Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Бизнес, особенно работающий в сфере услуг населению, более всего зависит от человеческого фактора. Персонал как вид капитала предприятий непосредственно влияет на уровень продаж, конкурентоспособность организации. Если крупные организации могут конкурировать и развиваться за счет использования значительных финансовых ресурсов, производственных мощностей, то основной движущей силой и средних предприятий являются кадры. Следовательно, мотивация кадров для развития предприятий в сфере гостиничных услуг играет важную, а часто и решающую роль.
В результате функционирования любого предприятия в современных рыночных условиях заинтересован обширный круг участников рыночных отношений, который стремится оценить эффективность деятельности предприятия. Как нам известно, именно прибыль является основным источником развития предприятия, повышения роста дохода. Для достижения этой цели необходимо решить множество задач, связанных с формированием финансовых ресурсов и определением направлений их использования, с выбором рациональных форм и методов финансирования организаций, определением оптимальной структуры и стоимости их капитала, с необходимостью планирования финансовых результатов деятельности предприятий.
В связи с этим финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров.
Поскольку финансы предприятия как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельность в области финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Объект исследования – гостиница «Ararat Park Hyatt» г. Москва.
Предмет исследования – система прибыли предприятия гостиничного сервиса.
Цель исследования – рассмотреть прибыль предприятия гостиничного сервиса.
Задачи исследования:
рассмотреть сущность прибыли;
проанализировать виды прибыли. Функции прибыли;
обозначить источники формирования прибыли;
рассмотреть экономическую характеристику гостиничного предприятия;
дать расчет экономических показателей гостиничного предприятия;
рассмотреть пути повышения прибыли гостиничного предприятия.
Структура работы включает в себя: введения, две главы, заключение, список литературы и приложения.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ
1.1 Сущность прибыли
По своей экономической сущности прибыль – это форма стоимости прибавочного продукта, то есть чистого дохода. Также прибыль включает часть стоимости необходимого продукта.
Таким образом, для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, гостиничное предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство .
Стратегической целью деятельности коммерческой организации в современных условиях является получение прибыли. Прибыль как цель деятельности отражается в российской законодательной базе, регулирующей деятельность хозяйствующих субъектов. Так, в соответствии со статьей 50 ГК РФ, «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации)». Таким образом, прибыль как экономическая категория характеризует конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации. В экономической литературе, посвященной вопросам управления финансами организаций, понятие прибыли не имеет единого четкого определения. В таблице 1 представлены авторские подходы к трактовке категории «прибыль».
Как видно, несмотря на разнообразие определений, все авторы сходятся в том, что прибыль − это часть выручки, элемент прибавочной стоимости и, вместе с тем, это критерий и показатель результативности организации, стимулирующий предпринимательскую деятельность.
На наш взгляд, самая простая трактовка «математического» подхода к категории прибыли представлена в учебном пособии «Финансы торговых организаций» Н. А. Лупей: «Прибыль организации- это превышение ее доходов над расходами. Обратное положение (превышение расходов над доходами) называется убытком» .
Таким образом, современные трактовки и понятие финансовых результатов сведены, в большей степени, к порядку расчета прибыли (как положительного результата) или убытка (отрицательного результата) организации. Несмотря на кажущуюся простоту расчета, методология исчисления прибыли, как и сама формулировка категории, носит также весьма условный характер. Это обусловлено противоречивостью интересов собственников фирмы, налоговых органов, инвесторов, кредиторов и прочих лиц, заинтересованных в деятельности организации. Преследуя свои цели, «каждая из сторон настаивает на своих методологических подходах к исчислению прибыли». Чаще всего это разнообразие выражается в методике признания для целей исчисления прибыли составных элементов, её определяющих – доходов и расходов. В российской практике в настоящее время нормативно-правовыми актами в области формирования доходов, расходов и налогообложения прибыли, являются:
Налоговый кодекс РФ. Часть вторая (гл. 25 «Налог на прибыль организаций»);
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) - утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н;
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)- утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н;
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ (10/99) - утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н; - Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02) - утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н .
1.2 Виды прибыли. Функции прибыли
Структура и порядок формирования финансовых результатов деятельности коммерческих предприятий в современных условиях, является одним важных вопросов. Достоверные данные о финансовых результатах и использования прибыли предприятий могут являться основой для анализа финансового положения хозяйствующего субъекта, проявления его сильных и слабых качеств, кроме этого анализируемые данные могут определить направления по улучшению его финансового состояния или выходу из сложной финансовой ситуации. В общем виде основным источником формирования финансовых результатов деятельности коммерческих предприятий, является результаты их производственно – сбытовой, финансовой и иной предпринимательской деятельности, не запрещенной законодательством. Если исходить из нормативно закрепленной формы отчетности, а именно отчета о финансовых результатах, то порядок формирования финансовых результатов можно представить в следующем виде (рисунок 1) .
Рисунок отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка, единство целей деятельности, показателей финансовых результатов деятельности, процессов формирования и распределения прибыли. Информационной базой для экономического анализа финансовых результатов служит принятая для всех организаций, не зависимо от формы собственности, форма ежегодной финансовой отчетности «Отчет о финансовых результатах», которая содержит сведения о текущих финансовых результатах - деятельности предприятия за отчетный период и данные предыдущего года.
Рассмотрим основные виды предприятия:
В зависимости от условий формирования прибыли различают: бухгалтерскую – это разница между доходами и расходами; экономическую – сумма полученная после вычета из бухгалтерской прибыли средств потраченных на непредвиденные расходы (премия сотрудникам, собственные некомпенсируемые затраты);
По конечному результату прибыль делят на: предусмотренную – позволяет обеспечить устойчивость предприятия; максимально возможную либо минимально допустимую – доход, получаемый при минимальных затратах и максимальной выручке; недополученную – прибыль, упущенная из-за нарушения обязательств другой стороной.
С точки зрения налогообложения выделяют: прибыль облагаемую налогом – это доходы от реализации основных товаров и операций не связанных с общей деятельностью компании, подлежащие налогообложению; прибыль не облагаемая налогом – это все варианты получения дохода, перечисленные в статье 251 НК РФ.
По видам осуществляемой деятельности прибыль классифицируют на поступающую от: финансовой деятельности – доход от краткосрочных финансовых вложений; производственной деятельности – прибыль от производства и реализации продукции; инвестиционной деятельности – материальная выгода, полученная за счет долгосрочных финансовых вложений, размещения депозитов и работы с портфелем ценных бумаг.
В зависимости от регулярности формирования прибыль бывает: сезонная – один из дополнительных видов прибыли, которую можно получить только в определенный сезон, например: рождественские туры зимой, продажа овощей и фруктов осенью; предельная – добавочная, прибыль возникающая в результате дополнительной продажи продукции.
В форме представлены также выручка, затраты предприятия на производство, коммерческие и управленческие расходы, суммы налога на прибыль и отвлеченных средств, нераспределенная прибыль. Эти данные позволяют оценить структуру и динамику финансового результата, а также провести факторный анализ прибыли и рентабельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 8.12.1994. №14. ст.1245.
3. Адзинба, Э.И. Инструменты Интернет-маркетинга в продвижении гостиничных услуг / Э.И. Адзинба // Наука и бизнес: проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности. - 2016. – С. 5-8.
4. Ararat Park Hyatt Moscow // [Электронный ресурс] – URL: https://www.hyatt.com/ru-RU/hotel/russia/ararat-park-hyatt-moscow/mosph
5. Белов, Н.С. Актуальные вопросы продвижения гостиничных услуг в сети Интернет / Н.С. Белов, В.М. Ульянова // Туризм как значимый фактор трансграничного сотрудничества стран Балтийского региона материалы международной научно-практической конференции. - 2016. – С. 78-81.
6. Бобрешова, М.В., Петровская А.В. Корпоративная финансовая политика как элемент системы управления финансами / М.В. Бобрешова // Вектор экономики. 2018. № 10 (28). – С. 79.
7. Бороненкова, С.А., Мельник М.В. Комплексный экономический анализ в управлении предприятием: Учебное пособие / С.А. Бороненкова, М.В. Мельник. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 352 с.
8. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Костюковой. – М.: КноРус, 2015. – 270 с.
9. Вахрушина, М.А. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Вахрушина М.А., 3-е изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 432 с.
10. Волков, О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 264 с.
11. Воронина, М.В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / М. В. Воронина. – М.: Дашков и К, 2016. – 400 с.
12. Владимирова, О.Г. Инновационные методы управления гостиничным бизнесом / О.Г. Владимирова, И.А. Ляпина // Материалы международной научно-практической конференции «Экономика. Социология. Право». – 2016. - С. 58-61.
13. Гиляровская, Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций: Учебное пособие / Л.Т. Гиляровская, А.В. Ендовицкая. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 159 с.
14. Григорян, К.О. Организация и управление маркетинговой деятельностью в гостиничном бизнесе / К.О. Григорян // Закономерности и тенденции инновационного развития общества / сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2017. – С. 75-79.
15. Деркачев, А.Н. Перспективные каналы продвижения и реализации гостиничных услуг / А.Н. Дергачев // Туризм и гостеприимство через призму инноваций Сборник статей научно-практической конференции. - 2017. – С. 75-77.
16. Кириченко, Т.Т. Финансовый менеджмент: Учебник / Т.Т. Кириченко. – М.: Дашков и К, 2018. – 484 с.
17. Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.В. Борисова, Н.И. Малых, Ю.И. Грищенко, Л.В. Овешникова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 651 с.
18. Леонтьев, В. Е. Корпоративные финансы: учебник для академического бакалавриата / В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радковская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 354 с.
19. Продвижение отелей в социальных сетях // [Электронный ресурс]. – URL: http://prohotel.ru/news-157004/0/
20. Сериков, С.Г. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью организации / С.Г. Сериков // Экономика и социум. – 2017. – N 1-2. - С. 586-590.
21. Трухина, Т.Г. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью хозяйствующего субъекта / Т.Г. Трухина // Молодой ученый. – 2017. – N 5. – С. 247-250.
22. Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс]. – URL: www.gks.ru
23. Филиппова, Т. А. Применение мотивации труда работников как возможность увеличения прибыли предприятия / Т.А. Филиппова, А.В. Сычева, Е. В. Стрельцова //Таврический научный обозреватель. – 2017. – №5 (22) [Электронный ресурс]. – URL: http://tavr.science/stat/2017/05/21-Filippova-Sycheva-Streltsova.pdf
24. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 456 с.
25. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Н.И. Берзона, Т.В. Тепловой. – М.: КНОРУС, 2014. – 654 с.
26. Хайдукова, Д. А. Прибыль предприятия: экономическая сущность, виды, методы анализа / Д. А. Хайдукова. – Текст : электронный // Вопросы экономики и управления. – 2016. – № 5 (7). – С. 175-179. – URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1508/
27. Щурина, С.В., Пруненко М.А. Управление дебиторской задолженностью компании: теория и практика / С.В. Щурина // Науковедение. – 2017. – N 1. – С. 2-17.