Фрагмент для ознакомления
2
взаимосвязанных разнородных работ (от проведения исследований до продвижения нового товара на рынок);
* творческий характер, определяющий высокую зависимость конечных результатов от индивидуальных усилий и потенциальных способностей исполнителей;
* неопределенный и слабо прогнозируемый характер инноваций, порождающий риски для участников инновационной деятельности;
* эксклюзивность процессов, обусловливающая невозможность их типизации;
* ускоренное моральное старение научно-технической информации, полученной в результате творческого процесса;
* нематериальный характер многих результатов труда (обычно новая научно-техническая информация), сложность возникающих в инновационном процессе отношений собственности.
Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом. [6]
Основным показателем развития научной деятельности, принятым для сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП).
В Республике Беларусь в последние годы данный показатель составляет менее 1%, что является сдерживающим фактором ускоренной разработки передовых отечественных технологий. Потребность же в технологической и структурной модернизации производства остается высокой.
Главная цель развития страны на 2016-2020 гг. - повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития. Повышение уровня и качества жизни населения может быть достигнуто наращиванием экспортного потенциала и ростом ВВП благодаря повышению конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, что возможно при формировании новейшего технологического, технического, научного, управленческого укладов.
Повышение конкурентоспособности национальной экономики основывается на активизации инноваций. Основным условием обеспечения высокой конкурентоспособности белорусской экономики являются инновации, постоянное технологическое совершенствование всех сфер деятельности путем использования новых знаний. Оно должно осуществляться в соответствии с инновационной стратегией, формируемой на всех уровнях управления и хозяйствования с учетом результатов научно-технического прогнозирования и маркетинга и ориентированной на опережение возможных конкурентов в расширении действующих и создании новых рынков товаров и услуг. [7]
Переход на инновационный путь развития для белорусской экономики сегодня жизненно важен, поскольку она в силу объективных причин все больше интегрируется в европейские и мировые экономические процессы, при этом повышение ее конкурентоспособности возможно лишь при условии целенаправленной разработки и формирования национальной инновационной системы, рыночной трансформации действующего научно-технического потенциала Беларуси с ориентацией на мировые тенденции в инновационной сфере при обязательном учете собственных особенностей и интересов.
Инновационное развитие национальной экономики как государственный приоритет определено законами Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», и «Об основах государственной научно-технической политики», а также Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.
Главной целью Государственной программы инновационного развития на 2016-2020 гг. является обеспечение качественного роста и повышение конкурентоспособности национальной экономики с концентрацией ресурсов на формировании высокотехнологичных секторов, базирующихся на производствах V и VI технологических укладов: IT-сектор, высокоточное машиностроение, приборостроение, микроэлектроника, фармацевтика, биотехнологии и других.
Согласно индикативным показателям Государственной программы, удельный вес инновационно - активных организаций в общем числе тех, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, должен составить в 2020 г. 26%; удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, - 22%; доля внебюджетных источников во внутренних затратах на научные исследования и разработки - 60%, наукоемкость ВВП должна возрасти до 1,5%.[13]
Для оценки инновационного развития национальных экономик применяют Глобальный индекс инноваций, который представляет собой оценку деятельности в области инноваций. Его готовят Корнельский университет (США), школа бизнеса INSEAD и Всемирная организация интеллектуальной собственности. Эксперты составляют рейтинг на основании 81 критерия, начиная от уровня НИОКР и количества патентных заявок и заканчивая объемом расходов на образование. Публикуется ежегодно с 2007 г.
Согласно рейтингу, уровень инновационного развития, отражающий оперативные и организационные изменения экономических систем, развитие и использование новых технологий, показатели инноваций и кадровый потенциал Беларуси, невысок.
В 2016 г. республика заняла 79 место, что на 26 позиций ниже, чем в 2015 г., ухудшив место в общем рейтинге по показателям уровня развития рынка, результатам в области знаний и технологий, а также творческой деятельности. [14]
В 2017 г. Беларусь в сравнении с 2016 г. потеряла 9 позиций , но в 2018 г. поднялась на две строчки и заняла в новом Global Innovation Index 86 место/
Основные направления государственной инновационной политики республики на 2016-2020 гг.:
* организация разработки и реализации инновационных проектов, имеющих государственное значение;
* инновационное развитие регионов;
* развитие инновационного предпринимательства;
* повышение эффективности управления НИС;
* повышение эффективности коммерциализации результатов НТД и формирование рынка НТП;
* развитие инновационной инфраструктуры;
* формирование институциональной среды, стимулирующей инновационную деятельность;
* создание системы технологического прогнозирования и повышение эффективности научно-технической деятельности;
* развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности;
* кадровое обеспечение инновационного развития национальной экономики. [15]
На финансирование проектов и мероприятий Государственной программы инновационного развития на 2016-2020 гг. планируется направить 19,4 млрд бел. руб. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров №320 от 29 апреля 2017 г.
Из этой суммы 186,8 млн руб. составляют средства республиканского бюджета, из местных инновационных фондов будет выделено 200,6 млн, из собственных средств предприятий - 872,8 млн, 14,4 млрд руб. - это иностранные инвестиции, 3,6 млрд - кредитные ресурсы.
Активная работа в области разработанных направлений позволит достичь плановых показателей, установленных на 2016-2020 гг., и улучшить рейтинг инновационного развития республики.
В стране разработан Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2016-2020 годы и на период до 2030 года, в котором определены перспективные приоритетные векторы движения, исходя из долгосрочных целей социально-экономического развития Беларуси, дана оценка возможностей, условий и ожидаемых эффектов совершенствования национальной системы «наука-технологии-инновации».
В среднесрочной перспективе важнейшим фактором повышения конкурентоспособности экономики и роста ВВП должны стать наука и инновации. [16]
1.3 Статистические макроэкономические индикаторы на основе
микроданных и их применение для анализа белорусской экономики
В практике эконометрического анализа и прогнозирования экономических и финансовых процессов традиционно применяются показатели на основе агрегированных макроэкономических данных, рассчитываемых статистическими органами. К их числу относятся показатели системы национальных счетов, межотраслевого баланса, денежно-кредитные, финансовые, пруденциальные показатели финансовой устойчивости банковской системы и др. В контексте задач оценки текущего состояния моделируемых процессов, а также прогнозирования их динамики общим недостатком таких показателей является существенная задержка времени поступления, которая обуславливает необходимость расширения горизонта прогнозирования на период задержки. Другим недостатком макроданных является невозможность проведения дифференцированного анализа состояния экономики на уровне отдельных субъектов или определенных их категорий с целью раннего выявления нарастания системных рисков.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика и основы эконометрики. М.: ЮНИТИ, 1998. Макаров В. Л., Айвазян С. А., Борисова С. В., Лакалин Э. А. Эконометрическая модель экономики России для целей краткосрочного прогноза и сценарного анализа//Препринт # WP/2001/121. М.: ЦЭМИ РАН, 2018.
2. Гилл, С. Глобализация, демократизация и многосторонность. Нью-Йорк: Macmillan, 2018.
3. Говорова, Н. Конкурентоспособность -- основной фактор развития современной экономики // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 4. С. 24-29.
4. Долгов, С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Экономика, 2016.
5. Конкурентоспособность регионов Беларуси: общий обзор // И. Точицкая, И. Пелипась. Минск, 2015. 24 с.
6. Крылович, И. Взвешивая риски // Белорус. рынок. 2015. № 36.
7. Малюгин В. И., Пранович М. В., Мурин Д. Л., Калечиц Д.Л. Система эконометрических моделей для анализа, прогнозирования и оценки вариантов денежно-кредитной политики//Исследования банка. 2016. № 2.
8. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Минск: Юнипак, 2014.
9. Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Экон. наука, 2016.
10. Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики. Минск: Амалфея, 2018.
11. Харин Ю. С, Малюгин В. И., Пранович М. В., МуринД. Л. Система эконометрических моделей для прогнозирования и оценки вариантов денежно-кредитной политики//Белорусский экономический журнал. 2003. №3.
12. Харин Ю. С., Малюгин В. И., Харин А. Ю. Эконометрическое моделирование. Мн.: БГУ, 2004.
13. Устремленность в будущее. Беларусь. Цифры и факты. Минск: Мин-во статистики и анализа Респ. Беларусь, 2016.
14. Фагерберг, Дж. технологии, экономический рост и безработица в европейских регионах / Дж. Фагерберг, Б. Верспаген, М. Каниелс / / Региональные исследования. 2018год. Том 31. С. 457-466.
15. Черченко, Н. В. Этапы формирования конкурентоспособности национальной экономики // Вестник БГУ. Сер. 3. 2015. № 3. С. 72-75.
16. World Development Indicators / World Bank [Electronic resource]. 2018. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=world-development- indicators (date of access: 30.04.2020)
17. Global Competitiveness Report 2013-2014 // World Economic Forum, ed-ited by Professor Claus Schwab. World Economic Forum, 2015. 569 p.
18. Global Competitiveness Report 2017-2018 // World Economic Forum, ed-ited by Professor Claus Schwab. World Economic Forum, 2014. 393 p.
19. The 2016 IMD World Competitiveness Scoreboard. [Electronic resource] // URL: https://www.imd.org/globalassets/wcc/docs/scoreboard-2016.pdf (date of access: 30.04.2020).