Фрагмент для ознакомления
2
должен дать образец или наглядный пример, который дается или на доске, или на листе с самостоятельной работой [21].
4. Самостоятельная работа должна нести в себе характер планомерности. Использование частых самостоятельных работ на уроках может привести к тому, что можно замедлить процесс изучения материала по программе, то и учащиеся не получат весь материал в течение учебного года.
К письменной самостоятельной работе Бибик А.Е. предъявляет следующие требования:
1) самостоятельная работа должна способствовать развитию у учащихся как мыслительной, так и творческой активности;
2) она должна быть посильной и опираться на ранее изученный материал;
3) при составлении самостоятельной работы нужно учитывать последовательность возрастания сложности в заданиях и индивидуальные особенности учеников;
4) самостоятельная работа должна также давать новые знания, умения и навыки, заставлять учеников подходить к изучаемому материалу со всех сторон;
5) каждая самостоятельная работа должна быть проверена учителем и использоваться для корректировки (если требуется) знаний, умений и навыков у учеников [4].
Педагог учитывает то, что детям требуется разное время. Именно поэтому он старается осуществлять дифференцированный подход. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель переключает успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество упражнений сводит до минимума, а другим дает значительно больше. При этом при выполнении основной части самостоятельной работы учитель отводит ведущую роль себе. Он организует чтение задания, устанавливает время выполнения и контролирует ход выполнения каждым из учащихся.
Такой полный контроль при выполнении самостоятельной работы не всегда несет положительный характер, так как в дальнейшем возникают проблемы с формированием самостоятельности, и не все ученики могут организовывать сами себя. Когда было дано задание для детей в виде самостоятельной работы по пройденной теме, у детей возникали вопросы из-за того, что они привыкли к полному объяснению каждого задания. Тем не менее, педагог учит детей выполнять самостоятельную работу поэтапно, что, несомненно, важно[8].
Существуют и проблемные аспекты в организации самостоятельной работы младших школьников:
1. Несмотря на необходимость при организации самостоятельной работы отведения главной роли ученику, учителя склонны выполнять в ней ведущую роль, тем самым, не давая возможности учащимся развивать их умения работать самостоятельно.
2. Многие учителя наиболее часто склонны использовать индивидуальную и парную формы организации самостоятельной работы, лишая детей возможности формирования коммуникативных навыков, которые могут быть сформированы при выполнении групповой самостоятельной работы [11].
3. В 1-2 классах учителю необходимо научить ребенка выполнять самостоятельную работу правильно, соблюдая этапы выполнения. В связи с этим возникает проблема того, что не все учителя учат именно выполнять такую работу, а, следовательно, и неправильно ее организуют в зависимости от класса. В основе всего этого лежит и умение учиться, которое стоит в центре всего обучения.
4. Ставя только ближнюю цель для самостоятельной работы (проверка знаний), учителя лишают детей формирования такого личного качества как самостоятельность. Тем самым, совершают огромную ошибку, которая может влиять в дальнейшем на развитие умения самоорганизовывать собственную образовательную деятельность.
Таким образом, организация самостоятельной работы - это сложный процесс для учителя, который требует хорошей педагогической подготовки. Существует множество требований к самостоятельной работе, которые нужно учитывать при составлении таких работ. Помимо требований к организации нужно учитывать также санитарных правил, норм и рекомендаций, которые тоже имеют очень важное значение.
3. Педагогические условия формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников на уроках технологии
Уроки практического труда (технологии) в начальной школе традиционно считаются специфическими. В соответствии с многолетней традицией их особенность принято подчеркивать, начиная уже с определения целей и задач.
Типы упражнений и заданий, способствующие развитию самостоятельности у младших школьников на уроках технологии [10]:
- информационные задания, которые побуждают учеников к пониманию, выявлению различных знаний, умений и первоначальных навыков;
- задания и упражнения, требующие перенос методов решения практических работ, задач, упражнений по одному предмету на решение задач по другому предмету;
- задания и упражнения, требующие активный поиск путей и способов решения на основе комплексного применения знаний и умений по различным предметам;
- задания, предполагающие систематизацию и обобщение политехнических знаний, умений, первоначальных навыков учащихся, целенаправленное развитие творческой трудовой активности.
Для формирования самостоятельности младших школьников на основе изучения литературы нами были выявлены следующие педагогические условия:
- построение учебной деятельности на основе постепенного продвижения младших школьников от действий в сотрудничестве с учителем к самостоятельным, от подражательных к творческим;
- использование активных поисково-творческих методов обучения, направленных на формирование самостоятельности у младших школьников на уроках технологии;
- использование в учебной деятельности школьников сюжетно ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий, где они могут действовать самостоятельно;
- разработка и использование на уроках технологии специальных заданий, упражнений и задач на развитие самостоятельности учащихся.
Уроки технологии на самом деле уникальны и очень важны для общего развития учащихся начальной школы. Это выражается в следующих аспектах, которые настолько тесно взаимосвязаны, что их достаточно сложно разделить:
- возможность активизации познавательной деятельности (за счет соединения различных форм познания и видов деятельности);
- возможность социальной адаптации личности (через формирование практических умений и развитие творчества);
- возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учета в образовательном процессе индивидуальных возможностей ребенка и природных закономерностей развития) [4].
Полученные детьми на уроке технологии знания и умения должны быть хорошо закреплены. Прочное закрепление пройденного является одним из основных условий, обеспечивающих полноту и устойчивость приобретаемых детьми знаний и навыков. Лучший способ закрепления знаний и проверка их это самостоятельная работа.
Нельзя давать детям самостоятельно читать по учебнику о том, что излагалось на уроке, если они многого не поняли из рассказа учителя, или нельзя упражнять детей в каком-либо технологическом действии, если они не усвоили, как и в каком порядке, оно производится.
Поэтому первым моментом в закреплении материала должно быть воспроизведение детьми того, о чём сообщалось в беседе или о чём
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Книга 6. Педагогическая симфония. Часть 1. Здравствуйте, Дети! / Ш.А. Амонашвили. – Екатеринбург, 2013. – 320 с. – (Университеты России).
2. Батыршина, А.Р. Технология организации самостоятельной работы / А.Р. Батыршина // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 9. – С. 84–89.
3. Белкин, Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике / Е.Л. Белкин, В.В. Давыдов. – Волгоград, 2009. – 87 с. – (Среднее профессиональное образование).
4. Бибик, А.Е. Методика обучения географии в средней школе / А.Е. Бибик. – Москва: Просвещение, 2008. – 391 с. – (Университеты России).
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – Санкт–Петербург: Питер, 2008. – 399 с. – (Университеты России).
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: АСТ., 2005. – 671 с.
7. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. /Б. П. Есипов//Государственное учебно–педагогическое издание Министерства Просвещения РФ. — Москва: Педагогика, 2011. – 68 с. – (Профессиональное образование).
8. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя / Л.В. Жарова // Москва: Просвещение, 2013. – 204 с.
9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб / И. А. Зимняя – Москва: Лотос, 2010. – 384 с. – (Профессиональное образование).
10. Малкин, И.И. О классификации и рациональном сочетании видов самостоятельных работ учащихся на уроке / И.И. Малкин. – Казань, 2006. – 198 с.
11. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество/А.М. Матюшкин. – Москва: 2015. – 720 с. – (Среднее профессиональное образование).
12. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: в 2 ч. Ч. 1. / Л.Н. Модзалевский. – Москва, 2010. – 432 с. – (Университеты России).
13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – Москва: Оникс, 2011. – 736 с.
14. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности / А.К. Осиницкий. – Москва: Педагогика и психология, 2006. – 32 с.
15. Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: в 2 ч./ Е.В. Оспенникова. – Пермь, 2013. – 301 с. – (Университеты России).
16. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим–Бад. – Москва: Большая Рос. энцикл., 2009. – 527 с.
17. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: учеб. пособие / П.И. Пидкасистый, Б. Коротяев. – Москва: Просвещение, 2008. – 467 с.
18. Сахаров, Б.А. О самостоятельных работах учащихся, предшествующих изучению ими нового материала / Б.А. Сахаров. – Благовещенск, 2007. – 278 с.
19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – Москва: Народное образование, 2008. – 256 с.
20. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения / В.И. Селиванов. – Ростов, 2012. – 96 с. – (Университеты России).
21. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов, 2010. – 544 с.
22. Стрезикозин, В.П. Организация процесса обучения в школе / В.П. Стрезикозин. – Москва: Просвещение, 2008. – 280 с.
23. Толстой, Л. Н. Круг чтения. Афоризмы и наставления / Л. Н. Толстой – Москва: Эксмо, 2013. – 944 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М–во образования науки РФ. – Москва: Просвещение, 2010. – 41 с.
25. Хрипкова, А.Г. Мир детства: младший школьник / А.Г. Хрипкова. – Москва: Просвещение, 2011. –355 с.
26. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Москва: МПСИ, 2011. – 416с.
27. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника / М.Г. Яновская. – Москва, 2014. –98 с.– (Университеты России).