Фрагмент для ознакомления
2
2. Неправильное использование значения слова на основе внешнего сходства: футболка – рубашка, сарафан – фартук и т.д.;
3. Неправильное использование значения слова на основе общности ситуации: вешалка – ручка, каток – лед;
4. Неправильное использование значения слова на основе части и целого: кисть – рука, дверь – проем, кровать – матрац и т.д.;
5. Неправильное использование значения слова на основе конкретного понятия: розы – цветы, посуда- чашки, одежда – платья и т.д.;
Недоразвитие речи проявляется у детей при использовании замены глаголов. В некоторых случаях дефекты несущественные, а в других существенные с выделением оттенков значений.
Во время подбора слова, из-за недостаточной его изученности или закрепленности осуществляется выбор схожий только лишь по звучанию, например: сова – слова; гроздь ягод – грусть ягод и т.д.
У детей с нарушением речи наблюдает торможение процесса формирования семантических полей, об этом свидетельствует случайная ассоциация слов.
Также отмечается резкое возрастание синтагматических реакций ближе к 7-ми годам, данный фактор влияет на развитие формирования грамматического строя речи.
У детей в возрасте 6-ти лет наблюдается недоразвитие лексической речи при ассоциации слов, например: кровать-диван; собака-кошка).
1.3 Нарушение речи из-за форм стёртой дизатрии и дислалии
Причиной нарушения речи может послужить воздействие множества факторов, поэтому к исследованию данной проблемы следует подключить сразу несколько наук, например, таких как: педагогика, психология и логопедия.
Такие формы как стёртая дизатрия и дислалия являются объектами изучения искажения речи. Однако, как показывает практика, эти формы очень часто путают между собой. Углубляясь в изучение каждой из них, в ходе исследования выявляются существенные различия [2, стр. 35].
Г. Гуцман доказал, что, например, коррекция звукопроизношения в отличие от дислалии при дизартрии вызывает определенные трудности [12, стр. 102].
Изучение дислалии ведется с 30-х годов XIX столетия, такой большой промежуток времени позволил накопить большое количество научного и методического материала. Но даже сегодня изучив литературу того времени, данные свидетельствуют о том, что формы изучены не до конца.
Важно рассмотреть проблему данных форм как целостный комплекс:
исследовать элементы причин образования речевого нарушения, начиная с низшего уровня (фонетического) и заканчивая высшим (морфологическим);
проанализировать элементы и их взаимосвязи в рамках образования речевого дефекта;
сформировать структуру и свойства определённых элементов речи.
Изучение функциональной дислалии и легкой формы дизатрии в логопедической практике оказывает большую сложность, в отличии от других форм нарушения речи.
Важно выбирать рациональную методику и коррекцию для достижения максимального результата.
Обзор литературных данных подтверждает, что стертые формы дизатрии остаются по-прежнему недостаточно изученными. Не разработан оптимальный подход к коррекции данного речевого нарушения. [3, с. 11].
Для того чтобы увидеть отличие между формами стертой дизатрии и сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогиечское исследование, а именно:
анализ медико-педагогической документации;
изучение анамнестических данных.
Изучение дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии является одним из самых интересных исследований в области неврологии и логопедии. Данное исследование требует развитие ранее разработанных неврологических и логопедических диагностик. Нуждается в совершенствовании методов логопедической в доречевом периоде. Данная речевая проблема встречается не только с детьми группы риска 5 – 6 лет, но и с детьми в первые годы жизни, которые имеют перинатальные поражения мозга [5, с. 23].
Поваляева М.А., исходя из личной практики, показала, что стертые формы дизартрии довольно часто смешивают с дислалией [12,с. 102-103].
Особенности речевого нарушения недостаточны для изучения речевого нарушения у детей с дислалией.
Социальные возможности ребенка ограничиваются из-за нарушения звукопроизношения. Ребенок уже с детства наинает стесняться своего речевого дефекта. Он становится замкнутым, неуверенным в себе, в своих силах и возможностях. Также данный аспект может стать фактором неуспеваемости ученика в школе.
Поваляева М.А., рассмотрела вопрос о схожести двух нарушений, доказав, что стертую форму дизартрии можно отождествить со сложной дислалией.
Мартынова Р.И. провела всестороннее клинико-педагогическое исследование детей с функциональной дислалией, легкой дизартрией и детей с нормальной речью.
Благодаря данному исследованию было выяснено, что легкая форма дизартрии выявлялась значительно больше, чем функциональная дислалия или нормальная речь ребенка.
Отклонения со стороны центральной нервной системы у детей с нормальной речью и с функциональной дислалией не наблюдались. Легкие формы дизартрии выявляли негрубую неврологическую симптоматику, в виде стертых парезов, гиперкинезов и нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах.
Легкая форма дизартрии и меньшая степень при функционировании дислалии показывала нарушение со стороны вегетативной нервной системы.
Сравнительное исследование показало, что нарушалась не только одна локальная функция – психическая, но и в совокупности все психические процессы. Нарушение нервно-психических функций значительно больше выявлялось при легких формах дизартрии, чем при функциональной дислалии.
Происходит задержка психического развития ребенка. Требуется более активное медико-педагогическое воздействие.
Изучение данного исследования показало, что работа логопеда не должна ограничиваться постановкой и исправлением только дефектных звуков, но должна иметь более широкий диапазон коррекции личности ребенка в целом.
Архипова Ф.Е. разработала параметры сравнения детей со стертой формой дизартрии и дислалией, внеся тем самым вклад в вопрос дифференциальной диагностики дизартрии и дислалии.
Рассмотрим более подробно каждый из этих параметров:
1. Общая моторика. У детей, которые имеют выраженную легкую форму дизатрии, в отличии от своих сверстников заметны деффекты в ходьбе и беге. Они очень часто падают из-за своей неловкости. Координация у людей с такой болезнью нарушена. Обследования врачей подтверждают этот факт. Ребенок не может даже правильно прыгать и стоять на одной ноге. Нарушений со стороны моторики не наблюдается.
2. Слабо развитая мелкая моторика. Процесс самооброзования проистекает очень медленно. Ребенок не может держать правильно карандаш, так как сильно напрягает мышцы рук или наоборот, держит очень слабо. Шрифт у малыша, с нарушением моторики, выглядит очень неровным и неаккуратным. Из-за неполноценной ориентировки в тетради, у ребенка проявляется так называемый тип зеркального написания. Уроки черчения и выполнение геометрических заданий становятся преградой для ребенка.
Если при стертой дизартрии у ребенка отчетливо видны нарушения моторики, то у ребенка с дислалией таких нарушений нет.
3. Артикуляционный аппарат. Ребенок со стертой дизартрией проявляет следующие симптомы:
гипертонус: лицо ребенка вялое с маловыразительной мимикой, при осязательном ощущении лица наблюдаются твердые мышцы; Аерхняя губа натянута и прижата к верхней десне, а во время произношения звуков она неподвижна; язык всегда толстый; голос настолько слабый, что даже не может произнести мычание коровы; не может повторять слова за собеседником; речь немного ускоренная; ослаблен речевой выдох; страдают согласные и гласные звуки.
гипотонус: лицо гипомимично, эмоции слабые и упрощенные; при осязательном ощущении лица наблюдается дряблость мышц; рот приоткрыт; ребенку сложно удерживать рот закрытым; речевое дыхание поверхностное; ребенок не договаривает окончаний слов, как бы допускает грамматические ошибки, страдают обычно согласные.
гиперсаливация: наблюдается повышенное слюноотделение при произношении звуков особенно сильно это заметно при увеличении нагрузки.
девиация языка (отклонение языка от средней линии) при комплексной нагрузке на речевой аппарат. Например, при выполнении упражнения «маятник» нужно посмотреть в какую сторону отклоняется язык.
гиперкинезы: при искусственном движении языка. Существует три степени гиперкинезов: тяжелая, когда язык подергивается в пере-заднем направлении; средняя, когда при комплексной нагрузке проходят волны продольного и поперечного характера; легкая, когда при комплексной нагрузке наблюдается посинение кончика языка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Леонтьев А. Н. «Проблемы развития психики» М., 1981 г.
2. Лурия А. Р. «Основы нейропсихологии» (Издание 5),М., из-во Academia,2006 г
3. Правдина О. В. "Логопедия" Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973 [Электронный вариант]Хватцев М. Е. «Логопедия» М., 1959 г.
4. Хрестоматия по логопедии/под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова М.:Владос, 1997 г.
5. "Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений" / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской,Изд. 5-е, перераб., доп.,М:Владос,2006 г. [Электронный вариант]
6. «Расстройства речи у детей и подростков»/под ред. С. С. Ляпидевского М., 1969 г
7. Чиркина Г. В. «Дети с нарушениями артикуляционного аппарата» М., 1969 г.
8. Ермакова И. И. «Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков» М.,"Просвещение", 1984г.
9. Вильсон Д. К. «Нарушения голоса у детей» М., 1990 г.
10. Митринович-Моджеевска А. «Патофизиология речи, голоса и слуха» Варшава, 1965 г.
11. Морозов В. П. «Биофизические основы вокальной речи» Л., 1977 г.
12. Таппапова С. Л. «коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса» 1984 г.
13. Селиверстов В.И., "Заикание у детей". Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. Издательство: Владос, 2001г.
14. Тяпугин Н. П. «Заикание» 1996 г.
15. «Заикание»/под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера М., 1983 г.
16. «Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых»/под ред. В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской М., 1981 г.
17. Бейн Э. С., Бурлакова М. К., Визель Т. Г. «восстановление речи у больных с афазией» М., 1982 г.
18. Шохор-Троцкая М.К.(Бурлакова) "Речь и афазия: Методологический подход к преодолению речевых расстройств", Издательство "ЭКСМО-Пресс" , 2001 г.
19. Шохор-Троцкая М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе востановления. - М.: Институт общегуманитарных исследований В. Секачев, 2002.
20. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К., "Стратегия и тактика восстановления речи. Нейропсихологическое введение в логопедию.", М.:Издательство: ЭКСМО, 2001 г.
21. Шохор-Троцкая М.К.(Бурлакова), Коррекция сложных речевых расстройств: Сборник упражнений,М.:Издательство: Сфера, 2006
22. Цветкова Л. С. "Афазия и восстановительное обучение: Учебное пособие", М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001г.
23. Егоров Т. "Психология овладения навыком чтения" М.: Каро, 2005
24. Лалаева Р. И. «Нарушения процесса овладения чтением у детей» М., 1983 г.
25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. "Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития" Издательство: Владос, 2004 г.
26. Левина Р. Е. «Нарушения письма у детей с недоразвитием речи» М., 1961 г.