Фрагмент для ознакомления
2
накопления достаточных знаний. Самостоятельность необходимо развить до такой степени, что спортсмен мог сам принимать решения по отношению к задачам, возникающим в процессе тренировки и соревнований.
Развитие морально-волевых качеств осуществляется в процессе занятий и соревнований, что требует правильного построения занятий, соревнований и режима, соответствующей требовательности со стороны тренеров, судей и коллектива секции, поощряющих правильные действия и осуждающих неправильные, позволяющих развивать морально-волевые качества борца [1, 17, 22].
Глава 2. Методы и приемы психологической подготовки
2.1. Психологические особенности девушек, занимающихся вольной борьбой
Популяризация и развитие женского спорта актуализирует насущность решения отдельных вопросов, имеющих непосредственное отношение к процессам тренировок и проведению психологической подготовки. Работа со спортсменками которые тренируются в условно «мужском» виде спорта требует дифференцированного подхода к существованию психологических различий в системе подготовки женщин-борцов в предсоревновательный период и в тренировочном процессе [2, 3, 9, 10].
В настоящее время имеются знания и различные методики проведения спортивных тренировок, которые составляют основу спортивных занятий с женщинами-спортсменками, однако наличие устаревшей базы требует провести научные исследования в новых направлениях.
Одна из подобных областей спортивной науки посвящена особенностям, возникающим в процессе психологической подготовки женщин и девушек, являющихся борцами вольного стиля. Так, использование тех научных знаний и методик, которые нашли применение в работе со спортсменами в мужской вольной борьбе, практические навыки работы, применяемые в тренировочном процессе и предсоревновательной деятельности спортсменов-мужчин не всегда приводят к знаительному улучшению женские рекорды на соревнованиях различного уровня (национального, мирового, олимпийского) [4, 5, 8].
Современное внимание к особенностям женской вольной борьбы и возможным реакциям девушек-борцов на преодоление экстремальных нагрузок в настоящее время требует использования в работе глубоко научных и методологически обоснованных методик.
Сейчас существуют многочисленные предложения подходов к исследованию проблем женского спорта с позиций полового диморфизма. Неоднократно были высказаны мнения отдельными авторитетными авторами, что новый подход к проблемам женского спорта с точки зрения дифференциации уровня спортивных достижений мужчин и женщин, а также более точное указание на особенности максимально эффективной подготовки к женским спортивным соревнованиям, будет направлен не только на достижение новых рекордов, но и также предотвращение возможных проблем со здоровьем и репродуктивной функцией девушек.
Многие исследователи утверждают, что воздействие «мужского» вида спорта на состояние феминности провоцирует у девушек-борцов возникновение некого эмоционального внутреннего конфликта [10, 11, 22, 28, 29]. Спортсменки-борцы, успешно выступающие в спортивных соревнованиях различного уровня, вынуждены в различной степени выраженности проявлять поведение, в большей мере свойственное мужчинам, что приводит к возникновению и развитию у спортсменок внутреннего диссонанса и беспокойства, поскольку свои действия во время тренировок и соревнований ими отождествляются с угрозой ощущения окружающими людьми своей феминности. В частности, подобные проявления имеются и в женской вольной борьбе, где девушки вынуждено применяют технику и тактику поединка, которая более свойственна спортсменам-мужчинам [20].
В вольной борьбе, как мужской, так и женской значительного внимания требует не только физическая, но и психологическая готовность спортсменов к поединку. Сегодня в женской вольной борьбе не сформированы методы и направления психологической подготовки девушек.
В работах некоторых авторов происходит отождествление понятия психологической и морально-волевой подготовки. Отдельные авторы также пишут о том, что психологическая подготовка спортсменов требует внимания только лишь непосредственно в предсоревновательном периоде. Другие специалисты рассматривают из всех обширных вопросов психологической подготовки только проблемы воздействия на эмоциональное состояние девушек-борцов во время спортивных соревнований [13, 14, 15, 17].
Тем не менее, значение психологической подготовки девушек-борцов трудно переоценить. Ее влияние на достижения в спортивных соревнованиях девушек-борцов достаточно велико. Спортсменки, которые лучше подготовлены в психологическом плане, даже при недостатках физической и технической готовности, имеют преимущества перед соперницами.
Неоднократно проверено на практике, что даже у талантливых и спортивно одаренных девушек-борцов, в совершенстве владеющих техническими приемами, на соревнованиях высокого уровня возможно проявление средних результатов, которые зачастую гораздо ниже возможностей спортсменок. Возможно, это обусловлено чрезмерным психологическим давлением, связанным с установкой на результат на соревнованиях такого уровня, и с неспособностью спортсменки в ходе подготовки и самого состязания преодолеть этот психологический гнет.
Конечно же, имеются факты, когда спортсменка, ничем особо не выделяющаяся во время тренировочного процесса и не являющаяся спортивно одаренной, завоевывает пьедестал престижного соревнования [4, 5, 8]. В таких случаях можно считать, что данная спортсменка, отстающая от соперниц в плане физической и технической подготовки, была лучше подготовлена к восприятию соревновательных условий психологически. Эта лучшая подготовленность нашла свое отражение в:
‒ проявлении максимальных волевых усилий во время соревнования;
‒ стремлении девушки-борца максимально продемонстрировать свое индивидуальное технико-тактическое мастерство;
‒ сознании важности и постоянного проведения непрерывной работы над собой;
‒ объективной оценке своих способностей и возможностей, а также объективном взгляде на соперниц.
Все эти факты говорят о том, что у спортсменок-борцов необходимо формировать новые психологические качества. Проведение такой работы со спортсменками требует активно использовать психологическую диагностику, использовать в работе с девушками-борцами методики наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования.
Применение указанных методов позволит объективизировать особенности психологического состояния спортсменок, а также выявить «слабые места» в психологической подготовке в тренировочном процессе и соревновательных действиях [7, 17, 22, 23]. В качестве критериев оценки психологической готовности спортсменок предлагается использовать следующие:
‒ цели, с которыми девушка пришла на занятия вольной борьбой;
‒ отношение спортсменок своему личному техническому мастерству (стремление освоить опыт лучших спортсменов, трудолюбие, настойчивость, стремление к достижению поставленной цели и др.);
‒ особенности отношения в коллективе
‒ формирование волевых качеств;
‒ внимание, мышление, память.
Спортивные соревнования различного уровня могут по-разному сказываться психике девушки-борца. Для некоторых спортсменок это возможность концентрации собственных сил, они испытывают «боевую готовность»; другие наоборот впадают в состояние предсоревновательной тревоги и апатии, сомневаются в своем успехе.
Особенности деятельности спортсменок, которые занимаются условно мужскими видами спорта, определяет наличие ряда трудностей в становлении их гендерной идентичности [3, 9, 20, 28, 30, 31]:
‒ противоречивые представления о своем теле;
‒ недостаточность освоения феминных поведенческих схем;
‒ затруднение формирования романтических отношений;
‒ рассогласованность, а иногда и прямое противоречие гендерной и спортивной ролей;
‒ ощущение себя в первую очередь спортсменкой, и лишь во вторую восприятие себя как девушки, женщины.
Спортсменкам, которые занимаются условно мужскими видами спорта, значительно сложнее увидеть в себе девушку и воспринимать себя, как девушку, чем
‒ спортсменкам, которые выступают в условно женских видах спорта;
‒ девушкам не спортсменкам.
Гипертрофированное усвоение спортивных ценностных приоритетов затрудняет восприятие девушками-борцами своей гендерной роли и является причиной избытка маскулинности спортсменок [20].
Трудности, которые связаны у девушек-борцов с восприятием себя как женщины, девушки, решаются в основном использованием внешних средств (коррекцией внешнего образа; изменением характера движений; заменой романтических отношений спортом), что не дает должного эффекта. Наоборот, эффекта достигают решения психологического плана, направленные на изменение внутреннего состояния спортсменки и пересмотр отношения к сложившейся ситуации [2, 3, 11, 28].
Таким образом, в женской вольной борьбе основную роль в достижении высоких спортивных результатов играет не физическая и техническая подготовка, а уравновешенное состояние психики спортсменки. При подготовке девушки-борца к соревнованиям различного уровня, необходимо большое внимание уделять психологической подготовке. Отчасти ее
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бобровский, А.В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо): автореф. дис. ... канд. пед. наук /А.В. Бобровский. – Омск, 2005. – 24 с.
2. Бугаевский, К. А. Изучение показателей гендерной идентификации типа личности и полового диморфизма у спортсменок в ряде видов спорта / К. А. Бугаевский. – Текст : электронный // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – Нижневартовск, 2017. – С. 41–47. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30007347
3. Бугаевский, К. А. Изучение показателей гендерной идентификации у девушек-спортсменок / К. А. Бугаевский. // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2016. – №10-5(18). – С. 29–37. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27257604
4. Воробьева, Н. В. Анализ выступлений женщин-борцов разных стран олимпийском турнире в Рио-де-Жанейро по вольной борьбе / Н. В. Воробьева, Б. И. Тараканов. – Текст : электронный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2017. – №11(153). – С. 44–48. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30744943
5. Воробьева, Н. В. Женская вольная борьба : можно ли догнать японок? / Н. В. Воробьева, А. А. Карелин, Б. И. Тараканов. – Текст : электронный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – №2(156). – С. 33–37. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32587243
6. Гаркин, Н. В. Построение тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменок по вольной борьбе с учетом специфики женского организма / Н. В. Гаркин, Е. А. Бабушкина. – Текст : электронный // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2016. – №4(18). – С. 36–44. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27541195
7. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. – М.., 2004. – 177 с.
8. Грец И.А. Рекордные спортивные достижения женщин в аспекте полового диморфизма: автореф. дис…д-ра пед. наук / Грец И.А. – СПб., 2012. – 61 с.
9. Дамадаева А.С., Ибрагимова Х.Ш. Процессы гендерной социализации профессиональных спортсменов \ Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. № 4 (248). С. 30-37.
10. Иорданская, Ф.А. Мужчина и женщина в спорте высших достижений (проблемы полового диморфизма): монография / Ф.А. Иорданская. – М.: Советский спорт, 2012. – 256 с.
11. Канатьев К.Н. Учет гендерных характеристик и особенностей социализации спортсмнок в психологии и педагогике \ Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 83.
12. Карелин, А. А. Специфика соревновательной деятельности сильнейших российских женщин-борцов на XXXI Олимпийских играх / А. А. Карелин, Н. В. Воробьева, Б. И. Тараканов. – Текст : электронный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – №3(157). – С. 161–165. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32749712
13. Клименко, А. И. Регуляция психических функций в единоборствах/ Клименко А. И. // Физическое воспитание студентов. – 2010. – №3 – 31 с.
14. Лисицын В.В. Некоторые аспекты психологической подготовки высококвалифицированных женщин-боксеров / В.В.Лисицын // Ученые записки. – 2014. – № 1. – С. 84-92
15. Ловягина, А.Е. Психическое состояние спортсмена: история и перспективы исследований. Часть 1: Исторический экскурс / А.Е. Ловягина // Спортивный психолог. – 2011. – № 3 (24). – С. 5-9.
16. Неробеев, Н. Ю. Физическая и технико-тактическая подготовка спортсменок в вольной борьбе с учетом влияний полового диморфизма : автореф. Дисс…. Канд. Пед. наук / Н. Ю. Неробеев. – Санкт-Петербург, 2014. – 24 с. – URL: https://dlib.rsl.ru/01005551469
17. Общая и спортивная психология /Под ред. Г.Д. Бабушкина. - Омск: СибГУФК, 2004. – 416 с
18. Особенности взаимосвязи морфологических и психологических показателей у женщин-борцов / [М. М. Семенов, А. А. Шипилов, К. Э. Мартиросова, Э. Г. Мартиросов]. – Текст : электронный // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. – 2013. – №3. – С. 103–111. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20236271
19. Петрова, А. С. Специфика психологической подготовки девушек на соревновательном этапе по женской вольной борьбе / А. С. Петрова. – Текст : электронный // World Science : Problems and Innovations : сборник статей XII Международной научно-практической конференции. – Пенза : Наука и Просвещение, 2017. – С. 314–316. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29885505
20. Подливаев Б., Шахмурадов Ю., Высоцкая В., Гусова А. и др. Женская вольная борьба. – М.:Спорт, 2019. – 520 с.
21. Подливаев, Б. А. Женская борьба : проблемы становления и развития / Б. А. Подливаев. – Текст : электронный // Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта : материалы Международного научно-практического конгресса, посвященного 100летию ГЦОЛИФК, 30-31 мая 2018 г. / под общ. ред. А. А. Передельского. – Москва, 2018. – С. 662–666. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35254029
22. Родионов, А.В. Предметная организация психофизиологической подготовки спортсменов/ А.В. Родионов, В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов //Спортивный психолог. – 2004. – № 2. – С. 12-20.
23. Ряднова О.Р., Музалева И.О. Образ женщины в спорте: Эталоны женской телесности сквозь призму гендерных стереотипов \ Научный альманах. 2019. № 5-3 (55). С. 116-118.
24. Семенов, М. М. Соматотип женщин-борцов высокой квалификации различных весовых категорий в аспекте полового диморфизма / М. М. Семенов, К. Э. Мартиросова, Э. Г. Мартиросов. – Текст : электронный // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. – 2016. – №4. – С. 92–100. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27677083
25. Соболева, Т. С. Тренировка спортсменок в новых (бывших мужских) олимпийских видах женского спорта (литературный обзор) / Т. С. Соболева, Д. В. Соболев. – Текст : электронный // Физкультура, спорт, здоровье : сб. статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции. – Воронеж : Научная книга, 2016. – С. 203–206. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28121716
26. Солодков, А. С. Физиология человека : общая, спортивная, возрастная : учебник для высших учебных заведений физической культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – 7-е изд. – Москва : Спорт, 2017. – 621 с.
27. Угольникова, О. А. Содержание физической и функциональной подготовки женщин-борцов вольного стиля в годичном тренировочном цикле : автореф. Дисс. … канд. Пед. наук / О. А. Угольникова. – СанктПетербург, 2014. – 23 с. – URL: https://dlib.rsl.ru/01002661221
28. Усольцева A.A. Гендерная идентичность спортсменок / A.A. Усольцева // Проблемы формирования и развития личности в современном социокультурном информационном пространстве: сб. науч. работ молодых учёных. Часть 1. – Тюмень: типография «Печатник», 2011. – С 16-19.
29. Усольцева A.A. Гендерные затруднения у спортсменок условно мужских видов спорта и перспективы совладания с ними / A.A. Усольцева // Современные исследования социальных проблем. – 2013. –№2. – С. 259-278.
30. Усольцева A.A. Оптимальная гендерная идентичность спортсменок: перспективы формирования и становления / A.A. Усольцева // Личность в информационном обществе: проблемы формирования и развития: сб. науч. работ молодых учёных. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. – С 55-62.
31. Усольцева A.A. Проблемы гендерной идентичности спортсменок / A.A. Усольцева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (региональный аспект)», 1-2 марта 2011 г., г. Тюмень. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ. С 268-274.
32. Харитонова, А. И. Влияние личностного потенциала спортсменов на качество преодоления психического перенапряжения в стрессовых ситуациях / А. И. Харитонова. – Текст : электронный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – №3(157). – С. 383–389. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32749768
33. Хекалов, Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов. Их диагностика и регуляция. - М., 2003. - 165 с.