Фрагмент для ознакомления
2
- процессы принятия решения;
- процессы планирования и программирования;
- процессы самоконтроля;
- процесс оценки результатов и их коррекция [11, с. 19].
Так же автор показывает, что каждый регулятивный процесс может быть соотнесен с некоторым этапом организации деятельности.
Первый этап предполагает реализацию процесса целеобразования, который представляет собой формирование цели деятельности и ее разделения на подцели отдельных действий.
Второй этап – процесс прогнозирования. Данный процесс позволяет заглядывать в будущее, отражать в сознании то, чего еще реально нет, но что с большой вероятностью должно произойти. Это позволяет предусмотреть возможные события и тем самым значительно уменьшить неопределенность.
Третий этап – процессы принятия решения подразумевают в себе распознавание исходной неопределенности, формулировку задачи выбора, генерацию альтернатив, селекцию альтернатив, формулировку критериев, выбор альтернатив, коррекцию выбора и др.
Четвертый этап – процессы планирования и программирования. План так же, как и цель, формулируется до начала деятельности или ее отдельных этапов. Его основная функция – это пространственно-временное упорядочивание деятельности, выработка общих ориентиров деятельности и конкретных средств реализации ее целей и подцелей.
Пятый этап – процессы самоконтроля. Благодаря этому регулятивному процессу, деятельность обретает свойства саморегулируемости, адаптивности по отношению к изменениям внешних и внутренних условий ее выполнения.
Шестой этап – процессы оценки результатов и их коррекция. Оценка и коррекция осуществляются путем сличения полученных результатов с теми, которые были сформулированы в качестве ожидаемых на первом этапе – этапе оценки исходной проблемной ситуации. Коррекция как процесс организации деятельности наиболее специфична среди регулятивных процессов: доведение реального результата до идеальной цели или до приемлемого приближения к ней [29].
Представленный Л.Ф. Климановой подход к определению структуры регулятивных универсальных учебных действий отвечает почти всем требованиям к формированию РУУД обучающихся, заявленным в ФГОС СОО.
1.2. Содержание регулятивных универсальных учебных действий
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на переход от знаниево-ориентировнаного подхода к компетентностному, имеющему своей целью не просто передачу знаний, умений и навыков, лежащих в основе той или иной компетенции, но и развитие личности, формирование духовно-нравственного опыта, а также социальной компетентности.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, основанный на обеспечении соответствия учебной деятельности возрасту и индивидуальным особенностям учащихся. Одним из центральных понятий данного подхода является понятие «деятельности» [30].
Термин «деятельность» широко распространен во многих сферах науки. В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, педагогическая деятельность - это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры[12, с. 193].
Универсальные учебные действия (УУД) - набор различных действий, направленных на самостоятельное получение знаний, активное саморазвитие, приобретение нового практического и познавательно-исследовательского опыта. УУД по ФГОС - базовая составляющая умения учиться, обеспечивающая возможность успешного саморазвития.
Общеучебные умения носят метапредметный характер, а потому могут применяться для освоения любого школьного предмета. На них базируется любая деятельность учащегося. УУД позволяют сформировать психологические способности ребенка.
УУД по ФГОС - это способность к самостоятельному развитию, надпредметные действия, общеучебные умения, определение которых охватывает все сферы развития личности ребенка. Согласно федеральному стандарту, формальные умения и знания становятся второстепенными, поскольку мерилом результативности обучения становятся виды деятельности, которые осваивают учащиеся в течение года. Школьник должен научиться читать и писать, но гораздо важнее мотивация к учебе и выработка метапредметных способов действий[30].
По мнению И. С. Сивовой, в системе образования целеполагание реализуется на нескольких уровнях. Первый из них касается современного социума и государства, то есть всех существующих федеральных законов и нормативно-правовых актом, что регулируют педагогическую деятельность. Также реализация целеполагания в педагогике происходит за счет программ и концепций регионального развития, образовательных организаций[25, с. 103].
И наконец, процесс может реализоваться посредством индивидуальной профессиональной деятельности педагога. Что касается общих целей, которые ставит перед собой педагог, то они могут быть предметными, личностными и метапредметными. И все из этих целей на сегодняшний день зафиксированы в образовательных стандартах.
А.Г Асмолов, выделяет следующие универсальные учебные действия:
-Личностные
-Регулятивные
-Познавательные
-Коммуникативные [3, с. 83].
Важное место среди них занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
К ним относятся:
-Целеполагание
-Планирование
-Прогнозирование
-Контроль
-Коррекция
-Оценка
-Саморегуляция
Формирование регулятивных УУД идёт от простого к сложному, в 1 классе регулятивные действия под руководством учителя; во 2 классе идёт переход от руководства учителя к самостоятельной организации своей работы, а в 3-м и 4-м классах дети самостоятельно организуют свою деятельность, умеют ставить перед собой цель, добиваться её и давать оценку[10, с. 19].
Новые образовательные стандарты обозначили целевую установку на развитие личности школьника на основе формирования универсальных учебных действий, среди которых особое значение имеют регулятивные действия, поскольку уровень саморегуляции человека влияет на коммуникацию и познавательные процессы.
Одним из регулятивных универсальных учебных действий является целеполагание, которое понимается как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще предстоит узнать. По мнению Н.В. Артюхова «Деятельность по присвоению новой информации начинается с того, что у человека возникает потребность данную информацию присвоить... Самоопределение человека проявляется в том, что потребности и выражающие их мотивы осознаются и формулируются в виде цели (целей). Этот этап вербализации мотивов носит название целеполагания» [2, с. 55].
А.К. Маркова считает, что целеполагание является одной из составляющих самых разных форм деятельности; обучение этому позволяет попутно сформировать и развить у школьников познавательную мотивацию, мотивацию учебной деятельности[17].
Чтобы научить ребенка думать над словом, осуществлять осознанный выбор языковых средств, мыслить нестандартно, необходимо создать условия для обеспечения субъектной позиции школьника в учебной деятельности. Такая позиция предполагает активное участие ученика в планировании своей образовательной траектории и свободу выбора в постановке цели и задач деятельности.
Таким образом, можно говорить, целеполагание – это регулятивное универсальное учебное действие, которое обязательно должно формироваться в учебной деятельности. Для этого в структуру современного урока обязательно включается этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Формировать целеполагание на уроке можно при определении цели деятельности в рамках специального этапа урока или при работе с конкретным заданием, языковым материалом.
По мнению А. Г. Севериной, ребенка нужно учить осознавать цель, которую он должен достичь, с первых дней пребывания в школе [24, с. 7]. Цель должна выступать как прогнозируемый результат, а задача как частное ее отражение. Количество учебных задач может быть разным, исходя из содержательной полноты цели, логики действия учащихся. Умение
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова Э.И. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы / Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова. – М., 2010. – 50 с.
2. Артюхов Н.В. Целеполагание / Н.В. Артюхов [и др.] – Новокузнецк: ИПК, 2007. – 67 с.
3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А. Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2014. – 162 с.
4. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О. Аствацатуров Волгоград: Учитель, 2015. – 118 с.
5. Бунимов Н.Т. Словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимов [и др.] - М.: Республика, 2012. - 527 с.
6. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. – М.: Академия, 2016. – 336 с.
7. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2016. – 135 с.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2016. – 240 с.
9. Демидова Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников / Т.Е. Демидова / Начальная школа плюс До и После. - 2018. - №6. - С. 15-19.
10. Епишева О.Б. Методическая система обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся: Основные теоретические процедуры: кн. для учителя / О.Б. Епишева. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2009 – 175 с.
11. Климанова Л.Ф. Русский язык: учебник для общеобразовательных организаций / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2015. – 2 часть.
12. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 448 с.
13. Кокарева З.А. Диагностика сформированности действий целеполагания / З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева // Начальная школа. - 2014. - №2. - С. 21-24
14. Лекант П.А. Современный русский язык: уч. пособие для студ. высш. пед. уч. завед. / П. А. Лекант. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2010. – 557 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - М.: Политиздат, 2015. - 304 с.
16. Молодцова Л В Модели организации педагогических советов по вопросам воспитательной работы // Классный руководитель 2017. № 7. – 16 с.
17. Настольная книга классного руководителя - М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. – 98 с.
18. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2014. – 928 с.
19. Осмоловская И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова; И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10 – С.6-12.
20. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2012. – 255 с.
21. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 2016. – 165 с.
22. Программа формирования универсальных учебных действий / Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М., 2009.
23. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2009. - 431 с.
24. Северина А.Г. Целеполагание воспитательной работы классного руководителя // Классный руководитель 2018. № 5. – 19 с.
25. Сивова И.С. Развитие целеполагания младших школьников в учебной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Сивова И.С. - Волгоград, 2009. - 207 с.
26. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе - М.: Центр «Педагогический поиск». 2016. – 84 с.
27. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения: уч. пособие для студ. пед. уч. завед. / М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 2013. – 383с.
28. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина – М.: Просвещение, 2018. – 175 с.
29. Тихомиров О.К. Психология мышления: учеб. пособие для вузов / О.К. Тихомиров – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. – 272 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2012. – 31 с.
31. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А.Карабанова – Управление начальной школой. - 2009. - № 12.
32. Фролова И.Т. Философский словарь: Для студ. высш. Учебных заведений./ И.Т. Фролова. – М.: Издательство «Республика», 2011. – 720 с.
33. Целеполагание воспитательной работы в школе. Методическое пособие / Под ред. Степанова Е.Н. М., 2012. – 102 с.
34. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Д. Эльконина – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 367 с.