Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях залогом успешного развития предприятия является конкурентная стратегия. Именно поэтому компании пытаются выбрать среди них оптимальный вариант ит добиться максимальной эффективности его использования.
Многообразие стратегий обусловлено особенностями новой экономики, которые проявляются различиями профилей деятельности компаний, внешними условиями, разным уровнем конкуренции, дифференциацией стратегических целей и т.п.
Одной из конкурентных стратегий является инжиниринг, что (engineering) означает проектирование, создание, построение, изобретательство. Главным процессом инжиниринга является создание разнообразных технологий для производства. От того, насколько профессионально буде оказана услуга инжиниринга, напрямую зависит время развития производственного предприятия и, соответственно, его прибыль. Оказание услуги инжиниринга целесообразно только в том случае, если работами будут заниматься настоящие профессионалы своего дела - чертежники, программисты, инженеры. Основной функцией технолога является эффективное оптимизирование процесса создания продукта с наименьшими затратами. К вопросам инжиниринга относятся также усовершенствование и качественное улучшение процесса производства продукции на предприятии.
Цель исследования - изучить и проанализировать теоретические основы конкурентных стратегий предприятия в условиях крупных предприятий в условиях новой экономики, а также найти действенные методы применения теоретических знаний и методик на практике на примере Лужского абразивного завода.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и значение конкурентоспособности предприятия;
2) изучить конкурентные стратегии;
3) изучить понятие инжиниринга;
4) проанализировать теоретические основы повышения конкурентоспособности продукции предприятия на основе инжиниринга;
5) проанализировать особенности реализации конкурентной стратегии для ОАО «Лужский абразивный завод»,
6) представить направления совершенствования конкурентной стратегии данного предприятия.
Предмет исследования – конкурентные стратегии.
Объектом исследования является ОАО «Лужский абразивный завод».
Работа по структуре состоит из трех, шести параграфов, заключения и списка использованных источников.
Полученные данные в результате настоящей работы могут найти практическое применение в деятельности Лужского абразивного завода, а также могут быть полезными для ряда других компаний из смежных отраслей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Конкурентоспособность в новой экономике
Развитие современной экономической системы во многом обусловлено стремительным совершенствованием инновационных систем, внедрение которых постепенно становится решающим фактором для того, чтобы компания могла спокойно осуществлять свою деятельность на рынке. Стоит также отметить скорость, с которой происходят данные изменения. По сравнению с 20 веком сегодня жизненный цикл оборудования исчисляется годами, а не десятилетиями полезного использования. Можно предположить, что в дальнейшем данная тенденция только укрепится, и, следовательно, предприятий, поддерживающих инновационную деятельность, станет гораздо больше, в связи, с чем изменения будут протекать все быстрее.
С учетом вышеописанных изменений не только в экономической сфере, но и в мировом обществе в целом, жизнеспособность компаний на мировом рынке подвергается большому риску, а также заставляет руководство компаний уделять особое внимание в своей политике на развитие современных технологий и разработку различных методов по их внедрению. В прошлом остался период, когда все новейшие изобретения так и оставались в «рабочих столах» своих создателей, сегодня же для успешной деятельности компании на рынке необходимо постоянная модернизация средств производства.
Пристальное внимание на жизнеспособность компании на рынке обращалось, начиная с 19 века, следовательно, многие методы и способы не только известны широкому кругу лиц, но и воспринимаются как данное, среди них такие как: эффективная организация труда на производстве, снижение себестоимости и многие другие. Сегодня же задача перед компаниями стоит не из простых: успешное их развитие и существование напрямую зависит от постоянного, плодотворного внедрения новых технологий, то есть из всего многообразия новинок на инновационном рынке следует отсеивать именно то, что может быть использовано на конкретном производстве.
Другой вариант, который могут позволить себе только крупные игроки на рынке, предполагает наличие отдела по НИОКР внутри материнской организации, что весьма затратно, но при этом управление компании, ставя четкие задачи перед данным отделом, не сталкивается напрямую с великим многообразием технических новшеств.
Успех фирмы на рынке объясняется понятием конкурентоспособности, которая понимается как особенность объекта, характеризующаяся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на этом рынке. «Конкурентоспособность объектов складывается из конкурентоспособности элементов и их организованности для достижения цели» [15, С.33].
Конкурентоспособность предприятия – комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы.
«Конкурентоспособность – способность конкурировать на рынках товаров и услуг. В основе конкурентоспособности лежит сочетание цены и качества. При одинаковом качестве продукции и высокой репутации производителей поставщики конкурентоспособны только при условии, что их цены не превышают цен конкурентов».[14, С.56]
Проанализировав эти понятия, можно определить особенности конкурентоспособности. Во-первых, конкурентоспособность подразумевает более эффективную работу в отличие от конкурентов, которая в конечном итоге выражается в удовлетворении потребностей клиентов. Во – вторых, согласно некоторым терминам, конкурентоспособность в первую очередь подразумевает эффективное управление организационными процессами, что и позволяет формировать конкурентное преимущество. В-третьих, конкурентоспособность подразумевает соотношение цены и качества. И наконец, конкурентоспособность – комплексное понятие, обусловленное качеством построения организационных процессов, таких как система управления, система качества продукции, финансовая составляющая и т.д.
Рассмотрим понятие конкурентоспособности несколько иначе. Успешный продукт на рынке характеризуют два основных фактора- качество и цена. Еще одним фактором, которым руководствуется покупатель при выборе продукта, является престиж или репутация производителя. Хорошим примером здесь может быть социальная активность компании и участие в крупных проектах. Тем не менее заниматься общественной деятельностью могут позволить себе только очень крупные компании с большой долей на рынке. Таким образом, можно выделить ценовые и неценовые факторы повышения конкурентоспособности.
В данном случае мы остановимся на производственных, промышленных компаниях и предприятиях, поэтому целесообразным будет сфокусироваться на ценовых факторах, которые являются более существенными в данной области, а также по причине того, что данные факторы легче поддаются анализу.
В условиях общеэкономического спада более весомым в последнее время является фактор цены, то есть выбор потребителя будет сделан в пользу более дешевого продукта нежели более качественного. Дополнительную проблему здесь приносят китайские производители, соревноваться в себестоимости с которыми представляется довольно сложной задачей.
В связи с этим, все методы повышения конкурентоспособности направлены в конечном итоге на снижение себестоимости производства, что в последствии предоставит возможность для снижения цены на продукт. При этом снижение себестоимости должно происходить при сохранении должного качества продукта, в противном случае товар будет вытеснен с рынка. Следует признать тот факт, что кризисные явления в мировой экономике заставляют потребителей смотреть на более дешевый товар и делать выбор в его пользу, тем не менее вкусы потребителей за более благоприятный период привыкли к качественной продукции и не позволят сильного ущемления своих устоявшихся предпочтений.
Признаками эффективной конкурентоспособность любой крупной компании, работающей в той или иной сфере производства, являются:
– минимальный уровень производственных издержек (о чем уже упоминалось ранее; преимущество данного вида позволит снизить конечную цену на товар, что сделает его более выгодным для потребителей при заданном уровне качества);
– качественная фондоотдача (грамотное использование ресурсов
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акмаева Р.И. Становление быстродействующих и самообучающихся организаций – основа повышения конкурентоспособности Российских компаний в условиях инновационной экономики // Р.И. Фомченкова Л.В. Анализ факторов конкурентоспособности организаций на различных стадиях жизненного цикла // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – 33. – с. 46-52.
2. Акмаева, Н.Ш. Епифанова // Вестник АГТУ. Сер. Экономика. – 2011. – №2. – с. 12-18.
3. Аранжин В.В. Ключевые факторы повышения конкурентоспособности современных организаций (по материалам российских научных публикаций) // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 2
4. Арсентьева Ю.А., Борисов А.В. Современные проблемы руководства и лидерства в системе управления человеческими ресурсами организации // NovaInfo.Ru. - 2015. - Т. 1. - № 39. - С. 101–106
5. Байда Е.А. Обеспечение конкурентоспособности производственных организаций // Вестник СибАДИ – 2015. – №3 – с. 79-83.
6. Балашов А.П. Теория менеджмента. - М.: Инфра-М, 2014. — 352 с.
7. Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Теория менеджмента. Учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2014. — 304 с.; электронная версия — Москва: 2016.
8. Васяйчева В.А. Повышение конкурентоспособности организаций РФ на основе проектного управления // В.А. Вясяйчева, Е.А. Гущина // Экономическое развитие стран Евросоюза и стран СНГ в условиях глобализации Международный научно-практический конгресс: тезисы докладов. ISAE “Consilium”. – 2013. – с. 101-104.
9. Виноградова Н.И. Инновационная составляющая роста конкурентоспособности организаций потребительской кооперации // Н.И. Виноградова, Г.А. Польская, М.А. Чаплыгина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2014. – №1. – с. 336-339.
10. Кара А.Н. Систематика подходов к управлению конкурентоспособностью организации // А.Н. Кара, А.В. Ковтуненко // Современные проблемы и перспективы. – 2012. – с. 133-135.
11. Коробейников О.П. и др. Инвестиционный инжиниринг. Учебное пособие. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. — 108 с.
12. Кудрявцев Д.В., Арзуманян М.Ю., Григорьев Л.Ю. Технологии бизнес-инжиниринга. - СПб.: Издательство Политехнического университета, 2014. — 427 с.
13. Малюх В. Н. Введение в современные САПР. М. : ДМК Пресс, 2010. 192 с
14. Ожгибесова Е.В. (ред.) Актуальные проблемы экономики и управления в современном обществе 2011. Материалы научно-практической конференции. 17 ноября 2011 г. / Под ред. Е.В. – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2011. – 556 с.
15. Панова А.Г., Иваницкая Е.С. Экономическое обоснование развития и мотивации международного менеджмента в сфере материальных, финансовых и информационных потоков. Расширение международных границ интернационализации бизнеса. Учебное пособие. Новосибирск: ФГОУ ВПО «НГАВТ», 2010 г. — 45 с.
16. Тарский М.О. Конкурентоспособность – основное проявление качества управления организацией // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. – 2014. – №2. – с. 63-66.
17. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Учебное пособие – М.: МЭСИ, 2014. – 116 с.
18. Туккель И.Л., Сурина А.В., Культин Н.Б. Управление инновационными проектами. Учебник под ред. И. Л. Туккеля. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 416 с.
19. Виды инжиниринга. - http://statom.ru/blog/vidy-inzhiniringa
20. Инжиниринг. - http://www.vostok-automation.ru/inzhiniring.html
21. Показатели конкурентоспособности. - https://utmagazine.ru/posts/13398-pokazateli-konkurentosposobnosti
22. Промышленный инжиниринг. - http://ik2k.ru/raboty-i-yslygi/promyshlennyy-inzhiniring
23. Понятие конкурентоспособности и методы ее повышения- https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8220/
24. Годовой отчет по результатам работы за 2019 год, ОАО «Белгородский абразивный завод
25. https://creativeconomy.ru/lib/8634