных таможенных процедурах;
- дать краткую характеристику исследуемого объекта;
- привести применяемую структуру определения таможенной стоимости товаров при различных таможенных процедурах;
- выявить проблемы определения таможенной стоимости товаров при
различных таможенных процедурах.
Теоретико-методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие различные аспекты определения и контроля таможенной стоимости в странах ЕАЭС.
Информационная база исследования включает в себя международные правовые акты, федеральное законодательство, нормативные акты по вопросам деятельности таможенной службы, статистические данные и аналитические материалы Евразийской экономической комиссии, Государственной статистики Российской Федерации, Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУРАХ
1.1 Определение и значение таможенной стоимости товаров
Процесс импорта и экспорта товаров и транспортных средств через таможенную границу включает в себя множество различных аспектов. При этом одним из ключевых моментов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, является процесс взимания таможенных пошлин, налогов, сборов. Однако определение необходимой величины взимаемых таможенных платежей основывается на базовом показателе: таможенной стоимости товара.
Таможенная стоимость – это стоимость товара, которая определяется в целях исчисления таможенных платежей, таких как: пошлины, таможенные сборы, акцизы, НДС. Сама по себе таможенная стоимость фактически является налоговой базой. Используется также для применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами государства. Определяется декларантом, однако правильность определения контролируется таможенными органами.
Таможенная стоимость в целях таможенного регулирования – это база для исчисления таможенных пошлин, поэтому корректное определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС, серьезно влияет на фискальную ответственность участников ВЭД [14, c. 145].
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством ЕАЭС.
Система определения таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС.
Из данных представленных выше, следует: цели расчета таможенной стоимости товара достаточно разнообразны и не ограничиваются только таможенными пошлинами. Таможенная стоимость товара рассчитывается и для получения статистической информации, для регулирования внешнеторговых отношений.
Документально таможенная стоимость товаров оформляется в виде декларации таможенной стоимости (далее ДТС) товара. Данная декларация является обязательным приложением к декларации на товары при ввозе товаров и транспортных средств.
Одним из основных документов, который необходим для определения таможенной стоимости, является внешнеторговый контракт, так как в валютно-финансовых условиях контракта указывается цена сделки, базисные условия поставки, а также валюта контракта.
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, производится путем применения шести методов. При этом, стоит отметить, что методы определения таможенной стоимости, применяемые в России, а также в рамках ЕАЭС, соответствуют принятым в мировой практике.
Таможенная стоимость товара определяется декларантом самостоятельно согласно методам определения таможенной стоимости. В настоящее время выделяют шесть методов определения таможенной стоимости: метод по цене сделки с ввозимыми товарами; метод по цене сделки с идентичными товарами; метод по цене сделки по цене с однородными товарами; метод вычитания; метод сложения и резервный метод.
Контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС представляет собой комплекс мер, производимых таможенными органами с целью соблюдения обеспечения норм законодательства.
Контроль таможенной стоимости происходит в том случае, когда подлежат уплате таможенные пошлины и налоги, рассчитываемые с использованием таможенной стоимости. Вместе с этим таможенные пошлины и налоги подлежат уплате не только по отношению к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС и РФ, но также и в других случаях, когда товар не пересекает границу, но необходим для декларирования таможенным органом и в его отношении должны быть уплачены таможенные пошлины и налоги [12].
Основными принципами организации контроля таможенной стоимости товаров таможенными органами Российской Федерации являются [17]:
– соблюдение законности должностными лицами таможенных органов при принятии решений по таможенной стоимости товаров;
– учет таможенного законодательства, в том числе по таможенной стоимости;
– объективность;
– предсказуемость действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров;
– неотвратимость наказаний при выявлении нарушений таможенных правил в процессе контроля таможенной стоимости товаров.
Таким образом, можно сделать вывод, что таможенная стоимость – это стоимость товара, которая определяется в целях исчисления таможенных платежей, таких как: пошлины, таможенные сборы, акцизы, НДС. Сама по себе таможенная стоимость фактически является налоговой базой. Контроль таможенной стоимости товаров – это комплекс мер, производимых таможенными органами с целью соблюдения обеспечения норм законодательства. Основными принципами организации контроля таможенной стоимости являются: соблюдение законности; учет таможенного законодательства; объективность; предсказуемость; неотвратимость наказания. При этом контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, представляет собой систему целей, задач, функций, а также различных организационно-технических мер.
1.2 Нормативно-правовые основы определения таможенной стоимости при выполнении международных соглашений
В настоящее время правила определения и контроля таможенной стоимости товаров ввозимых на территорию ЕАЭС определяются на основании главы 5 ТК ЕАЭС.
Глава 5 ТК ЕАЭС основана на общих принципах и правилах, которые отображены в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (далее ГАТТ) от 1944 г.
При этом к основным принципам и правилам относят:
– определение таможенной стоимости не должно быть основано на произвольных или фиктивных данных (п. 8, ст. 28 ТК ЕАЭС) [2];
– таможенная стоимость и сведения, относящихся к ее определению должны основываться на достоверной количественной и документально подтвержденной информации (п. 10. ст. 38 ТК ЕАЭС) [2];
– процедуры определения таможенной стоимости должны быть общепризнанными, то есть не различаться в зависимости от страны происхождения, вида товаров, а также других факторов (п. 11, ст. 38 ТК ЕАЭС) [2];
– процедуры определения таможенной стоимости не должны использоваться в целях борьбы с демпингом (п. 12, ст. 38 ТК ЕАЭС) [2].
Таможенная стоимость ввозимых товаров определяется, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекали таможенную границу. Кроме случаев помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; таможенного склада; уничтожения; отказа в пользу государства или специальной таможенной процедуры.
Таможенная стоимость товаров вывозимых с таможенной территории Союза определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена ЕАЭС (п. 4, ст. 38 ТК ЕАЭС) [2].
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, подлежащих уплате таможенная стоимость, определяется с учетом особенностей, которые устанавливает специальная комиссия ЕАЭС (п. 5-6, ст. 38 ТК ЕАЭС) [2].
Если в процессе таможенного оформления изменяется таможенная процедура, а в декларации на товар были внесены изменения, касающиеся сведений о таможенной стоимости, то таможенная стоимость пересчитывается (п. 7, ст. 38 ТК ЕАЭС) [2].
Таможенная стоимость товаров определяется в валюте того государства, в котором подлежат уплате пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. В случае если при определении таможенной стоимости требуется произвести пересчет валюты, то он производится по курсу валюты, установленный Центральным банком страны-члена ЕАЭС в соответствии с законодательством. Курс валюты берется на день декларирования товаров (п. 8, ст. 38) [2].
Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами (п. 15, ст. 38 ТК ЕАЭС) [2].
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется последовательно, то есть так, как они применяются в ТК ЕАЭС. При этом декларант имеет право выбрать очередность методов, но должна обязательно проводиться консультация между таможенным органом и декларантом или несколькими таможенными органами для более верного определения таможенной стоимости. Важно, что при этом должно соблюдаться законодательство всех участников сделки, а также государств-членов ЕАЭС о коммерческой и государственной тайне.
Фрагмент для ознакомления
3
1 "Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)
4 Агапова, А.В. Проблемные вопросы контроля таможенной стоимости ввозимых товаров на современном этапе // Право и экономика – 2017. – №5. – С.12–16.
5 Азаров, Ю. Таможенная стоимость: проблемы определения // Таможня. – 2017. – №22. – С. 14.
6 Александров, И.М. Таможенные сборы и пошлины. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. – 318 с.
7 Амирян, А.Г. Механизм уплаты таможенных платежей в ЕАЭС // Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. – 2018. – №2. – С. 6–10.
8 Артемьев, А.А. Проблемы в сфере таможенных платежей, не решаемые законопроектом– 2018. – №2. – С. 6 – 10.
9 Базарова, А.С. Таможенные платежи и таможенная стоимость ввозимых товаров // Все для бухгалтера. – 2017. – №10. – С. 30–36.
10 Бакаев, О.Ю. Таможенное право России. – М.: Юристъ, 2018. – 427 с.
11 Баландина, А.Г. Таможенно–тарифная политика в России. – М.: Издательский дом Дело РАНХиГС, 2017. – 228 с.
12 Бекяшев, Е.К. История таможенного дела. – М.: Проспект, 2016. – 336 с.
13 Боков, В.К. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России. – М.: Проспект, 2017. – 172 с.
14 Болдырева, И.А. Влияние динамики таможенных платежей на формирование доходной части федерального бюджета // Проблемы современной экономики. – 2017. – №1. – С. 145
15 Борисов, С.М. ЕАЭС: совместное взимание ввозных таможенных пошлин // Деньги и кредит.– 2018. – №3.– С. 33–36.
16 Бородавко, Е.Н. Контроль таможенной стоимости как фактор сдерживания либерализации внешней торговли стран–членов ЕАЭС // Теория и практика таможенного дела и внешнеэкономической деятельности. – 2018.– №2.–С. 108–121.
17 Буваева, Г.Н. Международное таможенное право. – М.: Юрайт, 2016. – 376 с.
18 Бушуев, В.В. Таможенная стоимость: торг здесь не уместен? / В. Бушуев // Таможенное регулирование. Таможенный контроль: Научно-практический журнал. – 2017. – №10. – С. 16 – 18.
19 Бушуев, В.В. Вступление России в ВТО: как контролировать таможенную стоимость // Таможенное регулирование. Таможенный контроль: Научно-практический журнал. – 2017. – №2. – С. 64 – 67.
20 Вериш, Т.А. Проблемы взимания таможенных платежей // Проблемы и перспективы экономики и управления. – 2018. – №3.– С. 248–251.
21 Вещунова, Н.Л. ЕАЭС. – СПб.: Питер, 2018. – 416 с.
22 Гирин, А.М. Судебная практика по таможенным спорам. – М.: ТКВелби, Изд–во Проспект, 2017. – 288 с.
23 Годин, А.М. Взимание и взыскание таможенных платежей. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. – 568 с.
24 Давиденко, Л.Г. Налоги и таможенные платежи. – СПб: ИЦ Интермедия, 2017. – 199 с.
25 Досмырза, Д.Н. Концептуальные перспективы развития таможенного администрирования // Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. – 2017. – №2.– С. 37– 44.
26 Иванова, В.Ю. Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности // Вестник Сибирского федерального университета.– 2018. – №3.– С. 11–13.
27 Иванча, И.И. Роль таможенной службы в развитии государственного финансового контроля поступления таможенных платежей // Вестник Томского государственного университета.– 2018. – №2.– С. 143–144.
28 Игошин, Р.Е. Анализ доходной части бюджета России, формирующейся за счет таможенных пошлин // Экономика и менеджмент инновационных технологий.– 2017. – №3.– С. 13–19.
29 Иконникова, И.Н. Таможенные пошлины. Таможенное законодательство // Сибирский таможенный вестник. – 2017. – №5. – С. 28–29.
30 Ильин, М.Н. Взыскание таможенных платежей и пошлин // Таможня. – 2017. – №12. – С. 26–27.
31 Кащеев, В.В. Контроль таможенной стоимости. – СПб.: Троицкий мост, 2017. – 280 с.
32 Колумбекова, Т.Е. Совершенствование системы уплаты таможенных платежей в современных условиях // TerraEconomics. – 2018. – №1.– С. 89–93.
33 Коник, Н.Н. Таможенное дело. – М.: Омега–Л, 2018. – 206 с.
34 Косаренко, Н.Н. Таможенное право России. – Ростов н/д: Феникс, 2015. – 320 с.
35 Кузнецов, В. Как взыскать таможенные пошлины // Таможня. – 2017. – №8. – С. 13.
36 Лупей, Н.А. Взыскание налогов и платежей: правовые аспекты. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. – 232 с.
37 Матвиенко, Г.В. Принципы установления и взимания таможенных платежей: соотношение частных и публичных интересов // Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. – 2018. – №2. – С. 63–70.
38 Маховикова, Н. Г. Таможенное дело. – М.: Юрайт, 2018. – 408 с.
39 Немирова, Г.И. Таможенные платежи как фактор развития экономического потенциала России // Экономика и социум.– 2017. – №2.– С. 29–33.
40 Новиков, В. Таможенно–тарифное регулирование внешнеэкономическойдеятельности и таможенная стоимость: учебник. – М.: Бином, Лаборатория знаний, 2017. – 328 с.
41 Оразалиев, А.А. Особенности и проблемы взимания таможенных и иных платежей таможенными органами России на современном этапе Евразийской интеграции // Управление экономическими системами. – 2017. – №6.– С. 12–20.
42 Остроумов, Н.В. Правовой статус таможенно–тарифного регулирования // Юридическая наука.– 2017. – №12.– С. 58–61.
43 Панкратова, В.И. Правовое регулирование отношений в процессе поступления и распределения таможенных платежей в ЕАЭС// Финансовое право.– 2018. – №3.– С. 43–46.