Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. СМИ и редакция СМИ. Отличия правового статуса
2.1 Основы правового регулирования
Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124—1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ):
СМИ— периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием.
Редакция СМИ— организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск СМИ.
Понятия «СМИ» и «редакция СМИ» необходимо четко различать:
СМИ подлежит обязательной регистрации, которая подтверждается свидетельством, выдаваемым Роскомнадзором, в то время как редакция СМИ может быть представлена не только юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подлежащими регистрации в соответствующем реестре, но и обычным физическим лицом (объединением физических лиц).
Не подлежат регистрации (статья 12 Закона о СМИ):
- СМИ, учреждаемые органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
-периодические печатные издания тиражом < 1000 экземпляров;
-радио- и телепрограммы, распространяемые по кабельным сетям, ограниченным помещением или территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющие не > 10 абонентов;
- аудио- и видеопрограммы, распространяемые в записи тиражом не > 10 экземпляров.
Ответственность за изготовление или распространение продукции незарегистрированного СМИ.
Административная ответственность. Изготовление или распространение продукции незарегистрированного СМИ влечет наложение административного штрафа (статья 13.21 КоАП РФ):
-для граждан: от 1000 до 1500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
-для должностных лиц: от 2000 до 3000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
- для юридических лиц: от 20000 до 30000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Редакция СМИ должна иметь свой устав, при этом редакция, являющаяся юридическим лицом, обязана иметь и устав как учредительный документ.
2.2. Устав юридического лица и устав редакции
Устав юридического лица и устав редакции могут быть совмещены в одном документе, но этот документ должен одновременно соответствовать требованиям как законодательства о юридических лицах, так и законодательства о СМИ (статья 20 Закона о СМИ).
Устав редакции, состоящей менее чем из десяти человек, может быть заменен договором между учредителем и редакцией (главным редактором) (статья 20 Закона о СМИ).
Основания и порядок признания свидетельства о регистрации СМИ недействительным (статья 15 Закона о СМИ)
Основания:
-представленные заявителем в Роскомнадзор сведения недостоверны;
-СМИ не выходит в свет (в эфир) > 1 года;
-устав редакции или заменяющий его договор не направлены в Роскомнадзор в течение трех месяцев с даты выхода в свет СМИ; имела место повторная регистрация данного СМИ.
Роскомнадзор обращается в суд с заявлением о признании свидетельства о регистрации СМИ недействительным.
Суд признает свидетельство о регистрации СМИ недействительным,
если редакция СМИ не сможет доказать отсутствие вышеуказанных оснований.
Редакция СМИ может одновременно выступать и в качестве учредителя СМИ, и в качестве издателя, и в качестве распространителя.
Учредитель СМИ и учредитель юридического лица, осуществляющего функции редакции, могут быть как разными лицами, так и совпадать.
Помимо приведенных выше оснований, регистрация СМИ утрачивает силу также в случае смерти физического лица, реорганизации или ликвидации объединения граждан либо прекращения юридического лица, которые являлись учредителем данного СМИ и права и обязанности которых не перешли к редакции.
2.3 Статус учредителя, издателя, главного редактора СМИ
Статус учредителя
Учредителем (соучредителем) средства массовой информации могут быть (статья 7Закона о СМИ):
- гражданин (в том числе индивидуальный предприниматель);
- объединение граждан;
-организация (коммерческое или некоммерческое юридическое лицо);
- государственный орган;
- орган местного самоуправления.
В случае привлечения к ответственности, административные штрафы для учредителя-индивидуального предпринимателя (гражданина) существенно меньше, чем для учредителя-юридического лица.
Вместе с тем индивидуальные предприниматели отвечают за исполнение своих обязательств всем принадлежащим им имуществом.
Не могут быть учредителями СМИ:
-несовершеннолетние граждане;
-граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы, либо имеющие судимость за совершение преступлений с использованием СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности; душевнобольные граждане, признанные судом недееспособными;
- объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
- иностранцы или лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации.
В 2014 году Государственная Дума Российской Федерации приняла закон об ограничении иностранного участия в СМИ.
В соответствии с нововведениями не могут являться учредителем (участником) СМИ, редакцией СМИ, организацией, осуществляющей вещание, следующие лица:
- иностранные государства;
- международные организации;
- организации, находящиеся под контролем иностранных государств и международных организаций;
-иностранные юридические лица;
- российские организации с иностранным участием;
- иностранцы и лица без гражданства;
- граждане России, имеющие гражданство другого государства.
В уставном капитале юридического лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя СМИ, доля иностранного участия не должна превышать 20%.
Согласно статье 19.1 Закона о СМИ любые сделки, которые приводят к нарушению данных требований, ничтожны.
В случае получения редакцией СМИ или издателем денежных средств от иностранного государства, международной организации, иностранной организации, от некоммерческой организации — иностранного агента, иностранного гражданина, лица без гражданства, а также от российской организации, участниками и (или) учредителями которой являются указанные лица, редакция СМИ или издатель обязаны один раз в квартал не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставить информацию о получении денежных средств от указанных лиц посредством направления соответствующего уведомления в Роскомнадзор (статья 19.2 Закона о СМИ).
Это правило не действует в случае получения денежных средств:
-от учредителя соответствующего СМИ (с учетом положений об ограничении доли иностранного участия в капитале учредителя СМИ до 20%);
- от распространения рекламы;
-от распространения продукции соответствующего СМИ (тиража);
- в сумме, составляющей менее 15 000 рублей, полученных единовременно.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 13.02.1992. N 7. Ст. 300.
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 31.07.2016. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
3. Об аккредитации журналистов средств массовой информации при Федеральной службе исполнения наказаний: Приказ ФСИН РФ от 29.02.2008 № 128 // Российская газета. № 80. 12.04.2018.
4. Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2016 N 3-Г08-3 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации": Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 8. 2015.
6. Определение Верховного Суда РФ от 15 05.2015 N 63-АПГ13-2 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Положение о порядке аккредитации представителей средств массовой информации (журналистов) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации: Приказ Торгово-промышленной палаты РФ от 31.10.2016 № 133. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ. URL: https://tpprf.ru/. Дата доступа: 30.04.2020
8. Батурин Ю.М., Федотов М.А. Феноменология юридического чуда. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2017.
9. Башаратьян М.К. Система конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере деятельности средств массовой информации: Авто- реф. дисс. на соиск. ... канд. юрид. наук. - М., 2017.
10. Гольтяпина И.Ю. О мерах административного принуждения, применяемых к средствам массовой информации // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 (31).
11. Лукаш А.В. Проблемы развития социального государства в России / Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии». Омск, 2015.
12. Пантелеев Б.Н. Международно-правовые стандарты, ограничивающую приемлемую критику от экстремистских заявлений // Человек и закон. - 2016. - № 8. - С. 78.
13. Спектор Е.И. Правовое регулирование режима аккредитации // Право и экономика. № 1. 2015.
14. Субанова Н.В. Разрешительные полномочия органов исполнительной власти в Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2016.